Папки-передвижки

Обобщение опыта «Влияние знаний о живом на воспитание бережного и заботливого отношения к природе»

Татьяна Алексеевна Мелешко
Обобщение опыта «Влияние знаний о живом на воспитание бережного и заботливого отношения к природе»

Введение

Проблема

Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой можно проследить практически на каждом этапе исторического развития. Человек, как вид и объект природы, появился на определенном этапе существования биосферы и никогда не потеряет связь со средой обитания. Именно поэтому он обязан выполнять в планетарном механизме такую же перерабатывающую функцию, как и любой другой живой организм.

Публикация «Обобщение опыта „Влияние знаний о живом на воспитание бережного и заботливого отношения к природе“» размещена в разделах

Безусловно, существование человечества невозможно без воздействия на окружающую природу, без расходования ее ресурсов. Но преобразование природы должно заключаться в разумном ее использовании в интересах живущих сейчас и будущих поколений. А это невозможно без воспитания нового, качественно отличного от прежнего отношения к природе, выработки новой морали.

В настоящее время регуляция отношений человек – природа приобретает нравственную основу, в результате чего создается новый тип социальных отношений.

Проблема формирования образа совершенства отношений общества и природы, характеризующегося определенным способом мышления и деятельности каждого конкретного человека, рассматривается как одна из актуальных в философско-педагогической литературе (Л. И. Василенко, Э. В. Гирусов, Н. Н. Моисеев, В. В. Николина и др.).

Проанализировав научную литературу, я согласна с точкой зрения С. В. Комова, который утверждал, что к числу основных факторов дестабилизации природной среды, наряду с глобальными и внутриполитическими и экономическими проблемами, отнесен и низкий уровень экологического сознания и культуры населения стран. Начинать формировать бережное и заботливое отношение к природной среде необходимо как можно раньше, а именно начиная с дошкольного детства. Именно экологическое образование является необходимым условием перехода на ступень устойчивого развития, может стать ключевым, системообразующим направлением всей существующей системы образования.

Актуальность воспитания бережного, заботливого отношения к природе определяется поиском новых способов развития рациональных взаимоотношений подрастающего поколения с природой, ценностного отношения к ней и организации практической деятельности в природной среде.

В «Национальной доктрине образования РФ», «Федеральной программе развития образования», «Экологической доктрине РФ» и других документах в качестве доминанты в образовательной политике определяется экологическое мировоззрение, сознание и мышление личности.

Это обусловливает приоритет экологического образования подрастающего поколения, целью которого является формирование экологического сознания и рационального взаимоотношения личности с окружающей природой.

По результатам диагностической работы я выяснила что уровень знаний детей дошкольного возраста о природе, интерес к ее познанию также недостаточно выражен, а без этого невозможно воспитать у ребенка стремление заботиться о природной среде, быть ее частью.

Родители зачастую в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста во главу угла ставят лишь знаниевый компонент, забывая какие возможности и потенциал для воспитания и развития ребенка дает окружающая природная среда. Наличие знаний еще не может говорить о формировании осознанного отношения к чему-либо, в том числе и к окружающей нас природной среде. Обязательным условием для становления гармонично развитой личности является воспитание нравственных качеств ребенка, в том числе бережного и заботливого отношения к природе.

Пути решения проблемы

- создать развивающую среду группы для формирования у детей дошкольного возраста интереса к познанию окружающей природной среды и ее объектов, формирование целостного представления о природе, как среде, в которой живет человек;

формировать бережное отношение к природе через приобщение детей дошкольного возраста к элементарным действиям, способствующим воспитанию заботы об окружающей природной среде;

- осуществлять ознакомление дошкольников с природно-экологическим разнообразием России в целом, и малой родины, в частности;

- развивать эмоционально-ценностное отношение к природе и ее объектам;

- воспитывать чувство гордости за Россию, умения видеть красоту природы своей родины.

В портфолио я поместила следующие материалы:

1. Рабочая программа воспитателя для работы с детьми в подготовительной группе. Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2. В 2012 году разработала и внедрила в работу проект «Мой любимый край» этот проект позволил детям усвоить сложный природоведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Тип проекта: исследовательский, творческий, групповой, продолжительность - 2 месяца; участники проекта: воспитатель, дети, родители.

3. В 2013 году разработала и внедрила в работу проект «Природа России». Цель проекта: осуществление комплексного подхода к воспитанию у детей ценностного отношения к природе своей страны, систематизация знаний об объектах природы. Вид проекта: информационно-творческий; длительный-3 месяца; участники проекта: дети родители, воспитатель.

4. В 2014 году разработала и внедрила в работу проект «Братья наши меньшие». Цель проекта: уточнить знания детей о животном мире России и малой родины, воспитывать бережное и заботливое к ним отношение. Тип проекта – обучающий, исследовательский, игровой; Продолжительность – краткосрочный. Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

5. В портфолио я поместила «Обобщения опыта». Его я защищала на базе МБДОУ «ДС КВ «Брусничка» в 2014 году. Здесь я описала методы и приёмы, которыми пользуюсь в работе с детьми, межпредметные связи, работу с родителями и педагогами, отобразила проблему и возможные пути её решения, систему работы, которая включает принципы и компоненты работы.

6. В портфолио вошли также материалы, отображающие мониторинг и диагностику за последние три года, свидетельствующие о положительной динамике развития детей за меж аттестационный период. В портфолио вошли справки подтверждающие отсутствие травматизма за этот период. Справка о среднем количестве дней пропущенных по болезни одним воспитанником и средний процент посещаемости детьми группы за учебный год (без учёта летнего периода).

• В портфолио вошли материалы, подтверждающие мою работу с родителями. Работа ведё тся систематически и планомерно и выражается в использовании разных форм работы:

• консультации,

• родительские вечера,

• беседы с родителями,

• круглые столы,

Публикации по теме:

Макеты в уголке природыМакеты в уголке природы Вот такие макеты разных климатических зон я и моя коллега изготовили в уголок природы в нашей группе. Основной задачей данных макетов является.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Влияние знаний о живом на воспитание бережного и заботливого отношения к природе»
Опубликовано: 4 декабря 2014 в 08:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД