Марина Дементьева
Формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников через проектную деятельность
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В нашем детском саду данной проблеме уделяется особое внимание через различные мероприятия, акции, конкурсы и проекты.
Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств старших дошкольников через проектную деятельность» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста это потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. Помимо патриотических чувств, важным элементом становления маленького гражданина является осознание своей этнической принадлежности. А любое осознание начинается со знаний о том кто я, что такое народ, какой мой народ, какова его история, культура, традиции. Этих знаний зачастую у детей нет. Чувство принадлежности к своему народу у ребенка не появляется само собой, оно нуждается в специальном формировании. Воспитание навыков гражданственности начинается у ребенка с отношения к самым близким людям: матери, отцу, дедушке, бабушке, сестре, брату. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Развитие привязанности и любви к родному дому – первая ступень гражданского воспитания детей дошкольного возраста.
Изучив разнообразные методы работы, пришла к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой призвана организация проектной деятельности.
На этой основе выбрала тему «Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через организацию проектной деятельности».
Целью работы стало: Создание системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели поставила следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
2. Создать предметно-развивающую среду в группе.
3. Разработать и реализовать модель патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести мониторинг с целью определения уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
5. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Новизна опыта заключается в использовании метода проектов по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков: «Моя семья. Мой дом», «Детский сад», "Моя малая родина", "Мой родной край", "Родная страна", "Наша Армия", "Космос".
Составлены и реализованы проекты :
- «Самая любимая мама на свете», посвященный Дню матери, цель которого воспитание уважения к родным людям.
- «Генеалогическое древо моей семьи», задача которого познакомить детей с родословной своей семьи. Работа над проектом показала интерес и инициативу со стороны родителей.
- «Семейные обереги». Проект рассчитан на развитие познавательного интереса у детей о народных традициях и обрядах.
В ходе реализации проектов осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Я опираюсь на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Заключение
Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта :
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно учавствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.