МААМ-картинки

Формирование мотивационной готовности к школе у детей подготовительной группы

Светлана Ишунина
Формирование мотивационной готовности к школе у детей подготовительной группы

Одним из самых первых трудных периодов в жизни дошкольника является период

перехода его к школу. Можно сказать, что именно в этот период происходит его первый конфликт с социумом. Почему конфликт? Да потому что взрослые не всегда при переходе из детского сада в школу обращают свое внимание на психологическое здоровье ребенка, хотя перестроить образ жизни бывает довольно сложно даже взрослому человеку.

Публикация «Формирование мотивационной готовности к школе у детей подготовительной группы» размещена в разделах

Изучением мотивационной готовности к школе я заинтересовалась потому, что пришлось лично столкнуться с этой проблемой и испытать последствия неполноценной мотивации к обучению. Не поторопилась бы отправить своего сына в первый класс, повременила бы ещё годик, и, скорее всего, не было бы троек по успеваемости, не было бы психологического напряжения.

Как правило, старшие дошкольники все стремятся пойти в школу. По крайней мере, в моей практике всегда было так. Для них кажутся заманчивыми атрибуты школы, желание сменить обстановку, образ жизни и деятельности. Однако, при тестировании дети часто говорят, что в школу ходят, чтобы играть; в школе не нужно спать; в школе есть перемены; школьники могут гулять столько, сколько хотят.

Но ведь это всего лишь внешняя сторона школьной жизни, внешние мотивы, и это не может быть главным.

Существует и внутренняя мотивационная позиция, то есть школьная мотивация или учебная мотивация – осознание ребёнком важности обучения в школе, заинтересованность в школьных занятиях, понимание того, зачем ему нужны те или иные знания. В ином случае ребенок не захочет тратить свое время и силы на приобретение знаний.

Даже если у ребенка есть необходимый запас умений и навыков, но он психологически не готов к новому социуму, ему будет очень трудно. Последствия неполноценной мотивации к обучению всегда разрушают личность школьника. А вот условия при которых легко проходит адаптация первоклассника к школьной жизни :

• наличие мотивационной готовности;

• успешность учебной деятельности;

• эмоционально-личностное благополучие;

• умение устанавливать и поддерживать контакты в школьном коллективе;

• интеллектуальное развитие, как условие учебной активности и успешной учебной

деятельности;

• произвольность и соблюдение правил поведения

Как видим, первым компонентом выступает именно мотивация.

Актуальность данной проблемы очевидна, поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

1. Изучить теоретические материалы по данной теме;

2. Составить план работы по формированию у детей мотивации к учению;

3. Информировать и вовлекать родителей в совместную деятельность по подготовке детей к школе.

Из источников, раскрывающих данную проблему и способы ее разрешения, я выделила важность возникновения у ребенка таких мотивов, при которых он становится способным подчинять свои непосредственные, импульсивные желания сознательно поставленным целям.

Говоря о мотивах учения в структуре стартовой готовности к школе, имеются в виду те факторы внешнего и внутреннего характера, которые побуждают деятельность ребенка, направленную на усвоение новых знаний на данном этапе развития и которые могут служить основой для формирования собственно учебных мотивов в школе.

Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Для детей одного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу: для одного ведущим мотивом учения может оказаться стремление занять место отличника в классе, для другого — получение отличной оценки и одобрения взрослого, для третьего — интерес к новым знаниям, четвертый воспринимает обучение в школе как новую игру, пятый ходит в школу потому, что «мама так сказала», и т. д.

В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, можно выделить шесть групп мотивов :

• социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);

• учебно-познавательные мотивы - интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

• оценочные мотивы - стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки)»;

• позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);

• внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»);

• игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).

Оценочные и позиционные мотивы по своей природе социальные и вместе с пониманием общественной значимости и важности учения входят в группу широких социальных мотивов.

Внешний и игровой мотивы непосредственного отношения к собственно учебной деятельности не имеют, но могут оказывать влияние на поведение детей, порою существенное, в ситуации школьного обучения.

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны.

Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительное влияние на школьную успеваемость. Преобладание игрового мотива, перенесенного в неадекватную ему сферу учебной деятельности, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.

Чтобы определить мотивы желания (нежелания) учиться в школе мне помогают наблюдения за поведением ребенка в привычных для него ситуациях (особенно в непосредственно-образовательной деятельности).

А также я использую Стандартную беседу Т. А. Нежновой.

Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность. Методику исследования можно найти на сайте моего детского сада (https://bortom.jimdo.com/дошкольное-образование/, закладка – ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Оценку мотивов учения я провожу путем ранжирования. Данную методику также можно найти на сайте моего детского сада (см. выше)

Формирование социальных и учебно-познавательных мотивов учения и положительного отношения к школе у детей – стало одной из важнейших задач нашего педагогического коллектива.

Работа по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;

3. формирование опыта учебной деятельности.

Для решения этих задач целесообразно использую различные формы и методы работы.

Использую развивающие игры, современные образовательные технологии.

Технология проектной деятельности была выбрана не напрасно. Она дает возможность дошкольникам стать участниками образовательного процесса, становится инструментом их саморазвития, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами.

Использование метода проектов при формировании мотивации к школьному обучению позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса:

• педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

• родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе воспитания детей;

• деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями

Также применяю сказкотерапию, как эффективное средство в формирования школьной мотивации. Ведь сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Она помогает ребенку погрузиться в этот сложный школьный мир. С помощью сказочных образов ребенок проживает многие ситуации, с которыми он столкнется в школьной жизни.

В работе использую сказки о школе, автором которых является М. Панфилова. Цикл сказок направлен на профилактику школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности у детей и позволяет им легче адаптироваться к школе. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление.

В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках, осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое "хочу" слову "надо", желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка – все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Родителям рекомендую:

- совместное чтение художественной литературы,

- просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением;

- показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей,

- игры в школу;

- организацию семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.

Мною был разработан проект, реализация которого способствовала развитию учебно-познавательных и социальных мотивов у детей, а также подготовила родителей к принятию новой социальной позиции ребенка – позиции школьника. Проект Вы можете найти по ссылке на сайт моего детского сада (см. выше).

Выводы:

Опыт работы показал, что планомерная работа по формированию школьной мотивации в группе детского сада и семье дает положительный результат. Учителя моих выпускников отмечают, что у ребят легко проходит адаптация в новых условиях, они ориентированы на «школьную» организацию деятельности и поведение. А это самое главное!

Публикации по теме:

НОД по познавательному развитию «Конфликты между детьми» для детей 6–7 лет Ход НОД 1. Введение в игровую ситуацию. Ребята, куклы Даша и Маша поссорились и обиделись друг на друга. Что же делать? Им необходимо помочь?.

Сенситивные периоды В дошкольном возрасте есть периоды, когда детям легче всего даётся какой-нибудь вид деятельности, когда можно развить или проявить способности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование мотивационной готовности к школе у детей подготовительной группы
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 01:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД