Кын Нам Ким
Обобщение опыта «Ежедневная встреча со сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад N 1 «Загадка» города Южно-Сахалинска
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ : «ЕЖЕДНЕВНАЯ ВСТРЕЧА СО СКАЗКОЙ».
Воспитатель: Ким Кын Нам
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Роль сказки в современном воспитании дошкольников.
2. Работа над сказкой в программе «Развитие».
3. Как показать ребенку волшебный мир сказки.
4. Перечень используемой литературы.
«За ступенькою ступенька – станет лесенка.
Слово к слову ставь складненько – будет песенка.
Публикация «Обобщение опыта „Ежедневная встреча со сказкой“» размещена в разделах
А колечко на колечко – будет вязочка.
Сядь со мною на крылечко, слушай сказочку.
Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра. Она нужна ему для того, чтобы определиться, измерить, оценить свои возможности. Законы «расшифровки» сказки неодинаковы для всех. Они особые, частные, сугубо личные. О «типовом» маленьком слушателе можно говорить лишь в общих чертах. Фактически же совсем одинаковых не найдется даже двух.
Для педагога очень важно как воспринимает ребенок сказку, всмотреться в детские лица, отметить их реакцию, сияние глаз, улыбку, жесты. Пока сказка длится, мы рядом с ребенком, мы принадлежим друг другу целиком.
Ребенка интересует в данном случае не только содержание и форма, сколько содержание выражения: голос взрослого, его оттенки, громкость, модуляции, тембр; от знакомого голоса исходит нежность, он развязывает все узелки тревог, отгоняет призраки страха. Одновременно происходит знакомство с родным языком, со словами, их формами и структурой.
Мы никогда не сможем уловить тот миг, когда ребенок, слушая сказку, впитывая ее, овладевает определенным отношением лексических единиц, открывает для себя употребление глагольной формы, роль какого-нибудь предлога. Так сказка дает ему обильные сведения о языке.
Для чего еще ему нужна сказка? Для того, чтобы создать структуру своего интеллекта, устанавливая разного рода связи: «Я и другие», «Я и вещи», «Вещи подлинные и выдуманные». Сказка нужна ему для того, чтобы создать себе представление о пространстве («далеко-близко») и о времени («давно – сейчас», «сначала – потом», «вчера – сегодня – завтра».
Дети непосредственно воспринимают события, верят в истину происходящего, что усиливает остроту ощущений. Эта внутренняя активность – жизнь вместе с героями, как бы поднимает все душевные силы ребенка на новую ступень. Безусловно,какое воспитание ребенок получит в детстве, зависит его будущее. Сказка – это азбука нравственности, первые уроки порядочности, которые должны быть усвоены маленькими детьми через сказочных героев. Честность, доброта,, справедливость, желание приносить радость, оказывать помощь должны стать основой будущей нравственной позиции ребенка. Художественная литература воздействует на ум, чувства детей. А вот до какого возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира? В самом начале жизни сказка встречает простыми, близкими образами, затем фантастическими приключениями, увлекательными, красочными, яркими. Вся эта свежесть, чистота, гармоничность, напевность, целостность служит для малышей первым толчком к развитию мышления, фантазии, творчества. Воспитательное значение сказок в свое время было высоко отмечено К. Д. Ушинским. Он видел в них первые попытки русской педагогики. Язык сказок живописен, в нем много сравнений, метких выражений, ярких эпитетов. Важно использовать их в разговоре с детьми. В показе театра сказок нужно, чтобы дети вслушивались и вдумывались в подробности сюжета. Полнота произведения, восприятие его детьми зависит от того, как оно будет воспроизведено воспитателем, насколько глубоко он может проникнуть в текст, донести до ребят образы персонажей, передать моральную направленность и остроту ситуации, свое отношение к событиям.
Важной задачей считается формирование национального самосознания у детей, чтобы они любили русскую народную культуру, с молоком матери впитывали народное творчество, любили свою маленькую страну сказок, а мы должны постараться развить все это в детях.
Поэтому данная тема очень актуальна для педагога – дошкольника. Ее значение сегодня усиливается потому, что маленького ребенка необходимо оградить от жестокости современного мира, агрессивности, которые ежедневно идут с экранов телевизоров и видеомагнитофонов.
Я это пытаюсь сделать с помощью сказки и пособий которые изготавливаю сама. Оригинальность этих пособий, их привлекательность для детей, яркость и необычность, возможность глубже погрузиться в образы сказочных персонажей, и является тем новшеством, которое я представляю в своей работе.
Мне нравится программа нового поколения» Развитие» детского центра Л. А. Венгера г. Москвы, которая при ознакомлении дошкольников с художественной литературой ведущее место отводит работе над сказкой. Основываясь на исследованиях, проведенных в отечественной и мировой психологии, авторы сосредоточили внимание не на содержательной стороне сообщаемого материала, а на способах овладения этим материалом, организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития способностей. На основе такого ознакомления происходит с одной стороны развитие эмоциональной сферы ребенка (сопереживание, сочувствие, эстетических чувств, а с другой стороны – усвоение морально – этических норм, освоение специальных средств литературно – речевой деятельности. Сюда включается ознакомление детей со средствами художественной выразительности и активное использование их детьми в речевой деятельности. Много внимания уделено развитию наглядных форм сигнализации – умению отбирать заместителей для обозначения персонажей сказки Выбор необходимо сделать, когда количество заместителей соответствуют количеству персонажей сказки,
(распределение заместителей, и, когда имеются лишние заместители (например, кружки разных цветов и величины) следует отобрать только нужные для сказки и использовать отдельные заместители в процессе рассказывания сказки. Кроме отдельных заместителей используются схемы и модели. Например, после знакомства со сказками «Репка», «Теремок», «Рукавичка» предлагаем детям схему. «Почему мы нарисовали стрелки? Какая схема относится к сказке «Репка, а какая к сказке «Теремок»? И дети справляются с такими заданиями. Они быстро ориентируются в этом вопросе, начиная с младшего возраста. Для них не составляет труда работать по схемам.
Целью данных занятий в основном является:
- усвоить последовательность действий персонажей в сказке;
- участие в рассказывании и эмоциональном восприятии содержания;
- внимательно относиться к образному слову, воспроизводить слова текста, фразы, повторять песенки;
- совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей через театрализованные игры;
- продолжать расширять знания об окружающей действительности;
- продолжать активизировать и расширять словарь детей;
- закрепить правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работу над интонацией;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- совершенствовать память, мышление, внимание, воображение, восприятие;
- продолжать воспитывать гуманные чувства, формировать представление о честности, справедливости, добре, воспитывать отрицательное отношение к хитрости, жестокости, трусости;
- развивать творческую самостоятельность, побуждая их передавать настроение;
- поощрять желание принимать участие в вечерах, развлечениях и в самостоятельности детей;
- подвести к моделированию, т. е. усвоить текст с помощью моделей, упражнять в словообразовании, использовать структурно – логическую схему;
Для работы над данной темой разделила детей на две подгруппы. В первую группу вошли дети наиболее сильные, т. е. которые хорошо знают содержание сказок, лучше развита речь. Во вторую группу вошли дети, вновь пришедшие, у которых недостаточно развита речь. Это дает мне осуществить дифференцированный подход к детям. Первое занятие, проведенное в сентябре, помогло распределить детей на подгруппы и поставить такие задачи:
- научить ребенка ценить и понимать сказку;
- усвоить последовательность событий;
- участвовать в рассказывании, театрализации произведений;
- стремиться быть похожим на положительных героев, вырабатывать отрицательное отношение к плохим поступкам.
В начале учебного года (в сентябре) я перед собой поставила следующие задачи:
1. Выявить знание художественной литературы.
2. Возможность использовать условные заместители отдельных персонажей сказки при разыгрывании и самостоятельном сочинении.
Было выявлено: 20% детей показали высокий уровень; 50% - средний; 30% - низкий.
Для дальнейшей работы был намечен план работы:
- провести родительское собрание на тему «Ознакомление с программой «Развитие «;
- оформить папку – передвижку со статьями и советами по ознакомлению с художественной литературой;
- оформить фотовыставку детских игр;
- подбор литературы об игрушках и играх для применения их на практике.
- день открытых дверей;
В конце января провела занятие по русской народной сказке «Кот, петух и лиса «, где ставились следующие задачи:
- учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание;
- запоминать отдельные слова и песенки героев; интонационно, выразительно воспроизводить их.
Во время загадывания загадок о животных дети быстро говорили отгадки. Песенку о лисе подпевали большинство ребят. На вопросы по тексту отвечали в основном дети первой подгруппы. Связный рассказ составить могли шестеро детей. С геометрическими фигурами путались лишь несколько детей. У детей был интерес на протяжении всего времени, т. к. персонажи сказки были необычны. Детям захотелось их потрогать, подействовать, поиграть с ними. После занятия детям не хотелось отпускать лису, и мы провели малоподвижную игру «Куда спряталась лиса?».
Следующее занятие провела весной по диагностике, где ставились такие задачи:
- выявить уровень овладения действиями по построению плана игры – драматизации» Колобок». Дети сами помогали определить место домика, где будут жить наши персонажи. Малыши действовали с заместителями так же хорошо как с игрушками. Мне удалось ввести в игру малоактивных детей по ролям – зрители и артисты. При анализе сказки дети называли тех, кто им понравился. Ребята легко могли вживаться в образ, благодаря методу моделирования. После рассматривания иллюстраций провела беседу о животных, которые живут в домике – теремке, а прозвища животных дети знали все. Малыши правильно нарисовали всех персонажей, но им трудно было нарисовать волка и лису. Содержание сказки запомнили все дети, а вот последовательность событий смогли передать не все дети. Надо отметить, что дети с низким уровнем перешли в средний уровень. На этом занятии высокий уровень показали – 35% детей, средний – 55%, а низкий – 10% - это дети, которые отставали по возрасту. Они не справились с моделированием.
Диагностические данные по выявлению уровня развития воображения.
Задачи данного занятия:
- возможность детей определять заменители, т. е. подбирать предметы к заменителю на основе какого – либо признака.
- возможность использовать элементы символизации – использование цветовой символизации для выражения положительного или отрицательного отношения к героям сказки.
Для этого занятия я приготовила два больших круга (оранжевый и красный) и картинки с изображениями предметов всех цветовых гамм, домики – белый и черный, игрушки белок и др. животных. С первой задачей дети справились на 80%. Со второй задачей дети с первой подгруппы справились отлично, аргументируя свои ответы. А вот дети со второй подгруппы путались в цветах, заселяли зверей в домики, не обращая внимания на цвет.
Отсюда следует вывод: опредмечивание заместителей идет успешнее, а использование символизации отстает, и поэтому я запланировала для себя индивидуальную работу с отстающими детьми.
Проследив путь ознакомления с художественной литературой на протяжении всего учебного года через театрализованные игры, я запланировала работу на учебный и летний период.
План работы заключается в решении следующих задач:
1. Показать программные сказки.
2. Устроить выставку фотографий.
3. Оформить фотоальбом «Театр и дети».
4. Использование в подвижных играх персонажей из сказок.
5. Изготовление альбома «Из какой сказки персонаж?».
6. Выставка работ из пластилина по любимой сказке.
7. Оформление уголка семейного чтения.
8. Проведение «минуток – шуток» - кто больше придумает смешных, добрых слов о персонажах.
9. Проведение вечера загадок о животных.
10. Конкурс чтецов (стихи о животных).
11. Оформление книжек – альбомов «Куда покатился колобок?».
12. Выставка рисунков по сюжетам сказок
Результаты диагностики, проведенные в конце учебного года, таковы:
Если в начале учебного года: высокий уровень – 20%, средний – 50%, низкий – 30%.
В конце учебного года: высокий – 35%, средний – 55%. низкий – 10% .
Однако, программа «Развитие» предусматривает сравнение детей не друг с другом, а ребенка с самим собой от начала и до конца учебного года, чтобы педагог мог проследить есть ли продвижение вперед в развитии его способностей. Результаты диагностики показывают, что 90% детей имеют существенный уровень развития, что радует и направляет меня на новые творческие поиски.
Сказка для ребенка всегда любима. Он ее слушает, играет в нее, ждет встречи с ней, ожидает какого – то волшебства, таинственности. Хочется рассказать, как провожу ребят, поэтому сказочному миру, полному тайн и удивительных приключений. Стараюсь, чтобы в любой сказке дети видели необычность, красоту, даже пусть это произведение будет знакомо детям. Я решила вносить игрушки разной формы, из разного материала. Они не продаются в магазине, нет их в окружении ребенка. Во время занятия ребенок тянется к нему, хочет их потрогать, озвучить роль, но лучший прием, это когда вносишь их в группу необычным способом, который я называю «сюрпризом». Дети настолько уже привыкли к ним, что ждут на каждом занятии что-нибудь нового. Большую роль в этом плане я отвожу оформлению сюжета произведения за счет дополнительного материала (забор любой конструкции – плетень, штакетник, крыльцо оформляем сказочным образом, деревья из разного материала и разных видов (из ткани, пластмассы, проволоки, ворота с калиткой, грядка и т. д.) Часто использую прием прихода сказочного персонажа из знакомой сказки, который остается в группе на целый день, участвует как «живой «во всех играх, режимных моментах, дает детям положительные характеристики. Необычную декорацию приготовили к сказке «Лиса и заяц». Ледяная избушка сделана из фольги, а лубяная из линолеума и скрученного тонкого картона, украшенного бусами, обвязанного зеленой нитью. В сказке «Теремок «за основу взяла яркость цвета. Сам теремок оранжевый, обвязан синей нитью. Крыша домика сделана из фигурного пластика. Для каждого персонажа отдельный балкончик. Фигурки персонажей вязанные, из картона
и фабричные. Персонажи сказок хранятся в отдельных коробках из цветного картона, обвязанные коричневыми нитками и украшенные желтыми бусами. Все персонажи сделаны с подставками. Деревья сделаны из бутылочек из-под шампуней. В группе имеется настольно – плоскостной театр, изготовленный своими руками. Театр может разбираться. На птичьем дворе за плетнем, который выполнен из веток деревьев, сидят куры, утки, гуси, павлин, цыпленок. Для свободного пользования персонажами сказок сделала пальчиковый театр. Головы персонажей выполнены из резиновых игрушек, а туловища из ткани, меха, шерсти. Для закрепления цвета придумали сказочный аквариум из семи рыбок. Рыбки изготовлены из пластмассовых бутылок, бус и шерстяных ниток. Для закрепления содержания сказок сделали большой куб по шести произведениям, внутри которого находятся четыре небольших кубика. Из них дети складывают картинку из сказки. Сделали книжку – гармошку по сюжетам сказок. С одной стороны дети могут сложить картинку из некоторых частей, а с другой стороны на пуговицы могут закрепить персонажи с петельками по сказкам «Заюшкина избушка», «Колобок», «Волк и козлята», «Кот, лиса и петух», «Лиса и волк». Я изготовила пособия из старых книг на тему «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Бабочки», «Цветы». Появился новый кузовок со сказками выполненный из бересты. Каждый персонаж наклеен на форму, похожую на лопату, которые отличаются друг от друга цветом ниток.
Надо всеми возможными средствами стараться продлить жизнь ребенка со сказкой. Считаю это неоценимым для воспитания и развития ребенка. Это поможет воспитать творческие натуры, готовые встретиться на жизненном пути с любыми трудностями и преодолеть их.
Литература:
1. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Младший и средний дошкольный возраст.
2. В. И. Панков «Ваши помощники – книги». М., 1978г.
3. Новые приключения колобка или наука думать для больших и маленьких.
4. Мастерская слова. Учебная книга 1 класс. Л. Е. Стрельцова, Н. Д. Томарченко, Тверь, 1991г.
5. Театрализованные игры дошкольников. Л. В. Артемова. М., 1991г. Уроки сказок. Л. П. Стрелкова, 2 изд. М. Педагогика, 1990г.
6. Журнал «Крестьянка», 1986г. Три возраста сказки А. Астахова.
7. Воспитание сказкой. Методические рекомендации по работе с литературой, М, 1987г.
8. К мудрости ступенька. В. П. Аникин, М. Детская литература, 1982г.
9. Русские сказочники, Э. П. Померанцева. Пособие для учащихся М., Просвещение, 1978г.
10. Что за прелесть эти сказки. С. Бойко. Ставрополь, 1982г.
11. Русская народная сказка. Н. М. Ведерникова, Наука, М., 1975г.
12. Журналы «Дошкольное воспитание» за 2001г №5 и за 1996г №11.
Детский сад со всех сторон №20 за 2002г.
13. Джанни Родари «Грамматика фантазии».