Папки-передвижки

Обобщение опыта работы по теме Развитие творческих способностей детей на традициях русского фольклора

Марина Сарвилова
Обобщение опыта работы по теме Развитие творческих способностей детей на традициях русского фольклора

Обобщение опыта работы по теме : «Развитие творческих способностей детей на традициях русского фольклора»

Автор: Сарвилова Марина Николаевна

музыкальный руководитель МБДОУ № 48

г. Кемерово

2016г.

«Воспитание, лишенное народных корней-бессильно»

К. Д. Ушинский

Публикация «Обобщение опыта работы по теме Развитие творческих способностей детей на традициях русского фольклора» размещена в разделах

В последнее время возрастает интерес к народной культуре, традиционной обрядности. В народных традициях сконцентрирован опыт многих поколений, их характер, темперамент, чувства, привычки и обычаи, весь бытовой уклад. Обряды и праздники передают исторический опыт духовных ценностей русского народа. Связывая современную жизнь с его историческим прошлым, надо бережно относиться к традициям и обычаям, всегда помнить народную мудрость о том, что «новые узоры нужно вышивать по старой канве».

И в нашем коллективе педагогов активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Более двадцати лет назад педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, и решением было, воспитывать ребят в духе национальных традиций. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.

Основной целью нашего решения является развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни своих предков, специфики бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей. Нами были отобраны следующие приоритеты:

Создание атмосферы национального быта– в игровых уголках ребят окружают предметы, характерные для русского народного быта : русская печь, люльки-качалки, всевозможная домашняя утварь и посуда с росписью. Совместно с родителями создаются мини-музеи, в которых собираются старинные экспонаты русского быта.

Широкое использование фольклора – сказки, песни, частушки, пословицы и поговорки, игры и хороводы, и т. д.

В русском фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В русском народном творчестве, как нигде отразились черты русского характера : доброта, красота, правдивость, верность и т. д. Особое место в произведениях занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством творческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

На музыкальных занятиях я прививаю навыки пения детям постепенно, по принципу от простого к сложному. Русские народные песни хорошо запоминаются, интересны по содержанию и доступны детям по диапазону. Обилие гласных, простой ритмический рисунок делают русские народные песни, потешки, прибаутки незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами («зимушка-зима», «травушка-муравушка», «земелюшка-чернозем» и т. д.).

Игровые и плясовые песни– образно яркие, напевные, поэтические. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизационные спектакли, хороводы и пляски («Ой, вставала я ранешенько», «Дрема», «Как на тоненький ледок», «Царевич-королевич» и многое другое). Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость, поэтому элементы игры я вношу в любую песню. Музыкально-дидактические игры, прибаутки, потешки тоже являются незаменимым помощником в работе над чистым интонированием мелодий, а еще веселят ребят («Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом», «Жил у бабушки козёл», «Гори-гори жарко, приедет Захарка» и т. д.).

Младших детей, приучая их ухо к интонационному строю речи, я знакомлю с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песни, но и сами поют куклам про Кота-воркота, про гулей. Мной собраны в альбом русские народные колыбельные песни, который постоянно пополняется. С помощью специальной литературы я разработала музыкально-тематические занятия по теме «Колыбельные песни».

Ребят старшего возраста я знакомлю с русской народной лирической песней, показывая, как отражалась в ней жизнь человека, его горести, радости («Ай, на горе дуб», «На горе-то калина», «Коровушка», «Во поле береза стояла» и многое другое). А частушки доступны уже детям IIмладшей группы. Но сведения о частушках (собирание, сочинение) – это для старших детей. Я собираю в отдельный альбом частушки на любой вкус, случай и возраст.

Частушки- песенные миниатюры. Они живо отражают мельчайшие социальные изменения и события частной жизни. Они лиричны и чрезвычайно многообразны по своим ритмам, музыкальному строю, образности, словарю и рифмовке. Частушка доставляет эстетическое наслаждение замечательной непосредственностью, неожиданной меткостью наблюдений, свежестью образов. Поэтому она будет идти через века и судьбы.

Ни один фольклорный праздник не обходится без игры на русских музыкальных инструментах. Я сама владею аккордеоном, звучание которого на фольклорных праздниках придает особый колорит. А знакомить с музыкальными инструментами я начинаю малышей: свистульки, колокольчики, погремушки, деревянные ложки, бубенчики, дудочки и т. д. Ребят постарше знакомлю с гуслями, балалайкой, гармошкой, баяном и многими другими. В нашем детском саду имеются настоящие музыкальные инструменты: балалайка, домра, гармошка, баян, аккордеон, «живое» звучание которых дети могут услышать на занятиях. В записи дети слушают звучание каждого русского народного музыкального инструмента и смотрят на картинках, как они выглядят, в том числе и очень старинные.

Дети слушаю музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов, узнавая из множества инструментов знакомые им. Ребята знакомятся и играют на шумовых инструментах: трещотки, бубны, рубель, полешки, коробочки, колотушки и другие. Исполнение под их

аккомпанемент песен, плясок, частушек способствует музыкальному развитию детей и доставляет детям огромное удовольствие.

Отдельно хочу рассказать об ансамбле ложкарей, который традиционно существует в детском саду. Участвуют в нем старшие дошкольники. Коллективная деятельность сплачивает детей, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение, помогает преодолеть неуверенность, робость. Сначала дети учатся хлопками передавать ритмический рисунок, затем ложками. Ни у каждого ребенка сразу получается четкое звучание ударов, ложки выскальзывают. Я объясняю, как правильно держать их, затем отрабатываю звук: он должен быть звонким, чистым. Я объясняю ребятам, что ансамбль или оркестр «смотрится» хорошо лишь в том случае, если все музыканты одновременно и четко выполняют свою партию. Освоив ритмический рисунок, я использую небольшие шуточные трюки с ложками. В репертуаре ансамбля русские народные песни «Я на горку шла», «Калинка», «Из-под дуба», «Выйду ль я на реченьку», «Светит месяц», «Полянка» и другие. Иногда в ансамбль ложкарей я добавляю и другие инструменты, необходимые для украшения данного музыкального произведения.

Основной задачей при обучении русской народной пляске – познакомить детей с характером ее движений, которым присуще веселье и задор в сочетании со сдержанностью и скромностью. Характерная осанка для русской пляски близка к нормальной, хорошей осанке детей : голова приподнята, плечи отведены назад, корпус прямой. Большинство элементов русской пляски в полной форме трудно усваивается детьми дошкольного возраста. Отдельные элементы я разучиваю в несколько упрощенном варианте с сохранением их выразительности и характера: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, шаг с притопом на месте, переменный шаг, полуприседание с выставлением ноги на пятку и многое другое. Положение рук в русской пляске : «подбоченившись», руки скрещены на груди, руки отведены в стороны ладонью вперед, кисть открыта и т. д.

Дети особенно любят танцевать. Энергия внутренних сил ребенка требует своего выражения. Темп, ритм, пульс нашей жизни находят у детей свое воплощение в движении. А наша задача объединить последовательность этих движений в композицию, придать им выразительность.

Русские народные игры привлекают нас не только как жанр устного народного творчества, а как огромный потенциал физического развития ребенка в организации двигательной активности детей. Все свободное время дети играют во дворе, в комнате, на улице. Почти в каждой местности есть

свои игры, которые здесь родились и получили распространение. Во многих играх поются короткие или длинные песни – игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребенку мелодии. Некоторые дети узнают от своих бабушек и дедушек старинные игры, такие как «Бояре», «Маки», «Колечко», «Весна-весняночка» и многие другие. Игры и хороводы тесно связаны между собой.

Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действия и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. Дети очень любят хороводы, в которых любовно воспеваются широкие луга, кудрявая береза, цветущая калина, цветы лазоревые( «Как у наших у ворот», «Березынька», «Блины», «Пошла млада за водой», «На горе-то калина», «Тетера» и многое другое).

Хороводы, при самостоятельном исполнении их в группе, на прогулке, дома, дают возможность детям проявлять свою активность в коллективе, почувствовать себя актером и плясуном, проявить ловкость и смекалку. А самое важное, я заметила, хороводные игры способствуют раскрепощению малоактивных детей, помогают им раскрыть свои личностные качества. У детей накапливается репертуар любимых хороводов и игр, к которым они

возвращаются в течении всего дня, получая от них радость и яркие впечатления.

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и общественной жизнью человека. В них присутствуют наблюдения людей за характерными особенностями времени года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. И я уверена, что народная мудрость должна быть передана детям. Многие русские народные праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями, зачастую непонятными и необычными. Например, почему под Рождество ходят от дома к дому и поют колядки? Почему на Масленицу пекут блины? И еще множество вопросов. Пришлось изучить, прочесть специальную литературу, чтобы потом объяснить детям необычность обрядов того или иного праздника.

Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин, претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полнейшей утраты и забвения. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложивших основу великой культуры, должны ее сохранять, развивать и передать нашим детям.

Я составила перспективный план и разработала конспекты занятий по знакомству детей с народными календарно-обрядовыми праздниками.

А так же план и конспекты занятий по знакомству детей с русской народной песней.

Наряду с гражданскими праздниками уже много лет традиционными стали и фольклорные : «Осенины», «Посиделки на Покров», «Ярмарка», «Рождество», «Святки», «Масленица», «Веснянка» и другие.

В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, но так же сценки и кукольный театр. Основным отличием народных драматических действий является соединение слова, напева, исполнение которых сопровождается соответствующими жестами и мимикой. Только совместная работа музыкального руководителя и воспитателей дает результат над разучиванием сценок.

На занятиях по слушанию музыки, наряду с репертуаром базовой программы ДОУ, мы с ребятами старших групп слушаем музыку русских композиторов-классиков, которые в своем творчестве часто обращались к фольклору. В их произведениях можно услышать интонации русских народных песен «Во поле береза стояла», «Комаринская, «Во саду ли, в огороде» и многое другое. Дети, услышав знакомые мелодии среди произведений классической музыки, с радостью узнают их.

Для полноценной реализации работы по фольклору, проведении народных праздников важно участие воспитателей и родителей. Воспитатели закрепляют с детьми знания, полученные на музыкальных занятиях, повторяют музыкальный репертуар. Я провожу с воспитателями консультации на темы: «Фольклор в нравственно-эстетическом воспитании», «Использование русского народного творчества в воспитании детей» и другие. Работаю с воспитателями над качеством танцевальных движений, обучаю приемам игры на музыкальных инструментах, знакомлю их с народным творчеством, обучаю дидактическим играм, которые они проводят с детьми во время досуга.

Наши главные помощники-родители. Они хорошо информированы о работе ДОУ по теме : «Развитие творческих способностей на традициях русского фольклора». Для работы с родителями я использую консультации на сайте ДОУ и в родительских уголках, индивидуальные беседы. Оформлен стенд «От чистого истока», где представлена вся работа ДОУ по данной теме и все виды детской деятельности. Родители помогают шить костюмы, готовят атрибуты для выступления детей, участвуют в народных праздниках.

Включение музыкального фольклора в занятия, игры и праздники не могли не повлиять на нравственное и художественно-эстетическое развитие детей. В репертуаре детей множество песен, потешек, частушек, пословиц и поговорок и др. Они инициативные, творческие, раскрепощенные, уверенные в себе, любят русское искусство и много знают о русских традициях. А самое приятное, что наши выпускники выходят из детского сада с любовью к музыке, продолжают обучение в музыкальных школах и кружках народного творчества.

Своими успехами и результатами работы я делюсь на методических объединениях с молодыми специалистами. Каждый год наши дети принимают участие в городских и районных фестивалях творчества детей и педагогов, где неоднократно выступали с фольклорными музыкальными номерами и всегда отмечались, как лучшие: обрядовая композиция «Приди к нам, весна!» 2003г., песенная композиция «Частушка наша русская» 2004г., песня-танец «Речка детства» 2010г., русская народная песня «Было у матушки двенадцать дочерей» 2016г.

По данной теме я работаю уже более 20 лет. Тема эта мне по-прежнему интересна. Впереди еще много творческих планов и замыслов. Мной собран большой материал, на который я могу опираться, чтобы совершенствовать свое педагогическое мастерство и добиваться более высоких результатов.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности (из опыта работы)Развитие творческих способностей у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности (из опыта работы) «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.

Диссеминация опыта работы «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства» Кто из нас не мечтал в детстве окунуться в волшебный мир театра и превратиться в одного из героев сказки? Самые робкие наверняка хотели.

Сообщение из опыта работы «Формирование творческих способностей детей в процессе ознакомления с дымковской игрушкой»Сообщение из опыта работы «Формирование творческих способностей детей в процессе ознакомления с дымковской игрушкой» Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть русской культуры. Эмоциональность, поэтичная образность этого.

Обобщение опыта работы «Значение русского народного творчества в развитии ребенка младшего дошкольного возраста» Исакова О. Д. воспитатель высшей квалификационной категории МБОУ НШ-ДС № 24 с. Чкаловское Значение русского народного творчества в развитии.

Обобщение опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников» Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку.

Обобщение опыта: Влияние сказки на развитие творческих способностей у детей Влияние сказки на развитие творческих способностей у детей. Сказка – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб,.

Обобщение педагогического опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников». Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку.

Опыт работы по теме самообразования «Развитие образного мышления, речи и творческих способностей детей по математике» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его назначения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Новикова Екатерина.

Презентация опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Слайд 1 Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация опыта работы музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного.

Развитие творческих способностей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности (из опыта работы) Взаимодействие с родителями, для повышения их педагогической компетенции проводила в различных формах: Месяц Мероприятия Сентябрь Анкетирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по теме Развитие творческих способностей детей на традициях русского фольклора
Опубликовано: 19 июня 2016 в 13:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД