Елена Травянская
Педагогическая концепция «Развитие познавательной активности у старших дошкольников через проектную деятельность»
Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Актуальность темы
Метод проекта актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из
Публикация «Педагогическая концепция „Развитие познавательной активности у старших дошкольников через проектную деятельность“» размещена в разделах
методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно
повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление,
умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об
интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания
новых объектов действительности. А, так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Цель:
Создание условий для развития познавательной активности старших дошкольников через совместную деятельность педагога и родителей.
Задачи:
- создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
- развивать познавательные способности, творческое мышление, воображение, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формировать предпосылки для поисковой деятельности;
- развивать речь ребенка, наблюдательность в исследовательской деятельности, отражать полученные знания в творчестве;
- воспитывать чувство ответственности за участие в общем деле; желание добиваться результата и бережно относиться к нему; прививать навыки сотрудничества.
В своей педагогической деятельности я использую технологию проектов.
Этот универсальный вид деятельности позволил мне изменить стиль работы с детьми, а также вовлечь родителей и других представителей семьи в образовательный процесс детского сада.
Выбирая тему по самообразованию, я решила, что это будет именно проектно-исследовательская деятельность, потому что она интересна не только детям, помогая развивать в них любознательность и заинтересованность в познании окружающего мира, но и полезна для меня как педагога. Во-первых, повысился уровень самообразования, а во-вторых, я вышла на новый уровень взаимоотношений с детьми и их родителями.
Определившись с целью:
Развитие познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога и родителей.
Поставила следующие задачи:
- создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
- развивать познавательные способности, творческое мышление, воображение, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивать речь ребенка, наблюдательность в исследовательской деятельности, отражать полученные знания в творчестве;
- воспитывать чувство ответственности за участие в общем деле; желание добиваться результата и бережно относиться к нему; прививать навыки сотрудничества.
Дети всегда задают много вопросов взрослому, особенно в старшем дошкольном возрасте, почему мы педагоги и называем их «почемучками». У них формируется умение любое дело начинать с ситуации. Им нравиться экспериментировать, они привыкают действовать самостоятельно. Эта активность, дающая ребёнку, как личности, проявить себя. Моя задача – увлечь детей, привлечь родителей, увидеть индивидуальность, выявить творчество и уникальность в каждом. Некоторые наши проекты получили название благодаря вопросам детей. Например: Почему Артём носит очки? Этот простой вопрос стал началом большого проекта «Моё удивительное тело» и нашёл положительный отклик со стороны родителей. В завершении проекта был создан мини-музей.
Экологическая направленность проекта – победителя «Деревья на участке нашего детского сада» в сетевом конкурсе Гатчинского муниципального района в номинации «Исследовательско-творческие проекты» обусловлена тем, что в начале года проводился анализ познавательного развития дошкольников, который показал, что дети имеют ограниченные знания в сфере общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которым ребёнок сталкивается в повседневной жизни.
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. «Огород на подоконнике» в детском саду является очень приятным занятием – отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. И вот уже готов следующий проект познавательно-исследовательского характера. С огромным желанием дети принимали участие в создании огорода, привлекая своих родителей и проявляя трудолюбие. Научились простейшим способам ухаживания за растениями и бережному отношению к ним. Получили огромное удовольствие от появления и поедания своих первых плодов.
В процессе реализации проектов я использую принцип интеграции, где серия занятий объединена всегда основной проблемой. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательную программу детского сада с учетом ФГОС.
Таким образом, получается целостная система восприятия мира, это позволяет ребёнку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Мне нравится каждый обычный день в жизни ребёнка превращать в приятное событие. Дети свободно делятся с родителями своими впечатлениями о событиях, происходящих в их жизни.
Я стараюсь заинтересовать в первую очередь детей, и, конечно, с их помощью их родителей.
Итогом проекта «Путешествие в Африку» стала коллективная поездка детей и родителей нашей группы в Царскосельский КСК «Александрова дача». Дети имели возможность пообщаться с коровой, верблюдом, ламой по кличке Саня, покормить лошадей яблоком и морковкой и даже покататься на пони. Такое путешествие привело в восторг «занятых работой» родителей.
Я занимаю позицию «рядом» с детьми, становясь организатором их деятельности, привлекая родителей к проявлению активности в жизни ребёнка не только в детском саду.
Проектно-исследовательская деятельность помогает управлять поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, работать в команде. Стимулируется не только познавательная активность, но и происходит влияние на содержание сюжетно-ролевых игр. Ребёнок обретает уверенность в собственной позиции, уверенность в собственных силах. Игры становятся более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети интересны друг другу.
Использование интерактивного оборудования в моей работе с детьми помогает мне повышать мотивацию детей к занятиям, и решать задачи демонстрационного и дидактического направления.
Например, этапом работы стал мультимедийный проект Mimio с элементами здоровьесберегающих технологий «Командир моего организма». Такой метод проектов также универсален тем, что применяется во всех видах деятельности, погружая в творческий процесс детей и взрослых.
На всех этапах создания проектов для меня важно создать благоприятные условия, увлечь детей, привлечь родителей и педагогов, проявить креативность, увидеть индивидуальность, выявить творчество и уникальность в каждом.
Результаты проектной деятельности радуют, но всегда есть что совершенствовать. Творческий проект (с лат. «брошенный вперёд») толкуется как план, замысел. Хотелось бы совместно с родителями изучить и внедрить методику индивидуальных исследовательских детско-родительских и детских проектов.
Результаты моей работы показывают, что она создает необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.
Своё выступление я хочу завершить словами нашей коллеги из Алтайского края Ольги Васильевны Каржановской:
«Проект создать – не поле перейти,
Ведь мы не ищем лёгкого пути.
Мы можем всё, хоть мы совсем не Боги,
В дошкольном деле мы простые педагоги».