МААМ-картинки

Обобщение опыта работы «Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность» (3 фото)

Оксана Черемушкина
Обобщение опыта работы «Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

Я работаю в МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №3 г. Заволжска в группе общеразвивающей направленности. Наш сад является муниципальной экспериментальной площадкой по введению ФГОС ДО. Перед педагогами стояла задача разработки «Дорожной карты» по введению ФГОС ДО. Я вхожу в состав творческой группы, которая осуществляла эту деятельность. Углублённо изучив содержание ФГОС ДО я поняла, что введение ФГОС ДО обеспечит развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать образовательные области. Однако, передо мной встала новая проблема: какую технологию выбрать, чтобы осуществить реализацию задач ДОУ. Анализируя возможные варианты, я пришла к выводу что максимально полно позволит это осуществить технология педагогического

Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность“» размещена в разделах

проектирования. Ее использование позволяет проецировать выбранную тему на пять образовательных областей, предлагаемых ФГОС ДО, и на все структурные единицы образовательного процесса. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребёнку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

В ходе осуществления проектной деятельности я пришла к выводу что мои воспитанники получили возможность экспериментировать, быть активными и самостоятельными, Я занимаю позицию «рядом» с детьми, становясь организатором их деятельности. Метод проектов позволяет мне развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества дошкольников. Это доказывает актуальность и необходимость использования метода проектов в современном образовательном процессе. Следует отметить, что осуществляя проектную деятельность в ДОУ я создаю подготовительную ступень для дальнейшей реализации метода проектов в школе.

Отличительной чертой использования метода проектов в ДОУ является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую. Именно посредством игры я ввожу проблемную ситуацию, а затем осуществляю реализацию самого детского проекта. Поэтому перед мной стоят важные задачи:

– подготовить дошкольников к осуществлению проектной деятельности;

– обучить умениям и навыкам исследовательского поиска;

– создать условия для развития коммуникативных навыков и рефлексии дошкольников;

– способствовать практическому применению имеющихся у детей знаний и умений.

Успешное использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе возможно при постоянном профессиональном самосовершенствовании педагога: повышении профессионального мастерства, творческого потенциала, умения анализировать и прогнозировать.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс её раскрытия, решения, что включает чёткое планирование действий: составление паспорта проекта и разработка основных этапов проекта.

Первый этап – подготовительный (с чего начнём):

• постановка цели и задач,

• методов исследования,

• предварительная работа с детьми и их родителями,

• выбор оборудования и материалов.

Второй этап – основной (как будем двигаться):

• поиск ответов на поставленные вопросы разными способами (определение поисковой и исследовательской деятельности).

Третий этап – обобщающий (ожидаемые достижения):

обобщение результатов работы в самой различной форме.

Как задачи, так и уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей. В младшей группе ведущая роль принадлежит педагогу. Так как «территория познания» ребенка младшего дошкольного возраста ограничена ближайшим непосредственным окружением, основной способ познания на данном возрастном этапе - «вижу – действую».

Поэтому в работе с малышами я использовала наблюдение, рассматривание, т. е. такие методы и формы работы, которые позволяют ребенку приблизиться к предмету или объекту, рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия, элементарное экспериментирование.

Дети старшего возраста, начиная с первого этапа работы над проектом, являются полноправными его участниками, следовательно, и формы работы, которые я применяю, рассчитаны на самостоятельность и инициативу детей.

Так на первом этапе работы над проектом проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении, формами работы могут быть чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам.

На втором этапе дети старшего возраста исследуют, экспериментируют, конструируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления я предлагаю детям решение проблемных ситуаций, головоломок, развивая тем самым пытливость ума. Среда вокруг ребёнка должна быть незаконченной, незавершённой. Необходимо, создание такой ситуации, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. На этом этапе с детьми старшего возраста использую следующие формы работы: экспериментирование, создание коллекций, альбомов, организация и проведение экскурсий, выставок и т. д.

Заключительным, третьим этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление лепбуков, фотовыставок.

В работе с детьми были реализованы проекты:

1. «Эта удивительная соль» - познавательно - исследовательский, групповой.

2. «Спички – не игрушка, огонь – не забава» - практический, групповой.

3. «Елочка – зеленая иголочка» - познавательно – творческий, групповой.

4. «Удивительный песок» - познавательно – исследовательский, групповой.

5. «Лекарственные фантазии» - познавательно – творческий, групповой.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.

Методические приёмы, использованные при реализации проектов

Познавательные беседы - знакомить детей с новым материалом.

Вопросы проблемного и исследовательского характера - развивать мышление, умение рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.

Словесные, настольно – печатные игры - закреплять полученные знания.

Подвижные игры - смена деятельности.

Рисование, аппликация - развивать творческие способности, воображение, закреплять полученные знания.

Целевые прогулки, экскурсии - обобщать знания о родном крае.

Инсценировка - развивать речь, выразительность творческую активность детей, закрепить знание содержания произведения; снятие напряжения.

Диагностические задания - выявление уровня знаний, умений и навыков.

ИКТ - обобщение полученных знаний.

Работа с семьёй - привлечь родителей к совместной деятельности.

Практическое применение метода проектов в образовательной деятельности на примере некоторых проектов:

Проект «Спички – не игрушка, огонь – не забава» с детьми подготовительной группы

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных областях деятельности, основные – работа с детьми, родителями. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Формы профилактической работы с дошкольниками разнообразны. В рамках недели «Обеспечение безопасной жизнедеятельности» мной был разработан и осуществлён проект «Огонь не забава, спички – не игрушка» с детьми старшей группы.

Цель проекта: Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, овладение знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить с историей возникновения огня;

- знакомить детей с правилами пожарной безопасности;

-учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

Развивающие:

-формировать умение реально оценивать возможную опасность;

-развивать творческие способности дошкольников.

Воспитательные:

-воспитывать чувство осторожности и самосохранения;

-воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем;

-воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают в экстремальных ситуациях.

Практические:

-прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара;

-учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.

Предполагаемый результат:

-профилактика панического страха перед огнём;

-овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара;

-осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

Для достижения цели проекта я использовала различные формы и методы работы с детьми: занятия, экскурсии, беседы, проигрывание проблемных ситуаций, дидактические и сюжетно-ролевые игры, просмотр мультфильма, чтение художественной литературы, драматизацию, подвижные игры.

В работе с детьми были затронуты разные аспекты данной темы «Огонь-друг, огонь-враг», «Электрические приборы в доме», «Пожарная безопасность в лесу», «Знакомство со службой «01». Экскурсии по детскому саду проводились с целью расширения знаний о противопожарной работе в дошкольном учреждении. В результате проведённых мероприятий, дети знают, что в группе имеется кнопка пожарной тревоги, огнетушители и средства оповещения о пожаре. В играх закрепляли полученные на занятиях знания о профессии пожарного, о том, что нужно делать в случае возникновения пожара.

Чтение художественной литературы помогает осознанию полученных представлений о правилах поведения при пожаре. Дети познакомились с такими произведениями, как «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», «Дядя Стёпа» С. Маршака; «Пожарные собаки» Л. Толстого; «Что я видел», «Пожар» Б. Житкова. В процессе восприятия произведения дети активно сопереживали все события, происходящие с героями. Стихи, загадки, пословицы и поговорки закрепили знания детей о причинах возникновения пожаров, сформировали правильное отношение к огнеопасным предметам. Продуктивная деятельность с детьми нашла отражение в рисунках «Кошкин дом», аппликациях «Пожарная лестница».

Работа в проекте на всех этапах позволила донести до каждого ребенка необходимость неукоснительного выполнения правил как залога его здоровья и безопасности.

В результате проделанной работы дети овладели:

Знаниями:

-об источниках опасности,

-о возможных угрожающих ситуациях,

-о мерах предосторожности при обращении с пожароопасными предметами;

Умениями:

-обратиться за помощью в случае необходимости.

В результате этого проекта дети стали больше проявлять интереса к данной теме, были сформированы у каждого ребенка правила поведения в экстремальных ситуациях.

Проект «Эта удивительная соль» с детьми старшей группы.

Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы. Вот и мы с детьми решили всё узнать о соли, мы её едим, а не чего о ней не знаем. Почему соль? Чем могла заинтересовать детей обыкновенная соль, что в ней необычного. Почему не сахар или другой продукт. А все очень просто. Многих ребят родители возят летом к морю. Вернувшись, ребята в беседе деляться своими впечатлениями об отдыхе. Семья одной из моих воспитанников, ездила отдыхать на берег «Мертвого моря». Люба поделилась полученными впечатлениями, самым ярким было то, что купаясь в Мертвом море она легко держалась на воде, и не тонула, вода очень, очень соленая. Соль – незаменимый продукт питания о которой мы ничего не знаем. Так зародился проект «Эта удивительная соль».

Цель проекта: формирование представлений детей о соли как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращивание ее кристаллов. Создать условия для обогащения общих представлений детей о свойствах и особенностях соли, активировать у детей творческий потенциал посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи

Образовательные:

- Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

- Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.

- Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

- Формировать умение рисовать нетрадиционным способом- солью.

- Поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы.

Развивающие:

- Развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

- Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей.

- Развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество, воспитывать аккуратность, самостоятельность. Поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве, помочь детям почувствовать радость творчества.

Воспитательные:

- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность, активность.

-Приобщать родителей к проведению совместной художественной деятельности с ребенком дома; воспитывать желание проявлять инициативу, творчество в вопросах сотрудничества с детским садом.

При реализации проекта были использованы методы и приемы:

анализ познавательной литературы

опытно-экспериментальная деятельность,

исследовательская деятельность,

наблюдения,

творческая деятельность,

игровая деятельность.

Этапы работы по проекту:

1 этап - подготовительный

Создание видео экскурсии «Соль друг - соль враг».

Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали»

Прослушивание Румынской народной сказки: “Соль в кушанье” (аудиозапись)

Подбор иллюстративного и фотоматериала с изображением изделий из соли.

Экспериментальная деятельность с детьми «Тайнам нет конца» (выращивание соленых кристаллов)

Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?» Цель: Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.

Подбор познавательной, научной и методической литературы. Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации. Цель: Анализ литературы для организации осуществления исследования.

Накопление материала:

- Для проведения «Мастер-класса» для воспитателей «Соленые бомбочки. Что это такое?»

- Для создания коллекции разноцветной соли в мастерской «Начни творить».

Индивидуальные беседы с родителями:

- Ознакомление с целями и задачами краткосрочного проекта;

- Индивидуальные задания каждой семье.

2 этап: активной деятельности.

Совместная деятельность педагога с детьми:

Опытно-экспериментальная деятельность (изучение свойств соли)

Исследовательская деятельность «Волшебные превращения соли» (окрашивание соли гуашью, мелками)

Создание поделки «Радуга в бутылке»

Рисование солью «Разве соль не волшебница?»

Лепка из соленого теста

Игровая ситуация «Какая же она, эта удивительная соль?»

Самостоятельная деятельность детей:

Рассматривание иллюстративного и фотоматериала

Дидактические игры:«Выбери правильное слово», «Узнай на вкус», «Что для чего».

Создание развивающей среды:

Пополнение мастерской материалом «Соль знакомая и не знакомая»

Коллекция разноцветной соли в мастерской

Иллюстративный материал и фотоматериал с изображением изделий из соли.

Картотека опытов и экспериментов «Тайнам нет конца»

Выставка книг со сказками, рассказами, пословицами, поговорками, загадками про соль.

3 этап – итоговый

• Выставка совместного творчества «Разве соль не волшебница?»

• Презентация лэпбука «Эта удивительная соль». Цель: обобщить знания и элементарные представления о полезном ископаемом.

• Коллекция разноцветной соли в мастерской «Начни творить» для оформления группы элементами детского дизайна в самостоятельной деятельности детей.

• Самостоятельная деятельность детей в мастерской «Начни творить» для оформления группы элементами детского дизайна

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

Проект «Удивительный песок» с детьми 1 младшей группы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования настоятельно рекомендует применять в работе проектную и экспериментально-исследовательскую технологии, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Конечно, по отношению к детям раннего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года - практически единственным способом познания мира.

Почему мы выбрали именно песок?

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Формирование из песка можно считать началом конструирования.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, является прекрасным психо-профилактическим средством. Способен «заземлять» отрицательную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние, что особенно актуально в работе с детьми в период адаптации.

Цель: развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.

Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка.

Задачи:

Образовательные:

- знакомить детей со свойствами песка (сухой- мокрый, сыпется, из мокрого песка можно лепить);

- обогащать словарный запас новыми словами (сухой, мокрый, сыпется, лепить);

-повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей со свойствами песка.

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с песком, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать умение играть со сверстниками рядом;

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь соблюдать правила безопасности при игре с песком.

Этапы освоения исследовательской деятельности:

подготовительный

- Определение общей темы исследования, разработка занятий-экспериментов, работа с родителями, оснащение предметной среды;

практический

- Подбор дидактического материала, проведение игровых занятий - экспериментов, опытов, наблюдений;

обобщающий

- Самостоятельная деятельность с предметами в уголке природы и сенсорного развития, совместные игры детей и родителей в соответствующих зонах.

Формы работы с детьми:

- проведение игровых занятий;

- опытно-экспериментальная деятельность;

- проведение игр с песком и водой;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание иллюстраций,

- игры развивающие (пальчиковые, дидактические, строительные)

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие

Содержание деятельности

1. Экспериментальная деятельность «Про маленькую капельку» - знакомство со свойствами воды

2. Экспериментальная деятельность «Отпечатки наших рук» - знакомство со свойствами влажного песка

3. Экспериментальная деятельность «В гости к мышке»

4. Экспериментальная деятельность «Речка и ручеёк»

5. Экспериментальная деятельность «Снеговик в гостях у детей»

6. Экспериментальная деятельность «Песчаные отпечатки»

7. Экспериментальная деятельность «Насыпь песок в бутылочку»

8. Экспериментальная деятельность «Постираем кукле платье»

9. Экспериментальная деятельность «Найди камушек»

Социально – коммуникативное развитие

Содержание деятельности

1. Игра «Что плавает»

2. Игра «Чудо пекарь»

3. Игра «Разливаем суп»

4. Игра «Ловим шарик»

5. Игра «Песочная картина»

6. Игра «Водяная мельница»

7. Игра «Разноцветная водичка»

8. Игра «Круги на воде»

9. Игра «Вода из снега»

10. Игра «Круги на песке»

11. Игра «Переливалочки»

12. Игра «Печём печенье»

13. Игра «Горки для козлят»

14. Игра «Лисичка в гостях у ребят»

15. Праздник воды и песка «Песчаные человечки»

1. Подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки)

2. Заучивание потешки «Водичка, водичка»

3. Чтение «Снег, снег кружится, белая вся улица»

4. Речевое упражнение с движением «Снеговик»

5. Разучивание «Я пеку, пеку, пеку»

6. Разучивание «Мишка косолапый», «По ровненькой дорожки шагают наши ножки»

7. Чтение знакомых сказок.

8. Игры на мелкую моторику рук.

Формы работы с родителями

Консультации «Игры с водой и песком. Это интересно».

«Игры с песком. Огромная польза маленьких песчинок»

«Нужна ли ребенку песочница дома?»

Выполнение творческих заданий.

Совместная опытно-экспериментальная деятельность.

Стенд «Наши друзья – песок и вода»

Презентация проекта для родителей.

Результаты проекта:

РОДИТЕЛИ:

осознают важность экологического воспитания в раннем дошкольном детстве;

проявляют готовность к сотрудничеству с детским садом в рамках реализации Проекта;

оказывают помощь в организации предметного окружения группы и участка детского сада.

ДЕТИ:

появилось положительное отношение к опытно-экспериментальной деятельности;

улучшилось состояние мелкой моторики;

повысился уровень познавательного интереса, развития речи, развития игровой деятельности, психических процессов, как память, восприятие формы, цвета, размера, устойчивости и распределения внимания, работоспособности, воображения.

Наблюдая за детьми в ходе познавательной деятельности, в процессе наблюдений на прогулке, игровой деятельности, экспериментирования, было отмечено, что дети стали больше задавать познавательных вопросов.

Таким образом, представленный опыт доказывает, что применение проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе способствует повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию.

Я считаю, что за проектной деятельностью кроется большое будущее.

Обобщение опыта работы «Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность»
Фото «Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность»
Обобщение опыта работы - фото
Публикации по теме:

Обобщение опыта работы по теме «Развитие эмоций дошкольников средствами театрализованной деятельности» Развитие эмоций дошкольников средствами театрализованной деятельности О роли театрального искусства в развитии эмоциональной сферы детей.

Педагогическая концепция «Развитие познавательной активности у старших дошкольников через проектную деятельность» Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Актуальность темы Метод проекта.

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников с использованием в работе приемов мнемотехники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 5 «Теремок» города Новоалтайска Алтайского.

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики» Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики» «Дети должны жить в мире красоты, игры,.

Обобщение опыта работы «Развитие речевой активности дошкольников в процессе театрализованной деятельности» Искусство актера заключается в речи и в движении тела. И. Гёте Введение Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства» Шустовой Натальи Александровны, воспитателя МБДОУ «Светлячок», ЯНАО, город Губкинский. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства». 1. Информационный блок 1.1 Название темы опыта «Развитие.

Развитие творческих способностей учащихся коррекционных школ через вовлечение их в проектную деятельность Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность, позволяющая каждому раскрыть,.

Самоанализ работы по самообразованию «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность» Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность» За 2016-2017 учебный год. С сентября 2015 по май 2017.

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность Мир, окружающий ребёнка, - эта, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность»
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 00:05
+67Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Черемушкина (УИ 424599) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД