Ольга Остапенко
Развитие познавательной активности детей через совместную экспериментально-исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Непрерывная работа по данному направлению велась на основе перспективного планирования, занятия проводились 1 раз в неделю.
Актуальность разрабатываемого проекта - ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Публикация «Развитие познавательной активности детей через совместную экспериментально-исследовательскую деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2018
Экспериментирование, как основной ведущий вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Методы обеспечения:
- Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы.
- Проведение опытов (практических).
- Беседы.
Ресурсное обеспечение проекта:
-Создание мини- лаборатории с объектами неживой природы;
-Разработка конспектов мероприятий с детьми;
-Консультация для родителей «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка»;
-Буклет для родителей «Я познаю мир».
Содержание:
-В нашей группе имеется уголок экспериментирования, который постоянно обновляется новыми материалами.
-Дети сами выбирают инструменты, приборы, сосуды, которые необходимы им при исследовании того или иного предмета или явления.
-Мной разработаны были конспекты:
«Волшебный воздух», «Вода в природных явлениях», «Наши верные помощники», «Свойства бумаги», «Свойства воздуха», «Защитные свойства снега».
-Стараюсь систематизировать работу по детскому экспериментированию, что способствует росту интереса детей к экспериментальной деятельности, отмечается стабильная положительная динамика познавательной активности и любознательности детей.
-В процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок, что очень важно. Благодаря опытам у детей развивались способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Дети учились проводить самые разнообразные опыты с веществами.
-Например, при ответе на вопрос: «Как обнаружили воздух?», провели опыты «Пузырьки на поверхности воды», «Надуем шарик» (эксперимент по обнаружению воздуха в легких, «Поймай пёрышко» (поиск возможности обнаружить воздух вокруг нас).
-Дети с огромным удовольствием проводили опыты с объектами неживой природы: песком ( например: предлагалось слепить фигурку из мокрого и сухого песка). Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживали, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.
-Для определения источника звука и его распространение использовала простейшие устройства для передачи звука на расстоянии: гармошку, бубен, барабан, ложки, погремушку.
-Проводя опыт «Термометр и температура», знакомились с термометрами для измерения температуры воды, воздуха, тела человека.
-В опытах со снегом давала представления о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег-это пар, который замерзает в облаках.
-В опыте «От чего происходит смена дня и ночи» объяснила, как происходит вращение Земли.
-Постепенно элементарные опыты становились играми-опытами, в которых как в дидактической игре есть два начала – учебно-познавательное и
игровое - занимательное. Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования, опыты предлагались от имени игровых персонажей.
-Работая с семьями в индивидуальных беседах, советую проводить опыты дома.
-Делала консультации: «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребёнка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Родительское собрание, с докладом «Создание условий для проведения поискового - исследовательской деятельности». Через буклет «Я познаю мир», убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Огромную помощь оказывает интернет. Здесь использую некоторые опыты, рекомендации, фотографии, картинки.
Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Познавательную деятельность я распределила в три основных направления:
• неживая природа (воздух, вода, песок, глина, почва, тепло, свет);
• живая природа – растения;
• живая природа – животные.
Самые первые наблюдения я организовывала с детьми за временем года, изменениями температуры – на улице тепло или холодно; за осадками – идет ли снег, дождь и т. д.
-Организованные наблюдения за природой обогащали практический опыт детей и побуждали к практической деятельности : наблюдая за дождем, дети определяли, что дождь – это капельки воды, они мокрые, подвижные, стекаются струйками по окну, по водосточным трубам в большие лужи. У детей появилось желание сделать такой же дождь у себя в группе, используя для этого любые предметы: лейку, капельницу или просто свои ладошки, на практическом опыте дети убеждались, что измоченные водой предметы также изменяются, как на улице после дождя. И еще один пример: наблюдая за снегом на прогулке, дети отмечали его внешние свойства и особенности, придумывали слова – сравнения, определяли, почему на улице много снега и он не тает. Это подталкивало к экспериментированию : снег тает в теплой группе, снег – это вода. Где быстрее тает снег: в ладошке, на батарее, тает ли снег, если его сжать в руке, одетой в варежку (тает, очень медленно).
Предлагала детям выяснить, что будет со снегом, если поместить его в теплую и холодную воду (быстрее тает в теплой воде, изменится ли при этом вода, что с ней произойдет, она станет холоднее, ее станет больше, будет не такой прозрачной – снег загрязняет воду)
Во время наблюдений за деревьями и кустарниками, учила названиям деревьев, рассматривала с детьми разные по форме и цвету листья, цветы, следили за их движениями во время ветра и в покое, слушали шум деревьев, дождя.