Светлана Ивановна
Обобщение опыта работы «Метод коллекционирования в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Что только не хранится в карманах наших детей! Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится.
Цель моей работы : развитие познавательных способностей и познавательных интересов, социально- коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование.
Задачи:
• создать условия для развития детского коллекционирования;
• развивать любознательность и познавательную активность детей;
• способствовать развитию творческих навыков у детей дошкольного возраста;
Публикация «Обобщение опыта работы „Метод коллекционирования в детском саду“» размещена в разделах
• учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.
Вся работа проходила в три этапа:
1этап – адаптация приема коллекционирования :
- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;
2 этап – создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций:
-организация «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования;
- побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
3 этап – организация собственных выставок и коллекций детей
- привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей.
На начальном этапе работы встал такой вопрос : “Что такое коллекционирование и нужно ли оно?”.
Часто дети приносят в группу угощения. В день рождения Вероника принесла конфеты в красивых обертках. Красочные фантики привлекли внимание детей. Я обратила их внимание на то, что на фантиках указывается не только название конфеты, но и название фабрики-изготовителя и название местности, где эта фабрика находится. Это вызвало у детей интерес и положило начало работе над созданием коллекций в группе.
Дети стали приносить различные фантики, когда их стало так много, что не помещались в коробку, я предложила детям оформить коллекцию фантиков в альбом. Дети с большим удовольствием вклеивали фантики, пополняя нашу коллекцию.
Прежде чем мы приступили к созданию коллекции, установили общие правила: принесенные вещи можно давать всем детям группы, не стоит их прятать в шкаф. Любую коллекцию нужно где-то хранить. Обустроили это место вместе с детьми.
Проводились игры: «Угадай, про какой фантик я рассказываю», «Расскажи, а я покажу», «Выбери только " такие " фантики», «Четвёртый лишний (докажи)».
На просьбу принести имеющиеся дома коллекции, родители с детьми с удовольствием предоставили свои семейные коллекции, рассказывая о значимости экспонатов, интересных историях их возникновения.
Яна Загребина рассказала о своей коллекции «Игрушки киндер – страны», где живут герои мультфильмов «Смешарики», «Маша и Медведь», принцессы Диснея.
И познакомила со своей коллекцией наклеек.
Маша Шашкина показала детям коллекцию раскрасок и кукол Винкс.
Дети с огромным удовольствием слушали рассказчиков и рассматривали предметы их коллекций.
Мама Кати Бутовой познакомила детей с коллекций жуков и журналов про них. Дети с увлечением слушали рассказ и с интересом рассматривали экспонаты
Настя Рожнова представила коллекцию открыток своей бабушки.
Видя, с каким азартом дети пополняют коллекцию фантиков, я предложила создать еще одну коллекцию- коллекцию открыток. Принесенные из дома открытки, мы вместе с детьми рассортировали по темам: «Цветы», «Праздники», «Города и памятники России» и оформили в альбомы.
Предметы коллекций активно использовались как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Во время НОД по формированию целостной картины мира дети с помощью открыток знакомятся с городами России, их достопримечательностями, находят эти города на карте; с праздниками, отмечающимися в нашей стране (истоки праздника, его особенности и традиции, а также игры, которые проводятся во время этих праздников).
Во время НОД по художественному творчеству и в самостоятельной деятельности дети создавали свои открытки, подарки родителям к праздникам.
В свободной деятельности дети с удовольствием рисовали, рассматривали открытки, делились друг с другом впечатлениями, сравнивали, описывали изображенное на них.
Если у ребенка в группе день рождение, дети обязательно, уже без напоминания, дарили открытки, сделанные своими руками.
Работа по созданию коллекций в группе создала хороший микроклимат между всеми участниками. Как интересно нам было все делать вместе: экспериментировать, узнавать новое, делиться информацией, впечатлениями, что-то создавать, делать поделки…
Дети стали более внимательными, заботливыми друг к другу и родственникам, более доброжелательно стали обращаться между собой.
Не трудно представить, сколько полезных навыков приобретает юный коллекционер! Собирая коллекцию, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельность, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. А показывая свою коллекцию друзьям, ему нужно будет не просто показать экспонаты, но и рассказать о них что-нибудь интересное, а значит, подготовиться к такому рассказу заранее.
Мой, пока еще не очень большой, опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.
Хочется отметить еще один положительный результат этой работы : благодаря участию родителей, их дети испытывали чувство гордости, у них повышалась самооценка, наблюдалось значительное продвижение в развитии. Повысилась речевая активность.