Елена Диденко
«Музыкальная игра как средство развития». Обобщение педагогического опыта
▼ Скачать + Заказать документы
Тема педагогического опыта «Музыкальная игра как средство развития».
Опыт представлен музыкальным руководителем первой квалификационной категории МБДОУ№1 г. Александров Диденко Е. С.
Публикация «„Музыкальная игра как средство развития“, Обобщение педагогического опыта» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».В. А. Сухомлинский.
1.ЦЕЛЬ: пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность.
2.ЗАДАЧИ.
Коррекционные: развитие слухового,зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм, координации движений и нормализация их темпа и ритма;
формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
Оздоровительные: укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
развитие быстроты двигательной реакции.
Образовательные: обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
формирование умственных умений и действий.
Воспитательные: воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
эстетическое отношение к окружающему
развитие чувств, эмоций высшего порядка
Развивающие: познавательную активность;
устойчивый интерес к действию;
саморегуляцию и самоконтроль;
внимание, память,мышление;
ориентировку в пространстве.
3.УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА.
Музыкальный руководитель Диденко Е. С. Общий педагогический стаж – 25 лет, в должности музыкального руководителя – 23года. По теме «Музыкальная игра как средство развития» работаю 5 лет.
Формирование данного опыта продиктовано необходимостью:
- социальной адаптации детей; - раскрытие личности ребенка; - создание благоприятных условий для творческого развития; - развитие творческой фантазии, памяти, внимания; - овладение навыков культуры общения, коллективного творчества.
Считаю, что во всем мире возрастает потребность и значимость нравственной культуры, культуры общения и стараюсь уже в дошкольном возрасте прививать детям эти качества.
Игра – это мощный стимулятор активности и становления ребенка на протяжении всего детства. Я стараюсь побудить ребенка к игре, дающей выход эмоциям, развитию личности ребенка, сплоченности.
Предварительно мною были проработаны статьи разных авторов (Н. А. Метлова, Н. А. Ветлугиной, А. Н. Зиминой, Э. П. Костиной, И. Л. Дзержинской и др.) которые в разное время осуществляли разные подходы к педагогическому управлению процессом игры. Обобщив и систематизировав весь материал, разработала методику проведения занятий, развлечений по данной теме. Стараюсь организовать общение детей не только в игре, но и во всех сферах жизнедеятельности.
4.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА.
Теоретической основой данного опыта являются игровые технологии (система В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина, Н. А. Зайцева, А. А. Окунева, Р. Г. Хазанкина, К. В. Маховой, Б. П. Никитина, программа по ритмопластике «Ритмическая мозайка» А. И. Бурениной, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Музыкальная палитра» Т. И. Суворовой, «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, работы Н. А. Ветлугиной по теории и методике музыкального воспитания дошкольников. Аспект физиологического воздействия музыкального сопровождения игры на организм ребёнка связан с исследованиями В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова.
5.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.
Личность ребёнка формируется в активной деятельности, и,прежде всего, в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. Музыкально-игровая деятельность позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с нравственным воспитанием,развитием коммуникативных качеств личности,с созданием положительного эмоционального настроя через приобщение детей к музыке, помогает раскрыть духовный и творческий потенциал детей и создаёт благоприятные условия для самовыражения и самореализации детей.
С целью изучения отношения к использованию музыкальной игры как средства развития ребёнка в семье, детском саду и разработки плана развития по музыкальному воспитанию, мною была проведена анкета среди родителей. Вопросы к анкете:
1. Ф. И. О. родителей
2. Ф. И. ребёнка, возраст.
3. С какого времени ребёнок посещает ДОУ.
4. Какое место и значение в жизни вашего ребёнка отводится музыкальному воспитанию? Почему?
5. Планируете ли Вы в дальнейшем музыкальное образование ребёнка, помимо обучения в общеобразовательной школе?
6. Что по Вашему мнению может способствовать пробуждению у ребёнка интереса или желания к занятиям музыкой?
7. Интересны ли Вашему ребёнку музыкальные игры? Владеете ли Вы навыками организации музыкальной игры в домашних условиях? В какие музыкальные игры Вы с ребёнком играете дома?
8. Каких результатов в плане музыкального воспитания Вы ожидаете от пребывания ребёнка в ДОУ?
9. Какова по Вашему мнению роль музыкальной игры в проведении детских праздников, утренников, развлечений?
10. Согласитесь ли Вы с утверждением: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего человека?»
6.НОВИЗНА ОБОБЩАЕМОГО ОПЫТА.
В данной работе систематизированы средства и методы музыкально-игровой деятельности, направленной на развитие фантазии и воображения детей и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыками общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
7.АДРЕСНОСТЬ ОПЫТА.
Данный практический материал может быть рекомендован музыкальным руководителям, логопедам, педагогам-организаторам, дефектологам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям, организаторам детских праздников.
8.ТРУДОЁМКОСТЬ ОПЫТА.
Дефицит свободного времени и недостаточная материальной базы.
9.ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА. (публикую кратко и самое главное)
Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребёнок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы в игре детям было легко и уютно. При организации и проведении игры важна методика объяснения её правил. Не следует начинать игру с названия или пересказа содержания, т. к. это снижает интерес к ней. Для того, чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию таких прочных навыков музыкально- сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкальных игр.
На первом этапе игры дошкольники знакомятся с музыкальным произведением, выделяют характерные для него музыкальные звуки и их свойства. Происходит первоначальное знакомство со зрительными образами игры.
На втором этапе дети на музыкальных занятиях знакомятся с внешним видом игры, её содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры. При этом детские эмоции должны быть направлены на восприятие музыки, её музыкальных образов в единстве с игровыми действиями. Следить, чтобы игра создавала у детей желание действовать осознанно, не снижая эмоциональной окрашенности. У детей появляются определённые навыки в решении дидактической задачи игры. Они должны чётко усвоить её содержание, понять взаимосвязь музыки и игровых действий, выполняемых по ходу игры. Возникает заинтересованное отношение к игровым персонажам. Дети начинают критически оценивать свои действия и действия товарищей. Разнообразное взаимодействие слова и наглядности – как зрительной, так и слуховой – не только способствует успешному решению музыкально-дидактических задач игры, но и влияет на развитие у детей осознанности, наблюдательности, активности, самостоятельности.
На третьем этапе осуществляется перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, происходит дальнейшее совершенствование этих навыков под косвенным руководством музыкального руководителя. Игра будет успешно проходить в том случае, если дети на занятии хорошо усвоят правила и необходимые действия, научатся различать основные свойства музыкальных звуков. Необходимо ещё раз обратить внимание детей на моменты, которые связаны с выполнением дидактической задачи.
На четвёртом этапе дети самостоятельно используют музыкальные игры в своей деятельности, на праздниках, развлечениях. На данном этапе осуществляется автоматизация в восприятии свойств музыкальных звуков, их основных отношений, возрастает объём самостоятельных действий детей.
10.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.(см. приложенные файлы).
Опытно-экспериментальная работа проведённая мною, доказала эффективность предложенного опыта.
11. ПРИЛОЖЕНИЕ. Описание музыкальных игр, сценарии развлечений,праздников,конспекты занятий.
За данную работу мною получен сертификат об обобщении опыта на районном методическом объединении музыкальных руководителей, а после представления его на ежегодный конкурс педагогического мастерства 2011г. я была награждена грамотой в номинации "Педагог-исследователь".
Литература: «Музыкальный руководитель» №3 2004г. ,Буренина А. И. «Ритмическая мозайка»СПб. ЛОИРО,2000г., «Танцевальная палитра» Т. И. Суворова СПб 2006г. ,И. Бодраченко. «Музыкальные игры в детском саду» Москва 2009г. ,З. Я. Роот. «Музыкально-дидактические игры» МОСКВА 2005г. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»Москва 1989г.