Приложение МААМ

Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя ДОУ.

Олеся Додукалова
Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение педагогического опыта по теме :

"Музыка как средство нравственного воспитания дошкольников"

Оглавление.

Введение….4

1. Основная аналитическая часть….6

1.1. Практический раздел…. 6

1.2.. Методы и приемы …. 9

1.3 Репертуар…11

1.4. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

средствами музыки…12

Заключение….14

Литература… 15

Приложение…16

Введение.

Публикация «Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя ДОУ,» размещена в разделах

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим, слышат и наши дети. Её шаманские ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.

Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить детей от такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую, настоящую музыку.

Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям». Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии.

Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л. Выготского, «умных» эмоций. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека.

Исследования известных ученых, педагогов, психологов показали, что музыка влияет на развитие памяти, мышления, воображения, повышает работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на физическое оздоровление. Таким образом, мы видим, какое широкое влияние оказывает музыка на всестороннее развитие человека во всех областях: нравственной, эмоциональной, физической.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

В этой связи возросла потребность музыкально-педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их творческого потенциала.

Что же побудило меня заняться заявленной проблемой?

Третий год работаю и могу с точностью сказать, что не все дети интересуются музыкой, многие дети невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, не запоминают музыкальные произведения.

Проведенный опрос среди родителей также был не утешителен: дома классическую музыку не слушают, в театры ездят очень редко, в основном звучит поп-музыка.

Таким образом, система работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста является актуальной на современном этапе развития общества.

В течение трех лет работаю над темой: «Музыка как средство нравственного воспитания дошкольников». В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи:

формировать основы музыкальной культуры;

знакомить детей с произведениями русской и зарубежной классической музыки;

воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке;

учить определять характер произведения, музыкальные жанры (песня, танец, марш, форму произведения;

воспитывать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами движения;

уметь соотносить движения с музыкой;

развивать двигательные качества (координация, точность движений, выразительность);

расширять музыкальный кругозор детей, обогащать музыкальными впечатлениями;

создать целостную эстетическую среду для формирования музыкальных предпочтений, вкусов, оценок ребёнка.

Задачи музыкального воспитания подчинены общей цели: всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка.

Система работы предполагает разработку творческого и перспективного плана.

В творческом плане определила основные направления в работе.

Составила перспективный план для каждого возраста. Цель перспективного планирования - конкретизировать систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность, педагогическое целесообразие, экономное использование времени для поставленных задач. В перспективном плане отразила последовательность и содержание, представленное программными задачами.

Далее рассматривается содержание и особенности системы работы по музыкальному воспитанию в нашем саду.

Практический раздел

Обучение и воспитание детей организую в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Актуальность данной программы состоит в том, что она разработана с учетом возрастных особенностей детей.

Применяю прогрессивные педагогические технологии, использую авторские программы «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников» К. А. Самолдиной.

Стараюсь вести музыкальные занятия у детей с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления.

Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

Значительное место мною отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика на основе упражнений, обучение пониманию своего эмоционального состояния.

Система работы требует осуществления преобразования развивающей среды, определенньix средств, создание особых условий с учетом возрастных особенностей и музыкальных потребностей дошкольников. Для этого в ДОУ имеется:

музыкальный зал, где выполняются все гигиенические требования;

музыкальный инструмент : фортепиано;

• телевизор с видеомагнитофоном для просмотра видеокассет;

• Компьютер для просмотра презентаций, видеороликов;

• аудиотека с классической русской и зарубежной музыкой;

иллюстрационный материал: картины природы по временам года, картины для знакомства с жанрами музыкальных произведений, образные картины;

• изображения инструментов симфонического, народного оркестров;

• портреты композиторов;

музыкально - дидактические игры;

• картотеки речевых игр для развития двигательных навыков, для развития голоса, для развития фонематического слуха, пальчиковых игр, игр с массажем, хороводом с пением.

Очень полезно записывать на кассету или снимать на видео исполнение песен ребятами, а потом вместе прослушать, проанализировать. Такое мы часто делаем. В процессе слушания дети находят свои ошибки, недостатки в исполнении. Таким образом, делают самоанализ исполненной песни.

Игра на музыкальных инструментах во время занятий пока занимает очень скромное место. Причина – в отсутствии качественных, дешевых и эстетически привлекательных детских музыкальных инструментов. В частности, у нас имеются погремушки, колокольчики, бубны, барабаны, но нет элементарных деревянных ложек, маракасов, дудочек. Именно эти инструменты должны часто использоваться на занятиях для развития чувства ритма, слуха.

Планомерно осуществляя задачи эстетического развития детей, успешно использую учебно-методические пособия: «Музыка в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугиной; «Ожидание чуда» под редакцией Л. Гераскиной; «Учите детей петь» под редакцией Т. М. Орловой; разнообразные тематические сборники о временах года, деятельности детей. Большинство пособий и сборников составлено научными работниками, опытными методистами. Много информации черпаю из источников Интернет-ресурсов.

На занятиях использую иллюстрации и репродукции, яркие презентации, игровые атрибуты, «живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы, фланелеграф «Курочка Ряба», «Репка». Так же место имеют музыкально-дидактические игры для развития тембрового слуха, для развития звуковысотного слуха, для развития чувства ритма, наглядный материал стараюсь делать сама. (Приложение№1)

В настоящее время в совершенстве владею музыкальным инструментом (фортепиано). Постоянно повышаю свой музыкально-теоретический уровень в процессе учебно-воспитательной работы с воспитанниками; прошла курсы повышения квалификации в НИПКиПРО в 2009году по теме: «Инновационные программы и технологии в музыкальном воспитании дошкольников»(144ч).

Период прохождения курсов можно с уверенностью назвать периодом накопления опыта. Изучила наиболее эффективные формы обучения. Поняла, что необходимо научиться, не просто выполнять работу принятым образом, а постоянно изменять и совершенствовать методы работы, улучшая ее качество. Заинтересовавшись новым направлением в воспитании дошкольников, я приобрела программу по полихудожественному воспитанию Самолдиной К. А., которую успешно использую уже два года в работе кружка «Познай себя через искусство». Данная программа построена на общении с высокохудожественными произведениями искусства. Синтез из трех видов искусств лежит в ее основе. Я считаю, что в дошкольном возрасте полихудожественный подход является одной из эффективных форм приобщения детей к искусству. Содержание программы разбито по тематическим блокам. Весь материал систематизирован по принципу «от простого к сложному». Я начала работу со старшей группой (5-6 лет) в 2010-2011гг. И продолжаю в подготовительной группе (6-7 лет) 2011-2012гг. Занятия провожу 1 раз в неделю продолжительностью до 25-30 минут в зависимости от возраста детей.

Нужно подчеркнуть, что в программе используется понятие – «проект», т. е. разработанный план тематического занятия по полихудожественному воспитанию. Все проекты размещены по основным тематическим блокам. Дети с удовольствием ходят на занятия кружка. Там мы рисуем, лепим из пластилина, танцуем и поем, знакомимся с классической музыкой, поэзией, живописью. Организуем выставки детских рисунков для родителей. (Приложение №2)

Необходимо организовать музыкальное воспитание детей так, чтобы учитывались их возрастные особенности, задачи всестороннего развития и специфика музыкального искусства. Поэтому моя работа требует от меня вдумчивой, постоянной и серьезной подготовки. План организации всех видов деятельности на музыкальных занятиях играет огромную роль. Он помогает видеть перспективу, в то же время способствует равномерной работе в течение года, позволяет своевременно подготавливаться к каждому занятию, обдумывать методы и приемы обучения.

На занятиях стараюсь внедрять наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Привычные виды музыкальной деятельности стараюсь разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинаю занятие с песни-распевки «Автобус», «Доброе утро»; пение сопровождается показом движений. Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени 1-2 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное – пользу для здоровья их эмоционального благополучия.

Как форму углубленной работы над певческими данными детей провожу занятия по подгруппам (наблюдение, отслеживание, сравнительный анализ, выводы, изменение форм дальнейшей деятельности). В первую группу, как правило, входят дети плохо интонирующие, во вторую – лучше звучащие. С целью лучшего усвоения музыкального материала в первой подгруппе я даю материал полегче, типа песенок-упражнений, развивающих не только звуковысотный, но и мелодический слух, что не маловажно для слабо поющих детей: «Сорока-воровка», «Андрей-воробей» фольклорная прибаутка. Результаты записываю в тетрадь индивидуальной работы с детьми. Отмечаю проблемы, выявленные в ходе обследования и пробелы в знаниях, умениях и навыках ребенка. Такой план позволяет мне систематизировать знания, повысить эффективность, а также осуществлять личностно-ориентировочный подход к работе.

Методы и приёмы

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях использую различные методы: наглядный, словесный и практический.

Наглядный метод может быть наглядно-слуховым (исполнение музыки) и наглядно-зрительным (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий).

Музыка на моих занятиях звучит как в "живом" исполнении, так и в записи. Использование записи позволяет мне подобрать самую разнообразную музыку - от детских песен, народных мелодий до эстрадных и классических произведений в оркестровом исполнении. Это расширяет кругозор детей, развивает художественный вкус. Следует отметить ещё одно важное преимущество фонограммы. Всем известно непроизвольное «приспособление» аккомпанемента к движению. Желая помочь детям (и, как правило, совершенно невольно, музыкальный руководитель ускоряет или замедляет темп, дополняет лишними аккордами вступление или заключение музыкального произведения. Такая «помощь» исключена при использовании фонограммы, и это способствует более внимательному вслушиванию в музыку, концентрации слухового внимания.

На занятиях также использую аудиозаписи, что значительно обогащает восприятие музыки. Особенно эффективно их сочетание с «живым» исполнением. Так, музыкальное произведение в «живом» исполнении сравниваем с записью (оркестр, хор). Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения.

Симфоническую музыку лучше слушать в записи, чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность.

Зрительная наглядность имеет также большее значение, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Приемы применения зрительной наглядности (картин, рисунков, цветных карточек, игрушек) рассмотрю ниже.

Широко применяю словесный метод. С помощью интересной беседы детям прививается любовь к музыке, расширяются представления о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир, чувства, формируются нравственные качества, интересы.

Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаю восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

Движения успешно использую, как приемы, активизирующие осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста, танцевальных и образных движений. (Приложение№3)

Говоря о развитии музыкального восприятия с помощью движения, важно отметить, что речь идет не о выработке качественного выполнения движений, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий.

Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой.

Остановлюсь на характеристике некоторых приёмов.

o Показ с пояснением.

Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Все пояснения, описание игровых ситуаций должны быть немногословными и очень точными, емкими, яркими.

o Игровые приемы.

Делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность. Это использование игрушек, картин, иллюстраций, дидактических игр, игровой прием «эхо», «мои руки – ваши ноги».

o Приём погружения в музыку.

Воплощение в движениях музыки, с которой дети впервые знакомятся на занятии.

o Вопросы к детям.

Активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того с какой целью задан вопрос (беседа, вступительное слово, закрепление).

o Оценка качества детского исполнения.

Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

В период разучивания песни использую следующие методические приемы: проигрываю трудные мелодические обороты, пропеваю их без музыкального сопровождения, предлагаю прохлопать сложные в ритмическом отношении места, одновременно помогаю детям осваивать текст и мелодию. Полезен прием тихого пения. Это активизирует внимание детей. Работая над чистотой интонации, использую такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм, слогами (ду-ду, ла-ла, вокализируя мелодию (а-а-а, по строчкам, по фразам, по рядам, «мальчики-девочки», по сигналу, слушаем первый звук, затем повторяем его, поем, как «в одну дудочку играем», первый куплет поем вслух, второй про себя, пение стоя, сидя, с движениями (прихлопы, притопы, пение на игру воображения («кошечка болеет», «собачка лает»). Такие задания нравятся детям. Они становятся более внимательными и более точными в интонировании мелодии. Они лучше себя слышат.

Репертуар

Во многом успех музыкального развития детей зависит от качества используемого репертуара. Репертуар должен соответствовать физическим, психическим особенностям ребё нка и удовлетворять двум требованиям:

Художественности.

Очень важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, музыка должна быть художественной, яркой, вызывающей эмоциональный отклик у детей, разнообразной по жанрам, стилю, исполнению.

Использую произведения П. И. Чайковского, Р. Шумана, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, М. Глинки, С. Прокофьева, Э Грига, И. Штрауса. Репертуар по восприятию сгруппировала по темам «Песня, танец, марш», «Природа и музыка», «Музыка рассказывает о животных и птицах».

Доступности.

Это требование рассматриваю как в плане возможности восприятия, так и доступности для двигательной интерпретации соответственно возрастным возможностям.

Доступность содержания музыкального произведения определяю тем, насколько это произведение близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту. (Например, для младших дошкольников - мир игрушек, окружающей природы, произведения, которые вызывают положительные эмоции; для старших - мир волшебных сказок, динамика переживания различных состояний и т. д.)

Необходимо учитывать и объём музыкального произведения (продолжительность звучания). Наиболее оптимальным считаю продолжительность в 2-2,5 минуты для детей младшего и среднего дошкольного возраста и 2,5-3 минуты для старших дошкольников. Определение доступности двигательных упражнений связано также с анализом следующих параметров:

координационной сложности;

объёма движений;

интенсивность нагрузки.

Доступность музыкально-ритмических упражнений относительна.

Здесь нужно ориентироваться на средние показатели и обязательно соотносить с индивидуальными возможностями детей.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки

В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Я стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

По моей инициативе в нашем учреждение был создан мини-музей русской старины. В его появлении приняли активное участие и сотрудники, и родители, и даже дети. Теперь, ранее пустовавшее место под лестницей, притягивает взоры ребятишек. (Приложение №4)

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, я, совместно с воспитателями и специалистами, использую их в разных ситуациях: на занятиях – после чтения стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в комплексных занятиях и в праздничном концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта. Помимо этого, в нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День всех матерей (который проводится в ноябре и приурочен ко дню празднования Казанской иконы Божьей Матери, концертными выступлениями перед всеми женщинами нашего района. Два года мы сотрудничаем с Руководителем Клуба молодой семьи – Н. Л. Лескевич. Наши детки приняли участие в районных мероприятиях, посвященных Дню Матери, Дню Победы, «Минута славы». (Приложение № 5)

Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной город. … Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. В 2009году я провела окрытое занятие на тему: «С любовью по родному краю». Самостоятельно разработала занятие, чуть позже конспект отправила на конкурс «Растим патриотов России», где заняла 3 место по району. (Приложение№6)

В преддверии празднования 65-летия Великой Победы, мною был составлен проект: «Земной поклон, солдат России». Проект был рассчитан на полгода, начиная с января месяца. Целью данного проекта явилось следующее: увековечивание памяти о ветеранах Великой Отечественной Войны через преемственность поколений. С детьми проводились циклы познавательных занятий, развлечения, тематические беседы. С тематическим концертом, посвященным “Дню Победы”, наши воспитанники были приглашены в Молодежный Центр, где их очень тепло приветствовали ветераны и работники центра. А в рамках празднования Великой Победы, ребята после праздничного концерта, организованного для ветеранов, были приглашены на совместное чаепитие с ветеранами, где имели уникальную возможность общения с представителями того поколения. Эта встреча надолго осталась в памяти ребят и явилась важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания. (Приложение №7)

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл «Времена года», А. Вивальди цикл «Времена года», Ж. К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных», С. Прокофьев цикл «Детская музыка», С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», Э. Григ сюита «Пер Гюнт» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.

Очень часто проводим праздники, развлечения, интегрированные занятия по теме экологии. Планируя такие праздники, я использую в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

В 2011году приняла участие в «Смотре-конкурсе дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию», где наш детский сад занял 1 место. (Приложение№ 8)

С учетом специфики инновационной деятельности воспитательно-образовательной работы готовлю к публикации статьи для родителей, являюсь редактором газеты «Маленькая страна». Газета выпускается два раза в месяц. (Приложение № 9)

Компьютер помогает мне подготовиться к занятию, в работе с родителями, в оформлении рабочей программы. По результатам диагностики оформляю мониторинг в программе Excel. Совсем недавно зарегистрировалась на сайте Maam.ru. Здесь я обмениваюсь опытом с коллегами. (Приложение № 10)

Заключение

Музыкальные занятия являются важным этапом музыкального воспитания детей. В результате ребенок приобретает самый большой, в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается музыкальное восприятия – мышление. Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Обобщив опыт работы, можно сделать вывод, что за три года работы с детьми достигнуты определенные результаты. Дети с огромным желанием поют, танцуют, проявляют интерес к песням, услышанным на занятиях. Анализ проведенной диагностики наглядно показал, что работа по программе дает положительный результат в развитии ребенка средствами музыки. (Приложение № 11)

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой - классической, народной, разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей.

Библиография

1 М. А. Васильев. «Программа воспитания и обучения в детском саду». Москва 2005.

2 М. Л. Лазарев. «Интоника» Москва 2005.

3 С. С. Железнов «Весёлые уроки» 2005.

4 Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. ,1947.

5 Белянва-Экземлярская С. Н. «Музыкальные переживания в дошкольном возрасте», вып. 1., – М. : Просвещение, 1961.

6 Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М. : Просвещение,1961, - с. 231.

7 Войнова А. Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. М. : Просвещение, 2007.

8 Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М. : Просвещение, 1968.

9 Вайчене А. И. К вопросу о планировании и учёте музыкального воспитания. – М. : Просвещение, 2007.

10 К. Орф Система музыкального воспитания. - М. –Л. 1970. с. 21

11 К. Форраи Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире//, 1973.

12 Комиссарова Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 2000

Публикации по теме:

Комплексное занятие формирование элементарных математических представлений Повышение мастерства педагога- успех в решении задач умственного воспитания детей. развитие любознательности ведет к развитию мышления,.

Самообразование. Профессиональный рост дошкольных педагогов Профессиональный рост дошкольных педагогов Очевидно, что для грамотного выстраивания самообразовательного маршрута педагогам детских дошкольных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя ДОУ.
Опубликовано: 6 января 2013 в 15:22
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя ДОУ.» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Додукалова (УИ 3791) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД