наталья кадулина
Обобщение опыта работы педагога «Формирование здорового образа жизни у младших дошкольников через игровые макеты»
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья дошкольников, выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей.
Публикация «Обобщение опыта работы педагога „Формирование здорового образа жизни у младших дошкольников через игровые макеты“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Темочки
В Законе об образовании в 41 статье говорится о пропаганде и обучению навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; об организации и создании условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
В Приказе Министерства образования России от 28 декабря 2010 г. N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников" прописаны требования и необходимые условия, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников, использование в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования важнейшей задачей, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия)».
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Здоровый образ жизни детей младшего дошкольного возраста – это форма повседневной жизни, направленная на сохранение и укрепление здоровья, с помощью рационального режима дня, развития культурно-гигиенических навыков, здорового и правильного питания, психоэмоционального комфорта, закаливания организма, рациональной двигательной активности, профилактики заболеваний, осуществляемая с помощью компетентных в вопросах здоровья и здорового образа жизни педагогов дошкольной образовательной организации и родителей.
Правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Макетирование создает благоприятные условия для всестороннего развития детей: даёт возможность решать многие задачи, в том числе и формирование здорового образа жизни младших дошкольников.
Цель моей работы : формирование интереса к здоровому образу жизни детей второй младшей группы через использование экологических макетов.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
Дать представления об органах чувств и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
Дать представления о полезной и вредной пище.
Дать детям первоначальные простейшие представления о здоровом образе жизни.
Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма.
В группе создана здоровьесберегающая среда. В уголках расположены пособия, способствующие формированию интереса к здоровому образу жизни и укреплению органов и систем организма. В среде прослеживаются элементы здоровьесберегающих технологий : пальчиковой, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз и др. Например, в музыкально-театральном уголке расположен лепбук на развитие мелкой моторики рук, в уголке познавательно-речевого развития – пособия на развитие правильного дыхания и мелкой моторики рук. В сюжетно-ролевом уголке ребята знакомятся с вредными и полезными продуктами. В строительно-конструктивном уголке расположены конструкторы на развитие мелкой моторики. В уголке уединения – пособия на поддержания психологического здоровья детей. Уголок природы включает в себя макеты по всем сезонам и приклады для формирования интереса к здоровому образу жизни. Спортивно-оздоровительный уголок содержит атрибуты, направленные на сохранение и укрепление здоровья, игры на формирование интереса к здоровому образу жизни.
Развитие интереса к здоровому образу жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка. Для этого я использую макеты. В организованной образовательной деятельности посредством макетов знакомлю малышей с признаками времен года, природными явлениями. В режимных моментах, в индивидуальной и подгрупповой работе, макеты помогают мне применять здоровьесберегающие технологии (пальчиковая, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз).
При знакомстве детей с признаками осени, использовала экологический макет «Осень» и приклады к нему: знакомство с овощами – формирует у детей привычку правильно питаться, листочки, дождь, птички – развитие правильного дыхания, сенсорные дорожки, зверушки из фетра, наборы домашних животных – развитие мелкой моторики. В режимных моментах использовала упражнения, представленные на слайде.
При знакомстве с зимой детям предлагала рассмотреть красоту зимнего леса, заснеженные деревья, пушистые сугробы, зимующих птиц и как дикие животные приспосабливаются к холодному времени года. Приклады к макету (Сенсорные дорожки, зверушки из фетра, дикие животные, снежинки, зимующие птицы, корм для птиц) использую как в организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Сегодня было предложено упражнение «Дорожки для зверушек».
Данная форма работы способствует формированию интереса к здоровому образу жизни.
При ознакомлении с весенними признаками к макету были изготовлены следующие приклады: для развития мелкой моторики – кораблики, льдинки, перелетные птицы – для развития дыхания и ранее использованные приклады. Приклады к макету меняются в соответствии с темой недели, упражнения также соответствуют тематической неделе. Например, тема недели - транспорт, то вносятся лодочки и кораблик и т. п.
К экологическому макету «Лето» изготовлены следующие приклады: листья, цветочки, бабочки, стрекозы, семена растений.
Мной был разработан перспективный план работы с экологическими макетами, в котором представлены упражнения на формирование первоначальных простейших представлений о здоровом образе жизни и упражнения, укрепляющими различные органы и системы организма.