Лучший педагог года

Обобщение опыта «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»

Елена Слосинова
Обобщение опыта «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»

«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников

в процессе продуктивной деятельности»

«Каждый ребенок – художник.

Трудность в том, чтобы остаться художником,

выйдя из детского возраста»

Пабло Пикассо

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

Публикация «Обобщение опыта „Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности“» размещена в разделах

1. Актуальность темы.

Развитие продуктивных способностей неотделимо от гармоничного развития всех сторон личности. Только при общем гармоничном развитии ребенка можно выявить задатки, склонности и уже на их основе развивать те или иные способности.

• Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности и высокий уровень эстетической культуры!

Что же такое эстетическое воспитание?

Эстетическое воспитание в педагогической науке понимается как органическая часть всестороннего воспитания, как целенаправленный процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры, эстетического сознания, эстетических вкусов, чувств и оценок с целью эстетического развития личности.

• Именно в дошкольном возрасте у детей наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Поэтому это наиболее благоприятный возраст для развития эстетических и творческих способностей у детей.

Что такое творчество?

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.

Что дает творчество человеку — ребенку?

Творчество даёт переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, — глиной и пластилином.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

2. Ведущая педагогическая идея опыта.

Продуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно–творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека, ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров в художественно–творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей.

3. Технология опыта.

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)

2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства: анализ, синтез, умение сравнивать)

3. Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.

4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности-важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.

5. Развивать мелкую моторику рук, координации движений.

6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

4. Описание опыта педагогической деятельности.

Основные направления моей деятельности.

1) Создание и обогащение развивающей среды необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающей развитие художественно–творческих способностей воспитанников.

2) Организация совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей в области «Художественно-эстетическое развитие».

3) Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.

4) Развитие собственной креативности.

На первоначальном этапе работы изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования, систематизировала полученные знания.

Провела мониторинг освоения детьми области «Художественно-эстетическое развитие», включающий в себя диагностику детей и анкетирование родителей.

С целью выявления особенностей художественно–творческого развития и развития изобразительной деятельности дошкольников, использовала методики Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой. Основные методы, применяемые для диагностики, – это наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа.

Первичная диагностика показала, что у 28 % детей высокий уровень развития художественно–творческих способностей, у 56 % – средний уровень, у 16 % - низкий уровень развития художественно–творческих способностей.

Таблица 1.

Уровень развития художественно–творческих способностей дошкольников

Уровень развития

художественно–творческих способностей %

высокий 28

средний 56

низкий 16

Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.

Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой.

В ходе следующего этапа деятельности я формировала у детей интерес к продуктивной деятельности, способствовала развитию художественно-творческих способностей. Свою деятельность осуществляю через создание игровых образовательных ситуаций,

на одних - дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомятся с жанрами искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);

на других – осваивают новые способы действий с материалами, экспериментировали с цветом, с разными фактурами.

Игровые образовательные ситуации состоят из трех частей:

1) чтобы заинтересовать совместной деятельностью детей в первой части провожу постановку игровой проблемы, игровой мотивации (кому-нибудь помочь, исправить чьи – то ошибки).

2) Во второй части происходит обогащение детского творческого опыта. Вместе с детьми мы рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, или активизирую детскую деятельность на создание какого–либо продукта детского творчества.

3) В третьей части обобщаю полученный опыт, обыгрываем ситуацию и она плавно перетекает в игру. Вместе с детьми мы отправляемся в путешествие или сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая персонажам.

Большой потенциал для развития художественно–творческих способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Моим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ («Внимание – пешеход!», «Мама лучшая на свете» и др., где они бывают главными экскурсоводами.

Использовала в своей работе метод проектов, где учитывался принцип интеграции с другими образовательными областями. Так, например, в проекте «В гостях у Федоры» дети учились создавать натюрморты из фруктов и овощей, лепили посуду, делали аппликацию чайного сервиза. В проекте «В лесу родилась елочка» дети узнали много нового о елке, о традициях празднования Нового года, научились изготавливать объемную елочку из разных материалов: бумаги, мишуры, шишек, одноразовых ложек.

Обязательно в конце каждого мероприятия провожу анализ детских работ. Достижения ребенка соизмеряю с его личными возможностями и оцениваю в сравнении с его же прежними результатами. Обстоятельно аргументирую оценку, которой придаю позитивный характер. Стимулирую и поддерживаю проявление самостоятельности и активности детей, их инициативу и аккуратность.

Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы:

- Приемы ТРИЗ-технологий, например

даю детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Пейзаж – пойди туда, не знаю куда», «Портрет пришельца»;

рисование по необычным словам, которые придумывают сами дети, «Снегоеды», «Зайцемух»;

рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть», «Злость», «Радость».

- Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками.

Это игры–опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование мыльными пузырями.

- Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.

В рисовании:

ладонная и пальцевая техники,

гратаж,

кляксография,

ниткография,

монотипия,

рисование акварелью по мокрому листу,

печатание штампами, листьями,

батик.

В лепке:

использование глины,

соленого теста,

бумажной массы,

фольги,

репейника.

В аппликации:

сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина);

использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий, яичной скорлупы, окрашенного песка и других материалов).

Сочетала рисование и аппликацию, лепку и аппликацию. На 8 марта и 23 февраля дети рисовали портреты папы и мамы, а украшали портрет при помощи аппликации.

У детей я формировала мотив - стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

Использовала прием сотворчества и коллективных работ. Дети выполняли коллективную аппликацию, изображали улицу города, вырезали и приклеивали дома, машины, людей используя вырезки из журналов, делая работу в технике коллажа.

Одним из направлений работы является взаимодействие и сотрудничество с родителями, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

С этой целью я провела ряд консультаций и родительских собраний («Игрушки из бросового материала своими руками», «Нетрадиционные способы рисования», «Развитие художественного творчества у дошкольников» и др.).

Вовлекаю родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся участие в конкурсах и выставках детей и родителей:

Конкурс «Вторая жизнь ненужных вещей»,

выставки рисунков «Золотая осень», «Весенний пейзаж», «Цветные ладошки»,

выставки поделок из бросового материала «Наши руки не для скуки», «Наши мамы мастерицы», «Зимушка хрустальная».

Следующее направление моей деятельности - развитие креативности самого педагога.

Занимаюсь дизайном помещений детского сада, оформляю группы картинами, занимаюсь изготовлением работ в технике «канзаши».

Результат моей педагогической деятельности.

После проведения работы я получила следующе результаты.

Систематизированы педагогические знания по развитию художественно–творческих способностей дошкольников.

Дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью.

Появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов.

Появился интерес к творческому экспериментированию.

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность, как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества.

У детских работ появился индивидуальный почерк.

Повысился уровень ручной умелости, координации движений.

Повысился уровень художественно-творческих способностей.

Итоговая диагностика художественно–творческих способностей воспитанников показала, что высокий уровень развития данных способностей наблюдается у 57 % детей, средний уровень – 40 %, низкий уровень развития художественно–творческих способностей у воспитанников – 3 %.

Таблица 1.

Уровень развития художественно–творческих способностей дошкольников.

Уровень развития художественно–творческих способностей %

высокий 57%

средний 40%

низкий 3%

Активными субъектами творческого процесса стали родители, повысили психолого–педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности.

Таким образом, подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно–творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие художественно-творческих способностей у детей в процессе продуктивной деятельности» Цель: ознакомление педагогов с опытом своей работы по развитию художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной.

Обобщение опыта «Палочки Кюизенера — дидактическое средство развития творческих математических способностей дошкольников» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Введенский детский сад общеразвивающего вида №3» Технологическое.

Обобщение опыта работы «Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность»Обобщение опыта работы «Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность» Я работаю в МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №3 г. Заволжска в группе общеразвивающей направленности. Наш сад является муниципальной.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности» Тема: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности». Цели: - Формировать умение выполнять полученные знания о.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей средствами танцевальной деятельности»Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей средствами танцевальной деятельности» Обобщение педагогического опыта Музыкального руководителя Крамской Е. Г. МКДОУ Детский сад №2 «Развитие творческих способностей детей средствами.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит.

Развитие творческих способностей детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельностиРазвитие творческих способностей детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности Развитию творческих способностей дошкольников уделяется особое внимание. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (Сухомлинский В. А.) Дошкольный возраст – самый.

Развитие творческих способностей у младших дошкольников в самостоятельной изобразительной деятельности. Из опыта работы Управление образования администрации Красногвардейского района Развитие творческих способностей у младших дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности»
Опубликовано: 31 августа 2018 в 20:23
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД