Папки-передвижки

Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия

Оксана Гамершмидт
Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия

Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».

В. А. Сухомлинский

I. Актуальность и новизна

Семья играет важнейшую роль в ребенка. Именно в ней формируются у детей нравственные качества, жизненные принципы, первичные навыки взаимодействия с социумом. Семья является посредником между личностью и обществом, транслирует от поколения к поколению фундаментальные ценности.

Публикация «Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия» размещена в разделах

Родительскую функцию по воспитанию детей переоценить невозможно. Зачастую родителям не хватает знаний для воспитания гармонично развитой личности ребенка. В детско-родительских отношениях недостаточно понимания родителями формирования позитивных установок, развития сотрудничества, эмоционального общения с детьми дошкольного возраста. В семьях растет тенденция замены живого общения с ребенком телевизором, компьютером и другими гаджетами.

Часть семей все же проявляет заинтересованность в психолого-педагогически грамотном подходе в воспитании своих детей, для этого родителям нужны знания, средства, методики и техники, которые они могут доступно использовать, не имея педагогического образования. В современном мире с помощью интернетресурсов каждый человек может найти любую интересующую его информацию. В связи с этим не обязательно давать родителям глубокие знания по психологии и педагогике, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании дошкольников, осуществлять с ними открытое взаимодействие просто необходимо. Проблемы детско-родительских отношений указывают на необходимость повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах индивидуальных особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Исходя из вышесказанного, проблема укрепления детско-родительских отношений представляется чрезвычайно актуальной.

Актуальность поставленной проблемы послужила основанием для выбора темы по самообразованию: «Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия с семьёй»

Цель: формирование навыков гармоничного, позитивного взаимодействия взрослого и ребёнка.

Для достижения цели определены следующие задачи:

1. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей.

2. Формировать конструктивный стиль взаимодействия родителей с ребёнком.

3. Содействовать укреплению детско-родительских отношений.

Новизна опыта заключается в том, что систематизированный специально подобранный материал соответствует современной модели дошкольной образовательной системы - совместное с семьёй воспитание детей в условиях ДОО, обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых.

II. Теоретическое обоснование

Изучение психолого-педагогической литературы привело к выводу, что на протяжении всего развития психологической науки и практики проблема детско-родительских отношений и их влияния на развитие ребенка привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей (К. Роджерс, Д. Винникотт, М. Кляйн, А. С. Спиваковская, А. И. Захаров, А. Я. Варга, В. В. Столин, А. Е. Личко и др.).

Ученые неоднократно отмечали противоречивый характер детско-родительских отношений : с одной стороны, главной характеристикой родительского отношения к ребенку является любовь, а с другой – присутствует требовательность и контроль родителей. Чтобы выйти из обозначенного противоречия, необходима «определенная «родительская компетентность», включающая семейные ценности, установки и ожидания родителей, родительскую позицию и родительские отношения, родительские чувства и меру ответственности, стиль семейного воспитания» [3].

В качестве теоретических основ использована психологическая теория индивидуализации, разработанная в трудах психологов С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и теория игрового обучения Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина. Характер детско-родительских отношений является одним из основных факторов, способствующих успешной социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста

Учитывая современные тенденции модернизации системы дошкольного образования, опираясь на ФГОС ДО, взаимодействие с родителями дошкольников наполнено особым содержанием, направленно на установление доверительных отношений, изучение семьи и повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Одним из основных направлений гармонизации детско-родительских отношений является совместно-практическая детско-родительская деятельность. Более активно стало развиваться направление, использующее групповые формы работы с родителями и семейное консультирование.

III. Система работы

Моя работа по гармонизации детско-родительских отношений проводится по следующим направлениям:

1) психологическая диагностика;

2) психопрофилактика и психологическое просвещение;

3) психологическое консультирование;

4) коррекционно-развивающая работа.

В рамках первого направления проводится с согласия родителей диагностика детско-родительских отношений как с детьми (тест-опросник «Незаконченные предложения», «Лесенка», рисуночные тесты «Моя семья» и «Кактус», тест «Человечки на дереве» и др., так и с родителями (опросники «Стиль семейного воспитания», «Степень заботы», «Родительские установки» и т. д.). Мной проводится анкетирование родителей: «Готов ли ваш ребёнок к поступлению в детский сад», «Итоги адаптации», «Готов ли ваш ребёнок к школьному обучению», «Кризис трёх лет», «Компьютерные игры и мой ребёнок» и др. По некоторым темам анкеты разработаны мной. Также проводится диагностика уровня развития психических процессов детей по запросу родителей.

Диагностическая работа помогает мне понять проблемы, существующие в детско-родительских отношениях и наметить пути решения и реализации по их устранению. Чтобы отследить эффективность проделанной работы, проводится повторная диагностика по тем же методикам.

Второе направление является основным в моей профессиональной деятельности и играет главную роль в решении данной проблемы.

Психопрофилактика и психологическое просвещение осуществляются мной, в первую очередь, путём организации активных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Так, мною были проведены встречи клуба заинтересованных родителей «Ранняя профилактика игровой компьютерной зависимости» (родители средних, старших и подготовительных групп, «Кризис трёх лет» (родители 1-х младших групп, «Пластилинотерапия как форма совместного досуга родителей и детей» (родители и дети подготовительных групп). Организованы выступления на родительских собраниях в подготовительных группах на темы «Психологическая готовность к школе», «Кризис семи лет или на пороге школы», в старших группах – «Возрастные особенности детей 5-6 лет», в средних группах – «Возрастные особенности детей 4-5 лет», во 2-х младших «Особенности поведения детей 3-4 лет», в 1-х младших группах – «Возрастные особенности детей 2-3 лет».

При реализации активных форм взаимодействия с родителями мною были использованы следующие методы: разбор кейсов, деловые и коммуникативные игры, элементы тренинга, пластилинотерапия, арт-терапия, лекции с элементами диалога, театрализация, сказкотерапия, релаксация и др.

Также организуется стендовая информация в группах и в уголке педагога-психолога в виде консультаций на актуальные для родителей темы, например, «Индивидуальные особенности детей», «Родительские директивы», «Как воспитать настоящего мужчину?», «Воспитание девочки», «Адаптация к детскому саду», «Психологическая готовность к школе» и др. Часть просветительского материала в форме статей и рекомендаций публикуется на сайте ДОУ в разделе «Советуют специалисты – страничка педагога-психолога» и на других психолого-педагогических сайтах. Разработаны памятки для родителей «Возрастные особенности детей 5-6 лет», «Профилактика игровой компьютерной зависимости», «Развитие памяти у детей», «Как справиться с истерикой» и др.

В рамках работы по третьему направлению по индивидуальному запросу родителей мною проводились консультации на различные темы: «Возрастные особенности ребёнка», «Кризис трёх лет», «Результаты диагностики уровня развития психических процессов», «Агрессивный ребёнок», «Возрастные страхи», «Не могу сказать «нет» ребёнку» и др. Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для родителей форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности.

Четвёртое направление моей деятельности в рамках проблемы детско-родительских отношений осуществляется следующим образом: по запросу родителей мною проводится диагностика уровня развития психических процессов у детей, исходя из результатов диагностики выстраивается коррекционно-развивающая работа с ребёнком, которая строится в тесном взаимодействии с родителями, мною разрабатываются рекомендации и составляются коррекционно-развивающие задания, которые ребёнок выполняет дома под контролем родителей.

Также мною проводятся открытые коррекционно-развивающие занятия с детьми, на которых родители могут познакомиться с методами и приёмами данной работы.

Моя коррекционно-развивающая деятельность реализуется и в работе с детьми, зачисленными на ПМПк. Для каждого такого ребёнка составляется индивидуальный маршрут развития, который предполагает тесное сотрудничество с семьёй.

Разумеется, любая работа в ДОО будет эффективна только при взаимодействии всех участников педагогического процесса, и деятельность по гармонизации детско-родительских отношений не является исключением. Для успешного сотрудничества с педагогами мною был составлен перспективный план работы, определяющий формы работ по данной проблеме. С педагогическим коллективом детского сада мною были подготовлены и проведены следующие мероприятия: выступление на совещании при заведующей: консультация «Этика общения, поведения и взаимодействие участников педагогического процесса»; выступление на педагогическом совете: Консультация для воспитателей «Психологические аспекты взаимодействия педагога с семьёй», круглый стол на тему «Как распознать жестокое обращение с ребёнком в семье», семинар-практикум «Бесконфликтное общение».

IV. Результативность

При проведении повторной диагностики выявилось, что значительно снизились следующие негативные установки: семейная конфликтность у родителей, раздражительность, излишняя строгость, авторитарный стиль воспитания, стремление к доминированию, повысился уровень психолого-педагогической осведомленности до 92% родителей, с которыми проводилась работа, что на 25% выше, чем при первичном обследовании. Ни у одного родителя не выявлен низкий уровень. Это свидетельствует о том, что в формировании психолого-педагогических знаний у родителей по гармонизации детско-родительских отношений активные формы взаимодействия с семьёй являются достаточно эффективными. Также следует отметить, что на ноябрь 2019 года количество обратившихся родителей за индивидуальной консультативной помощью увеличилось на 28% в сравнении с аналогичным периодом прошлого учебного года, что говорит о том, что организованная мной деятельность по укреплению детско-родительских отношений вызывает интерес и доверие со стороны семей воспитанников.

Публикации по теме:

Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ЦЕЛЬ: раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как.

Формирование детско — родительских отношенийФормирование детско — родительских отношений Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Старший дошкольник стремится узнать, как.

Консультация для родителей «Основные нарушения детско-родительских отношений» Основные нарушения детско-родительских отношений Проблема детско-родительских отношений остаётся актуальной на протяжении всего развития.

Отчет по самообразованию «Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2"Светлячок"» р. п. Базарный Карабулак Саратовская область..

План по самообразованию «Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "ДС №6 "Буратино" г. Мегион Ханты Мансийский автономный округ Югра воспитатель.

Программа занятий с родителями по коррекции детско-родительских отношений 1. Дом добрых сердец Программа, направленная на коррекцию детско-родительских отношений, улучшение эмоционального состояния, развитие эмоционального.

Гармонизация детско-родительских отношений как один из способов формирования развития двигательной деятельности из опыта работы «ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ - КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Тренинг детско-родительских отношений «Мы вместе» Тренинг детско-родительских отношений «Мы вместе» Цель: способствовать оптимизации детско – родительских отношений. Участники: родитель;.

Тренинг детско-родительских отношений «О любви — взрослые и дети» .

Тренинг детско-родительских отношений «Мир детский — мир взрослый» «Мир детский – мир взрослый» Цель: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; улучшение понимания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гармонизация детско-родительских отношений посредством активных форм взаимодействия
Опубликовано: 24 ноября 2019 в 18:12
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД