Папки-передвижки

Развитие познавательной активности детей через совместную экспериментально-исследовательскую деятельность

Ольга Остапенко
Развитие познавательной активности детей через совместную экспериментально-исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Непрерывная работа по данному направлению велась на основе перспективного планирования, занятия проводились 1 раз в неделю.

Актуальность разрабатываемого проекта - ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Публикация «Развитие познавательной активности детей через совместную экспериментально-исследовательскую деятельность» размещена в разделах

Экспериментирование, как основной ведущий вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Методы обеспечения:

- Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы.

- Проведение опытов (практических).

- Беседы.

Ресурсное обеспечение проекта:

-Создание мини- лаборатории с объектами неживой природы;

-Разработка конспектов мероприятий с детьми;

-Консультация для родителей «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка»;

-Буклет для родителей «Я познаю мир».

Содержание:

-В нашей группе имеется уголок экспериментирования, который постоянно обновляется новыми материалами.

-Дети сами выбирают инструменты, приборы, сосуды, которые необходимы им при исследовании того или иного предмета или явления.

-Мной разработаны были конспекты:

«Волшебный воздух», «Вода в природных явлениях», «Наши верные помощники», «Свойства бумаги», «Свойства воздуха», «Защитные свойства снега».

-Стараюсь систематизировать работу по детскому экспериментированию, что способствует росту интереса детей к экспериментальной деятельности, отмечается стабильная положительная динамика познавательной активности и любознательности детей.

-В процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок, что очень важно. Благодаря опытам у детей развивались способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Дети учились проводить самые разнообразные опыты с веществами.

-Например, при ответе на вопрос: «Как обнаружили воздух?», провели опыты «Пузырьки на поверхности воды», «Надуем шарик» (эксперимент по обнаружению воздуха в легких, «Поймай пёрышко» (поиск возможности обнаружить воздух вокруг нас).

-Дети с огромным удовольствием проводили опыты с объектами неживой природы: песком ( например: предлагалось слепить фигурку из мокрого и сухого песка). Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживали, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

-Для определения источника звука и его распространение использовала простейшие устройства для передачи звука на расстоянии: гармошку, бубен, барабан, ложки, погремушку.

-Проводя опыт «Термометр и температура», знакомились с термометрами для измерения температуры воды, воздуха, тела человека.

-В опытах со снегом давала представления о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег-это пар, который замерзает в облаках.

-В опыте «От чего происходит смена дня и ночи» объяснила, как происходит вращение Земли.

-Постепенно элементарные опыты становились играми-опытами, в которых как в дидактической игре есть два начала – учебно-познавательное и

игровое - занимательное. Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования, опыты предлагались от имени игровых персонажей.

-Работая с семьями в индивидуальных беседах, советую проводить опыты дома.

-Делала консультации: «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребёнка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Родительское собрание, с докладом «Создание условий для проведения поискового - исследовательской деятельности». Через буклет «Я познаю мир», убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Огромную помощь оказывает интернет. Здесь использую некоторые опыты, рекомендации, фотографии, картинки.

Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Познавательную деятельность я распределила в три основных направления:

• неживая природа (воздух, вода, песок, глина, почва, тепло, свет);

• живая природа – растения;

• живая природа – животные.

Самые первые наблюдения я организовывала с детьми за временем года, изменениями температуры – на улице тепло или холодно; за осадками – идет ли снег, дождь и т. д.

-Организованные наблюдения за природой обогащали практический опыт детей и побуждали к практической деятельности : наблюдая за дождем, дети определяли, что дождь – это капельки воды, они мокрые, подвижные, стекаются струйками по окну, по водосточным трубам в большие лужи. У детей появилось желание сделать такой же дождь у себя в группе, используя для этого любые предметы: лейку, капельницу или просто свои ладошки, на практическом опыте дети убеждались, что измоченные водой предметы также изменяются, как на улице после дождя. И еще один пример: наблюдая за снегом на прогулке, дети отмечали его внешние свойства и особенности, придумывали слова – сравнения, определяли, почему на улице много снега и он не тает. Это подталкивало к экспериментированию : снег тает в теплой группе, снег – это вода. Где быстрее тает снег: в ладошке, на батарее, тает ли снег, если его сжать в руке, одетой в варежку (тает, очень медленно).

Предлагала детям выяснить, что будет со снегом, если поместить его в теплую и холодную воду (быстрее тает в теплой воде, изменится ли при этом вода, что с ней произойдет, она станет холоднее, ее станет больше, будет не такой прозрачной – снег загрязняет воду)

Во время наблюдений за деревьями и кустарниками, учила названиям деревьев, рассматривала с детьми разные по форме и цвету листья, цветы, следили за их движениями во время ветра и в покое, слушали шум деревьев, дождя.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания Отчет по самообразованию за 2016 -2017 учебный год. Цель: повышение уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.

Развитие познавательной активности у детей с ОНР через опытно-экспериментальную деятельность Развитие познавательной активности у детей с ОНР через опытно- экспериментальная деятельность в научном центре «Маленький исследователь».

Развитие речи детей дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность Речь человека - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. В.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности ребёнка дошкольника через игровую деятельность» Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей. Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у.

Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии» Слайд 2. План проведения мастер-класса: 1. Теоретическая часть. 2. Практическая часть- проведение игр и упражнений по развитию познавательной.

Презентация «Развитие познавательной активности старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность Детское экспериментирование.

Развитие познавательной активности у детей через проведение экологической акцииРазвитие познавательной активности у детей через проведение экологической акции 1 января 2016 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год стал годом.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Консультация «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через позновательно-исследовательскую деятельность» РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Черепанова Галина Викторовна, учитель.

Развитие творческих способностей дошкольника через исследовательскую деятельность Сообщение на тему: «Развитие творческих способностей дошкольника через исследовательскую деятельность» (Базовая площадка №1 от 22.11.2016г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей через совместную экспериментально-исследовательскую деятельность
Опубликовано: 30 января 2018 в 16:35
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности детей через совместную экспериментально-исследовательскую деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Остапенко (УИ 800614) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД