Приложение МААМ

Обобщение опыта работы «Использование малых фольклорных жанров при организации подвижных игр с детьми 3–4 лет» (часть 2)

Любовь Русын
Обобщение опыта работы «Использование малых фольклорных жанров при организации подвижных игр с детьми 3–4 лет» (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы

часть 1

Полно лить,

Малых детушек мочить.

Солнышко, появись!

Красное, нарядись!

Чтобы год от года

Была у нас погода!

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Детский фольклор используют и для развития навыков выразительной речи детей. Тут – то в помощь мне приходят скороговорки: Шли сорок мышей,

Публикация «Обобщение опыта работы „Использование малых фольклорных жанров при организации подвижных игр с детьми 3–4 лет“ (часть 2)» размещена в разделах

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Жеребьевки (или "сговоры") определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, или только один вопрос, в котором предлагается выбор. Собственно жеребьёвки представляют собой загадку. Но загадку обязательно двучленную, в которой образы совпадают или противопоставляются. Она обычно рифмованная. Иногда рифма содержится в обращении, чаще не имело поэтической организации или вообще исчезло. Они полны остроумия и здорового юмора.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Подвижные игры – одно из условий развития культуры ребёнка. В ней маленький человек, двигаясь, осмысливает и познаёт окружающий мир. Наряду с развитием движений она развивает интеллект, будит фантазию, воображение, формирует социальную нравственность.

Немецкий поэт Иоганн Шиллер писал: «Человек играет тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки

(например, игра «Молчанка», в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками).

В игре мы используем попевочку :

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок –

Молчок!

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ещё и ценны тем, что позволяют развивать речь детей. Я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадётся лиса и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла,

И в ямку – бух!

Дети бегут, как лиса, любуясь хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказки, дразнилки, шутливые диалоги.

Например, такой диалог:

- Где ты, брат Иван?

- В горнице.

- А что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Пётр что делает?

- Да на печи лежит.

Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Очень любят дети подвижные игры.

Так, в игре «Заинька» мы используем потешку :

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка.

В игре в «Стадо»-

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

В хороводной игре «Заинька» -

“Заинька, топни ножкой

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой!”

В работе с детьми я использую самые разнообразные методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества. Это и рассказ с использованием иллюстраций, игрового поля по сказке, показ слайдов, видеофильмов и диафильмов. Большую роль играет выразительность речи воспитателя, его искреннее желание и проявленная заинтересованность к историческому наследию. Вся работа с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством проводится в основном в совместной деятельности, которая осуществляется по этапам. Предварительная работа предполагает погружение ребенка в атмосферу устного народного творчества. Этому способствуют проведение фольклорных праздников, досугов, накопленные впечатления, общение со взрослыми и детьми.

Работа с детьми продолжается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду с младшего возраста.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к личностным ценностным ориентирам человечества, однако этот путь очень долог, не всегда эффективен и не всегда обеспечивает усвоение морали. Поэтому роль взрослых в становлении ребенка и формировании нравственных основ трудна и ответственна. Моя задача - определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Чтобы в дальнейшем не пришлось говорить о нравственной черствости подрастающего поколения. Надеюсь, что в душах наших воспитанников загорелась искорка духовного становления.

Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития».

В. А. Сухомлинский

Задачи познавательно-речевого направления:

Развитие активного речевого общения детей, расширение и обогащение словарного запаса.

Расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире.

Формирование способов и средств познания окружающей действительности.

Формирование умственных способностей, логического мышления и развитие творческой инициативы.

Формирование грамматического строя речи, активизация и обогащение словаря.

Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь) .

Совершенствование диалогической речи: активное участие в беседе, умение слушать, отвечать, задавать вопросы.

Развитие конструктивных и исследовательских навыков, творческих способностей.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие пространственного воображения.

Развитие познавательной активности, инициативности, подражательности, двигательной активности.

Формирование положительных взаимоотношений между детьми (дружелюбие, взаимопомощь, воспитание организованности, настойчивости, выдержки, умение выполнять правила игры.

Умение драматизировать небольшие сказки или отрывки из сказок.

Обратить внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребёнка в семье и детском саду.

Публикации по теме:

«Весеннее настроение». Комплексное занятие по рисованию в младшей группе«Весеннее настроение». Комплексное занятие по рисованию в младшей группе Комплексное занятие по рисованию Тема:"Весеннее настроение" Цель: Развивать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Познакомить.

Открытое интегрированное занятие в младшей группе «Весеннее настроение» Тема «Весеннее настроение» (средняя группа) Цель: Познакомить детей с образом жизни зайчиков. Вызвать интерес к миру животных, воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Использование малых фольклорных жанров при организации подвижных игр с детьми 3–4 лет» (часть 2)
Опубликовано: 25 апреля 2014 в 22:12
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Использование малых фольклорных жанров при организации подвижных игр с детьми 3–4 лет» (часть 2)» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Русын (УИ 154785) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД