Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»

Лариса Сотова
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка

В единой горсти - бесконечность

И небо – в чашечке цветка.

Уильям Блейк.

По моему мнению, каждый человек ежедневно сталкивается с искусством, но не все могут понять его, увидеть вокруг себя красивое и прекрасное окружение во всем, что окружает, в живой и не живой природе.

Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности и в повседневной жизни я стараюсь передать детям умение понимать, замечать красоту, используя свой опыт и знания.

Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, музыку, поэзию. Это способствует формированию духовно богатой и гармонически развитой личности.

Эстетическое воспитание - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Опыт моей работы свидетельствует о том, что выполнение работы необычными материалами, оригинальными приемами и техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, развить фантазию, творческое воображение.

Поэтому, я взяла для работы с детьми тему: «Развитие художественно – эстетического вкуса, творческих навыков у детей в изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных способов рисования».

Именно на воспитании творческой активности детей, без которой невозможно гармоничное развитие личности, направлены повседневные мои усилия в работе.

1. Актуальность.

Актуальность моей работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Сегодня современные профессии требуют от человека творческого подхода к решению профессиональных задач. И учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении и в рамках районного методического объединения привели меня к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник рисования, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство неуверенности перед неудачей в данном виде творчества, нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу фантазии и вселяют уверенность. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке, работе, разные материалы с целью получения выразительного образа.

2. Развивать чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать, фантазировать. Учить видеть и понимать красоту нерукотворного мира.

3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

4. Совершенствовать свои способности и находить новые способы рисования, в обучении дошкольников изобразительной деятельностью.

2. Новизна опыта.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне повысить интерес дошкольников к изобразительной деятельности,

предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала,

заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. На многих занятиях я знакомлю детей с произведениями известных художников, с жанрами изобразительного искусства, использую презентации, слайды, видеофильмы. В качестве усиления и дополнения воздействия рисования использую музыкальные произведения известных композитлров. Музыка непосредственно воздействует на нервно-психическую атмосферу, оптимизирует психовегетативные реакции, воздействует на эмоциональное состояние дошкольника. Наибольший эффект вызывают классические музыкальные произведения П. И. Чайковского, Л. Бетховена, В. Моцарта и подобранные по тематике песни детских композиторов в исполнении детских коллективов. Мотивационно - образная музыка, используемая на интегрированных занятиях, помогает ребёнку точнее и богаче создавать художественный образ.

Основные принципы использования музыки на занятиях:

1. Мотивация на создание образа.

2. Развитие и закрепление образа, обогащение его различными качественными и ситуативными дополнениями в процессе занятия с применением различных видов деятельности.

3. Фоновое звучание музыки.

На каждом занятии ставится задача формирования представлений о духовности, красоте, добре.

На интегрированных занятиях я стимулирую речевую активность детей. Известно, что речевые центры и зоны моторики находятся рядом в коре головного мозга, поэтому речевая и двигательная активность взаимосвязаны.

Свою работу строю на следующих принципах:

1. От простого, к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в творческий и воспитательный процесс.

4. Принцип коммуникативности.

5. Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

6. Принцип свободы и самостоятельности.

7. Принцип успешности.

8. Принцип результативности.

3. Теоретическая часть.

Дошкольный возраст – это интенсивное развитие творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов и фантазий. И очень важно сформировать у детей творческое отношение к окружающему миру. Изобразительная деятельность дошкольников наиболее полно и разносторонне изучена. Основной путь развития творчества у детей: создание взрослыми доступных проблемных ситуаций, постановка творческих задач; формирование структуры опыта ребенка и его способов деятельности, которые помогают самостоятельному поиску и выделению в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач.

Творческий ребёнок, творческая личность – это прекрасно!

Рисование тесно связано с наглядно – образным мышлением, так же с выработкой навыков анализа, сопоставления, обобщения, сравнения. Работая над рисунком, дети учатся выделять некоторые особенности, качества, свойство предметов, главные и второстепенные детали, умение передавать пропорции, сравнивать величину, сопоставлять свой рисунок с натурой. При рисовании детьми с натуры развивается внимание, при рисовании по представлению память.

В процессе рисования дошкольники учатся, рассуждать, делать выводы, приходить к своему мнению, прислушиваться к окружающим. Происходит обогащение словарного запаса детей.

Я полностью согласна с современными педагогами в частности, Татьяной Семеновной Комаровой, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования. В настоящее время современными педагогами разрабатываются множество нетрадиционных техник рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка.

4. Ведущая педагогическая идея.

«Ум ребенка – на кончиках его пальцев».

В. И. Сухомлинский

Ведущей педагогической идеей я вижу: развитие индивидуальности каждого ребенка, уникальности, развитие эстетического вкуса, видеть красоту живой и не живой природы, понимать музыку, поэзию. Способствовать развитию интеллектуальных способностей, фантазии и воображения.

5. Заключение.

Приобретя соответствующий опыт рисования, дошкольник, преодолевает неуверенность в своих силах и возможностей, и в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми работают дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно - творческие способности.

В работе с дошкольниками использую разные техники рисования:

«Монотипия»

«Печатание листьями»

«Рисование нитками»

«Рисование по мокрой бумаге»

«Рисование мыльной пеной»

«Рисование с помощью соли»

«Рисование зубной щеткой»

«Кляксография»

«Клеевая техника»

«Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»

«Рисование методом тычка»

«Печатание донышком бутылки»

«Рисование губкой»

«Рисование свечой»

«Рисование капустным листом»

«Рисование ватными дисками и ушными полочками».

Всем известно детская фантазия рождается в игре, и поэтому я соединяю нетрадиционную технику рисования, с разнообразными игровыми приемами, которые вызывают у дошкольников эмоциональный отклик и такие чувства как, радость, удивление, сопереживание, желание помочь сказочному герою и др.

6. Результативность опыта.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрастает интерес к нетрадиционным техникам рисования и изобразительной деятельности. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, приобрели опыт эстетического восприятия. Они проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. В результате развития изобразительной деятельности современными нетрадиционными средствами

повысился уровень эмоционального благополучия дошкольников.

Дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества.

Могут сочетать несколько технологий для создания задуманного образа

Дети с желанием участвуют в выставках, конкурсах. Организация совместных творческих выставок, разнообразных конкурсов повышает авторитет в глазах ребенка, позволяет сплотить детей и их родителей на основе совместной деятельности, помогает родным лучше узнать и понять своего ребенка.

7. Достижения детей.

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

В рамках МДОУ:

• Конкурс детских рисунков «Золотая осень!» - занявшие I место.

• Конкурс детских рисунков «Царица – водица» - занявшие I место

• Конкурс детских рисунков «Ёлочка» -занявшие I место.

• Конкурс рисунков «Наши защитники» - занявшие I место.

• Конкурс «Пасхальное яичко» - занявшие I место

• Конкурс «Огород на окне» - занявшие I место.

На муниципальном уровне:

• В конкурсе по пожарной безопасности «Неопалимая купина»

-занявшие два I места и II место.

• В детском конкурсе акции «Ёлочка, живи!» - занявшие I место.

• В экологической акции «Покормите птиц зимой» - за активное участие.

На республиканском уровне:

• В конкурсе проведенном центром развития образования

им. К. Д. Ушинского «Хочу стать пожарником» - занявшие I место

• В межрегиональном конкурсе «Вторая жизнь ненужных вещей»

- занявшие I место и III место.

На международном уровне:

• Международного детского творческого конкурса поделок «Осенние фантазии»

Мааам. ру - Занявшие - I I место

• Международного детского творческого конкурса «Моя мама» Мааам. ру

- Заняли - пять I I мест.

• Международного детского творческого зимнего конкурса «Маленькой ёлочке

холодно зимой» Мааам. ру - Занявшие - I I место.

• Международного детского творческого конкурса новогодних поделок Мааам. ру -

Занявшие - I I место.

• Международного детского творческого конкурса поделок - Мааам. ру

- Занявшие - I I место

Опубликованные мастер – классы, видео и фотоотчеты по ИЗО – деятельности:

1. Видео и фотоотчет о конструировании из бумаги «Шишка на еловой ветке»

2. Мастер-класс и видео занятия с использованием нетрадиционной техники

рисования в старшей группе.

3. Познавательная книжка для детей «Царица — водица!»

4. Мастер-класс «Гиацинты в вазочке из гофрированной бумаги»

5. Мастер-класс «Цветы». Чудеса из мусорных пакетов

6. Мастер-класс «Корзина с цветами» чудеса из мусорных пакетов. 2 часть

7. Мастер-класс «Фонарики для гномов»

8. Познавательно-исследовательский проект с элементами творчества

«Таинственный мир насекомых» с детьми старшей группы

9. Фотоотчет «Подготовка к 8 Марта»

10. НОД в старшей группе. Лепка по замыслу «К тебе в гости сон пришёл»

Использованные источники:

1. http://dssvetlyachok16.ru/prezentatciya-opyta-raboty-netraditcionnaya-tekhnika-

risovaniya-Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих

способностей детей дошкольного возраста

2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду- М. : Сфера, 2011.

3. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для

воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.

4. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники,

планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009г.

5. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».

6. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».

7. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»

8. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по

изобразительной деятельности».

9. Педагогический опыт, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание»,

«Обруч».

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной,.

Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования»Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования» Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования» Подготовила: Воспитатель Панахова Р. К..

Обобщение опыта работы по теме «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг» Актуальность, цели и задачи опыта работы. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут.

Обобщение опыта «Развития творческих способностей у детей 4–5 лет средствами продуктивных видов деятельности» У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью.

Обобщение опыта «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности» «Каждый ребенок – художник. Трудность.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности» Тема: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности». Цели: - Формировать умение выполнять полученные знания о.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 23:44
+255Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 70.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День алфавита на МААМ

24 мая славянский мир чествует своих просветителей — братьев Кирилла и Мефодия. Эти святые подарили славянам алфавит, благодаря чему свет христианского учения озарил и славянские народы, говорившие до 12...

23 мая. День Белого короля на МААМ

Многие шахматисты, получив небольшой перевес, с энтузиазмом бросаются в атаку и нередко не только не достигают победы, но и оказываются побеждены сами. Но не такой манерой игры отличается Анатолий Карпов....

Исследовательский проект по выращиванию гороха из семян «Экспериментальный стаканчик»
Исследовательский проект « Экспериментальный стаканчик». ( Экологическое развитие с элементами экспериментирования в старшей группе) Введение Однажды...
Мастер-класс по аппликации в нетрадиционной технике «Путешествие в Африку» в старшей...
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию интересный мастер-класс по аппликации с использованием нетрадиционных материалов для детей старшей...
Консультация «Их не любить невозможно! Воспитание любви к домашним животным»
Цель: Воспитание милосердия, доброты к животным. Всегда ли мы правильно поступаем? Учим детей быть добрыми, гуманными, жалостливыми, но только на словах,...