Елена Маскаева
Школа радости (обобщение педагогического опыта)
▼ Скачать + Заказать документы
Какими бы прекрасными ни были бы наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей являются мать и отец детей.
В. А. Сухомлинский
Дети растут не от хлеба, а от радости.
Русская народная пословица
1. Краткая характеристика технологии сотрудничества в рамках образовательного пространства «ребенок-родитель-педагог»
Публикация «Школа радости (обобщение педагогического опыта)» размещена в разделах
В современном мире всё больше и больше растёт понимание значения семьи, как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей в интересах детей на 2012-2017 годы» был объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей. В указе говорится о том, что дети должны стать активными участниками решения важнейших задач, направленных на возрождение и всестороннее укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства. Дошкольное учреждение при условии грамотного построения работы обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, взаимодействия с родителями. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.
Согласно ФГОС ДО от 17 октября 2013 года взаимодействие родителей, детей и педагога носит личностно-развивающий гуманистический характер, сохраняя уникальность и самоценность детства, как важного этапа в развитии человека.
Исходя из вышеуказанных документов, основной целью сотрудничества, партнё рства с родителями является:
оказание помощи родителям в осознании процесса образования как непрерывного партнёрского диалога со своим ребёнком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учётом интересов и потребностей дошкольников;
мотивирование родителей к плодотворному и динамичному сотрудничеству с детским садом.
Цель взаимодействия с родителями (законными представителями) выдвинула следующие задачи с учетом ФГОС ДО:
1. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей;
2. Способствовать установлению доверительных взаимоотношений между родителями и детским садом;
3. Содействовать сплочению родительского и детского коллектива;
4. Создать условия для участия родителей в образовательной деятельности.
Учитывая поставленные цели, задачи, передо мной встал вопрос «Как заинтересовать родителей в совместной деятельности?», «Какие формы взаимодействия являются наиболее эффективными?»
Была создана «Школа радости» (далее - Школа). Почему «Школа радости»? Потому что, радостное детство залог гармоничного развития личности. Равноправными партнерами «Школы радости» являются дети, воспитанники и взрослые (родители, законные представители, бабушки и дедушки, братья и сестры, педагоги). Исходя из основополагающей идеи создания Школы, целью её функционирования обозначена потребность научить ребенка радоваться каждому дню, любой погоде, общению с окружающими, каждому новому открытию и сохранить эту радость во взрослом состоянии. Соответственно задачами для взрослых (педагогов, родителей, законных представителей) являются объединение усилий всех участников образовательного пространства для развития и воспитания детей;
создание атмосферы взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопомощи; активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей и обеспечение их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Основными направлениями деятельности «Школы радости», ориентированными на родителей являются:
1. диагностическое направление;
2. информационно-просветительское направление;
3. консультативное направление;
4. досуговое направление:
художественно-эстетическое направление;
трудовое;
патриотическое;
познавательное (Схема 1).
Диагностическое направление предполагает, в первую очередь, педагогическую диагностики или мониторинг направленные на решение образовательных задач:
индивидуализация образования;
оптимизация работы с группой детей (п. п. 3.2.3 ФГОС ДО (утв. приказом Минобрнауки Российской Федерации от 27.10.2013 № 1155).
С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, выяснения образовательных потребностей детей и родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка в своей работе наряду с наблюдением, я использую анкетирование, по результатам которого:
составляются социальные паспорта семей воспитанников, где систематизируются информация о ребенке, особенностях взаимодействия родителей и детей, семейных традициях, увлечениях;
обобщается информация о проведенных родительских встречах, мероприятиях;
анализируются критические замечания по вопросам организация НОД, досуговых мероприятий.
Для активизации процесса рефлексии в группе на доступном для родителей (законных представителей) расстоянии вывешивался «Почтовый ящик», куда родители помещали свои анкеты, опускали записки с интересующими их вопросами.
На основе информации полученной к ходе анкетирования родителей осуществляется наполнение всех остальных направлений деятельности «Школы радости». Немалую роль играют творческие объявления. Например:
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Приглашаем на субботник!
Инвентарь закупили, всех вокруг оповестили
Если дружно все возьмёмся - очень быстро приберёмся!
Или:
Любимые мамы и папы!
Пишут вам ваши детки, у нас закончились салфетки!
Чумазыми быть не хотим, простите – поэтому, пожалуйста, принесите.
Будем чистыми ходить и вас благодарить.
Знают все, что лук от всех недуг!
Будем мы его сажать,
Чтоб здоровенькими стать.
На каждую встречу, тренинг, дискуссионный клуб пишется объявление, где указываются тема, вопросы, а также проводится анкетирование по теме, иногда раздаются отдельные приглашения (для родителей, испытывающих трудности в посещении родительских встреч). В конце каждого объявления делаются небольшие приписочки, например: «Обязательно ждём вас и надеемся на понимание», «Помните, это ваши дети - не оставайтесь равнодушными!», «Активные родители - активные дети», «Давайте сделаем жизнь наших детей в детском саду яркой и интересной», «Это интересно детям, а значит и нам тоже»
Информационно-просветительское направление — раздел профилактической деятельности педагогов, направленный на повышение имиджа дошкольного образования и Детского сад, на формирование у родителей и лиц, их замещающих, положительных установок к образовательной деятельности педагогов. В глобальном плане информационно-просветительское направление ставит перед собой цель осуществлять развитие и повышение уровня педагогической, психологической культуры и компетентности всех участников образовательного процесса, своевременное информирование родителей и законных представителей по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ.
Средствами информационно-просветительского направления являются:
вербальные (беседа, лекция);
наглядные, куда входит информационно-стендовая работа (оформление просветительских стендов, памяток, ширм в родительских уголках);
более современным средством просвещения выступает интернет (сайт группы).
Информационные блоки на стендах родительских уголков постоянно обновляются и представлены по разным направления, а именно:
Социально-правовое просвещение представлено подборкой выдержек из Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, Устава дошкольного учреждения, «Семейного кодекса РФ», «Декларации прав ребёнка», «Конвенции о правах ребёнка»;
Психолого-педагогическое сопровождение и профилактика возрастных кризисов были представлены в виде памяток по темам: Капризы и упрямство», Кризис 3х лет», Ширма «Я сам, не растите из меня ляльку!»;
Вопросы гендерного воспитания были представлены заметками «Мальчики и девочки – два разных мира», «Воспитываем джентльмена», «Как правильно воспитать будущую хозяйку», выпущена газета «Из чего сделаны мальчики, из чего сделаны девочки?»;
Целенаправленная просветительная работа с семьями воспитанников по охране и укреплению здоровья детей, организации здорового питания, по профилактике домашнего травматизма была представлены в виде стенгазет, ширм на темы: «В здоровом теле - здоровый дух», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Йога в детском варианте». Велась рубрика «Спорт для всей семьи», «Лечимся играя» (о профилактике плоскостопия, правильной осанки, развитие силовых качеств, «Советы от «Айболита»; совместно родители и дети оформляли альбом «Спорт нам очень нужен» (наглядные материалы по различным видам спорта). В целях здоровьесбережения были оформлены стенгазеты и памятки по психотерапевтическим возможностям искусства: «Музыкальное воспитание детей», «Изо-терапия», «Арт-терапия в коррекции детско-родительских отношений» и т. д. ;
Была разработана памятка для родителей с рекомендациями по вопросам развития детского экспериментирования под названием «Как помочь маленькому исследователю»;
Тема подготовки к школе нашла свое отражение в ряде информационных блоков родительского уголка. Вот небольшой тематический обзор этих блоков: «10 заповедей родителям будущих первоклассников», советы психолога «Что должен знать будущий школьник», ширма «Не хочу идти в школу», рекомендации по выполнению домашнего задания. Памятка «Как развивать внимательность», сообщение «Изменение в режиме дня, связанным с поступлением в школу».
В родительском уголке есть постоянные рубрики, среди них: «Наши достижения», где отмечаются успехи каждого ребёнка, «Это надо знать» (советы-рекомендации для родителей, «Советуем почитать» (литература для детей и родителей, «Отвечаем на ваши вопросы», «Мы учили, вы повторите», «Мы учили», «А мы знаем, проверьте», «Повторяем вместе», «Лето (зима, осень, весна) только началось, а мы уже выучили…», «Спросите и услышите».
В группе традиционно оформляются тематические стендовые газеты (например, «Проводим выходные весело», «Одежда детей в сезонное время года», «Игры на кухне», «Во что можно поиграть с детьми на улице», фотовыставки («Чему мы научились», «А мы уже подросли», «Зимние забавы», «Широкая масленица пришла - отворяйте ворота», «Посмотрите, что мы умеем», «Театральный калейдоскоп» (в младшей группе драматизация сказки «Репка», в старшей группе - «Колосок», К. Чуковский «Телефон», «Муха-цокотуха», В. Катаев «Цветик-семицветик»).
2. Современные педагогические технологии ДО в деятельности «Школы радости»
Каждое направление деятельности «Школы радости» я объединяю посредством использования современных педагогических технологий ДО.
2.1. Здоровьесберегающие технологии современного дошкольного образования
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения).
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Выделяются так называемые секреты здоровьесберегающей педагогики.
Секрет доброты – необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами стали дарить добро окружающим.
Секрет успешности (в делах и жизни вообще) – стремление и готовность дарить радость себе и другим, чтобы уметь находить поводы для радости себе и другим, чтобы уметь находить поводы для радости всегда, как бы ни трудна была жизнь.
Секрет результативности – целенаправленное воспитание культуры здоровья детей, способности и умения заботиться о собственном здоровье.
Секрет соответствия создаваемого задуманному – объективное отслеживание получаемых результатов.
2.2. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В основе личностно-ориентированного образования лежат – понимание и взаимопонимание. Ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка - это ключевые слова в характеристике технологий личностно – ориентированного образования. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. А. Амоношвили: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство.
Важно признать, что основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиций личностно-ориентированного взаимодействия является партнерской. Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. Ж.
В связи с этим в самом общем виде структура совместной деятельности может быть определена следующим образом:
1 часть – постановка воспитателем (возможно и детьми) познавательной, проблемной или иной задачи и принятие ее всеми участниками;
2 часть – процесс совместной деятельности – анализ задачи, выдвижение детьми способов решения задачи, обсуждение и выбор способов решения и собственно решение: совместная деятельность детей и взрослых по реализации задачи;
3 часть – результаты совместной деятельности, их обсуждение и оценка.
2.3. Технологии проектной деятельности
Приоритетной технологией в моей практической деятельности является технология проектной деятельности. Хотя очень часто различные педагогические технологии интегрируются.
Итак, проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности.
Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок – взрослый», на соучастии взрослого и ребенка. Соучастие в деятельности это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно, от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству.
Проектная деятельность позволяет учить детей проблематизации; целепологанию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах с использованием специально подготовленного проектирования (макетов, плакатов, моделей, театрализации, сценических представлений).
Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определенную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.
Моя многолетняя практика показывает, что технология проектной деятельности дает следующие преимущества:
Чёткий алгоритм действий;
Позволяет интегрировать различные образовательные области и педагогические технологии;
Позволяет оптимизировать стиль взаимодействия в рамках образовательного пространства «ребенок – родитель - педагог» и перейти к непосредственному сотрудничеству.
Основными показателями эффективности работы «Школа радости» являются:
- появился и возрос интерес родителей к содержательной стороне жизни ребёнка в детском саду и дома (информированность родителей о деятельности детского сада выросла с 56% (2013г.) до 82% (2016г.);
- увеличилась активность родителей (принимают участие во всех мероприятиях) с 47% (2013г.) до (91%2016г.);
-увеличивается число вопросов задаваемых педагогам, касающихся формирования личности ребенка, развития внутреннего духовного мира и интересов ребёнка;
- повысился уровень психолого-педагогической грамотности родителей, уровень культуры межличностного взаимодействия «родителей-родителей», «родителей-детей», «детей-детей»;
- НО САМОЕ ГЛАВНОЕ – можно смело констатировать – ГАРМОНИЗАЦИЮ детско-родительских отношений.
На сегодняшний день поиск новых путей взаимодействия, сотрудничества с родителями продолжается. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких. Работа приносит удовлетворение, когда она наполнена радостью творчества и стремлением совершенствоваться.