Марина Сарвилова
Обобщение опыта работы по теме Развитие творческих способностей детей на традициях русского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по теме : «Развитие творческих способностей детей на традициях русского фольклора»
Автор: Сарвилова Марина Николаевна
музыкальный руководитель МБДОУ № 48
г. Кемерово
2016г.
«Воспитание, лишенное народных корней-бессильно»
К. Д. Ушинский
Публикация «Обобщение опыта работы по теме Развитие творческих способностей детей на традициях русского фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В последнее время возрастает интерес к народной культуре, традиционной обрядности. В народных традициях сконцентрирован опыт многих поколений, их характер, темперамент, чувства, привычки и обычаи, весь бытовой уклад. Обряды и праздники передают исторический опыт духовных ценностей русского народа. Связывая современную жизнь с его историческим прошлым, надо бережно относиться к традициям и обычаям, всегда помнить народную мудрость о том, что «новые узоры нужно вышивать по старой канве».
И в нашем коллективе педагогов активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.
Более двадцати лет назад педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, и решением было, воспитывать ребят в духе национальных традиций. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.
Основной целью нашего решения является развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни своих предков, специфики бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей. Нами были отобраны следующие приоритеты:
Создание атмосферы национального быта– в игровых уголках ребят окружают предметы, характерные для русского народного быта : русская печь, люльки-качалки, всевозможная домашняя утварь и посуда с росписью. Совместно с родителями создаются мини-музеи, в которых собираются старинные экспонаты русского быта.
Широкое использование фольклора – сказки, песни, частушки, пословицы и поговорки, игры и хороводы, и т. д.
В русском фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В русском народном творчестве, как нигде отразились черты русского характера : доброта, красота, правдивость, верность и т. д. Особое место в произведениях занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством творческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
На музыкальных занятиях я прививаю навыки пения детям постепенно, по принципу от простого к сложному. Русские народные песни хорошо запоминаются, интересны по содержанию и доступны детям по диапазону. Обилие гласных, простой ритмический рисунок делают русские народные песни, потешки, прибаутки незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами («зимушка-зима», «травушка-муравушка», «земелюшка-чернозем» и т. д.).
Игровые и плясовые песни– образно яркие, напевные, поэтические. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизационные спектакли, хороводы и пляски («Ой, вставала я ранешенько», «Дрема», «Как на тоненький ледок», «Царевич-королевич» и многое другое). Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость, поэтому элементы игры я вношу в любую песню. Музыкально-дидактические игры, прибаутки, потешки тоже являются незаменимым помощником в работе над чистым интонированием мелодий, а еще веселят ребят («Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом», «Жил у бабушки козёл», «Гори-гори жарко, приедет Захарка» и т. д.).
Младших детей, приучая их ухо к интонационному строю речи, я знакомлю с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песни, но и сами поют куклам про Кота-воркота, про гулей. Мной собраны в альбом русские народные колыбельные песни, который постоянно пополняется. С помощью специальной литературы я разработала музыкально-тематические занятия по теме «Колыбельные песни».
Ребят старшего возраста я знакомлю с русской народной лирической песней, показывая, как отражалась в ней жизнь человека, его горести, радости («Ай, на горе дуб», «На горе-то калина», «Коровушка», «Во поле береза стояла» и многое другое). А частушки доступны уже детям IIмладшей группы. Но сведения о частушках (собирание, сочинение) – это для старших детей. Я собираю в отдельный альбом частушки на любой вкус, случай и возраст.
Частушки- песенные миниатюры. Они живо отражают мельчайшие социальные изменения и события частной жизни. Они лиричны и чрезвычайно многообразны по своим ритмам, музыкальному строю, образности, словарю и рифмовке. Частушка доставляет эстетическое наслаждение замечательной непосредственностью, неожиданной меткостью наблюдений, свежестью образов. Поэтому она будет идти через века и судьбы.
Ни один фольклорный праздник не обходится без игры на русских музыкальных инструментах. Я сама владею аккордеоном, звучание которого на фольклорных праздниках придает особый колорит. А знакомить с музыкальными инструментами я начинаю малышей: свистульки, колокольчики, погремушки, деревянные ложки, бубенчики, дудочки и т. д. Ребят постарше знакомлю с гуслями, балалайкой, гармошкой, баяном и многими другими. В нашем детском саду имеются настоящие музыкальные инструменты: балалайка, домра, гармошка, баян, аккордеон, «живое» звучание которых дети могут услышать на занятиях. В записи дети слушают звучание каждого русского народного музыкального инструмента и смотрят на картинках, как они выглядят, в том числе и очень старинные.
Дети слушаю музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов, узнавая из множества инструментов знакомые им. Ребята знакомятся и играют на шумовых инструментах: трещотки, бубны, рубель, полешки, коробочки, колотушки и другие. Исполнение под их
аккомпанемент песен, плясок, частушек способствует музыкальному развитию детей и доставляет детям огромное удовольствие.
Отдельно хочу рассказать об ансамбле ложкарей, который традиционно существует в детском саду. Участвуют в нем старшие дошкольники. Коллективная деятельность сплачивает детей, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение, помогает преодолеть неуверенность, робость. Сначала дети учатся хлопками передавать ритмический рисунок, затем ложками. Ни у каждого ребенка сразу получается четкое звучание ударов, ложки выскальзывают. Я объясняю, как правильно держать их, затем отрабатываю звук: он должен быть звонким, чистым. Я объясняю ребятам, что ансамбль или оркестр «смотрится» хорошо лишь в том случае, если все музыканты одновременно и четко выполняют свою партию. Освоив ритмический рисунок, я использую небольшие шуточные трюки с ложками. В репертуаре ансамбля русские народные песни «Я на горку шла», «Калинка», «Из-под дуба», «Выйду ль я на реченьку», «Светит месяц», «Полянка» и другие. Иногда в ансамбль ложкарей я добавляю и другие инструменты, необходимые для украшения данного музыкального произведения.
Основной задачей при обучении русской народной пляске – познакомить детей с характером ее движений, которым присуще веселье и задор в сочетании со сдержанностью и скромностью. Характерная осанка для русской пляски близка к нормальной, хорошей осанке детей : голова приподнята, плечи отведены назад, корпус прямой. Большинство элементов русской пляски в полной форме трудно усваивается детьми дошкольного возраста. Отдельные элементы я разучиваю в несколько упрощенном варианте с сохранением их выразительности и характера: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, шаг с притопом на месте, переменный шаг, полуприседание с выставлением ноги на пятку и многое другое. Положение рук в русской пляске : «подбоченившись», руки скрещены на груди, руки отведены в стороны ладонью вперед, кисть открыта и т. д.
Дети особенно любят танцевать. Энергия внутренних сил ребенка требует своего выражения. Темп, ритм, пульс нашей жизни находят у детей свое воплощение в движении. А наша задача объединить последовательность этих движений в композицию, придать им выразительность.
Русские народные игры привлекают нас не только как жанр устного народного творчества, а как огромный потенциал физического развития ребенка в организации двигательной активности детей. Все свободное время дети играют во дворе, в комнате, на улице. Почти в каждой местности есть
свои игры, которые здесь родились и получили распространение. Во многих играх поются короткие или длинные песни – игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребенку мелодии. Некоторые дети узнают от своих бабушек и дедушек старинные игры, такие как «Бояре», «Маки», «Колечко», «Весна-весняночка» и многие другие. Игры и хороводы тесно связаны между собой.
Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действия и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. Дети очень любят хороводы, в которых любовно воспеваются широкие луга, кудрявая береза, цветущая калина, цветы лазоревые( «Как у наших у ворот», «Березынька», «Блины», «Пошла млада за водой», «На горе-то калина», «Тетера» и многое другое).
Хороводы, при самостоятельном исполнении их в группе, на прогулке, дома, дают возможность детям проявлять свою активность в коллективе, почувствовать себя актером и плясуном, проявить ловкость и смекалку. А самое важное, я заметила, хороводные игры способствуют раскрепощению малоактивных детей, помогают им раскрыть свои личностные качества. У детей накапливается репертуар любимых хороводов и игр, к которым они
возвращаются в течении всего дня, получая от них радость и яркие впечатления.
Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и общественной жизнью человека. В них присутствуют наблюдения людей за характерными особенностями времени года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. И я уверена, что народная мудрость должна быть передана детям. Многие русские народные праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями, зачастую непонятными и необычными. Например, почему под Рождество ходят от дома к дому и поют колядки? Почему на Масленицу пекут блины? И еще множество вопросов. Пришлось изучить, прочесть специальную литературу, чтобы потом объяснить детям необычность обрядов того или иного праздника.
Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин, претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полнейшей утраты и забвения. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложивших основу великой культуры, должны ее сохранять, развивать и передать нашим детям.
Я составила перспективный план и разработала конспекты занятий по знакомству детей с народными календарно-обрядовыми праздниками.
А так же план и конспекты занятий по знакомству детей с русской народной песней.
Наряду с гражданскими праздниками уже много лет традиционными стали и фольклорные : «Осенины», «Посиделки на Покров», «Ярмарка», «Рождество», «Святки», «Масленица», «Веснянка» и другие.
В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, но так же сценки и кукольный театр. Основным отличием народных драматических действий является соединение слова, напева, исполнение которых сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Только совместная работа музыкального руководителя и воспитателей дает результат над разучиванием сценок.
На занятиях по слушанию музыки, наряду с репертуаром базовой программы ДОУ, мы с ребятами старших групп слушаем музыку русских композиторов-классиков, которые в своем творчестве часто обращались к фольклору. В их произведениях можно услышать интонации русских народных песен «Во поле береза стояла», «Комаринская, «Во саду ли, в огороде» и многое другое. Дети, услышав знакомые мелодии среди произведений классической музыки, с радостью узнают их.
Для полноценной реализации работы по фольклору, проведении народных праздников важно участие воспитателей и родителей. Воспитатели закрепляют с детьми знания, полученные на музыкальных занятиях, повторяют музыкальный репертуар. Я провожу с воспитателями консультации на темы: «Фольклор в нравственно-эстетическом воспитании», «Использование русского народного творчества в воспитании детей» и другие. Работаю с воспитателями над качеством танцевальных движений, обучаю приемам игры на музыкальных инструментах, знакомлю их с народным творчеством, обучаю дидактическим играм, которые они проводят с детьми во время досуга.
Наши главные помощники-родители. Они хорошо информированы о работе ДОУ по теме : «Развитие творческих способностей на традициях русского фольклора». Для работы с родителями я использую консультации на сайте ДОУ и в родительских уголках, индивидуальные беседы. Оформлен стенд «От чистого истока», где представлена вся работа ДОУ по данной теме и все виды детской деятельности. Родители помогают шить костюмы, готовят атрибуты для выступления детей, участвуют в народных праздниках.
Включение музыкального фольклора в занятия, игры и праздники не могли не повлиять на нравственное и художественно-эстетическое развитие детей. В репертуаре детей множество песен, потешек, частушек, пословиц и поговорок и др. Они инициативные, творческие, раскрепощенные, уверенные в себе, любят русское искусство и много знают о русских традициях. А самое приятное, что наши выпускники выходят из детского сада с любовью к музыке, продолжают обучение в музыкальных школах и кружках народного творчества.
Своими успехами и результатами работы я делюсь на методических объединениях с молодыми специалистами. Каждый год наши дети принимают участие в городских и районных фестивалях творчества детей и педагогов, где неоднократно выступали с фольклорными музыкальными номерами и всегда отмечались, как лучшие: обрядовая композиция «Приди к нам, весна!» 2003г., песенная композиция «Частушка наша русская» 2004г., песня-танец «Речка детства» 2010г., русская народная песня «Было у матушки двенадцать дочерей» 2016г.
По данной теме я работаю уже более 20 лет. Тема эта мне по-прежнему интересна. Впереди еще много творческих планов и замыслов. Мной собран большой материал, на который я могу опираться, чтобы совершенствовать свое педагогическое мастерство и добиваться более высоких результатов.