Папки-передвижки

Приложение к работе «Знакомство старших дошкольников с лекарственными травами Сахалина через проектную деятельность»

Людмила Симановская
Приложение к работе «Знакомство старших дошкольников с лекарственными травами Сахалина через проектную деятельность»

Приложение 1

План работы :

№ п\п Мероприятия. Ответственные, сроки

1. Родительское собрание «Участвуем в проекте «Ознакомление старших дошкольников с лекарственными травами Сахалина»». Воспитатели, апрель

2. Сбор литературы о лекарственных травах : стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки, картинки. Воспитатели, родители, апрель - май

Публикация «Приложение к работе „Знакомство старших дошкольников с лекарственными травами Сахалина через проектную деятельность“» размещена в разделах

3. Приобретение необходимого оборудования. Родительский комитет группы, май

4. Разбивка мини-огорода лекарственных трав. Воспитатели, дети, июнь

5. Посадка семян и рассады. Воспитатели, дети, июнь

6. Изготовление табличек-указателей с названиями растений. Воспитатели, июнь

7. Опытно-экспериментальная деятельность : «Строение растений», «Условия необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений» Воспитатели, июнь - март

8. Ведение дневника наблюдений. Воспитатели. В течение всего проекта

9. Проведение экскурсий. Воспитатели. В течение всего проекта

10. НОД с детьми. Воспитатели, сентябрь - март

11. Сочинение сказок, загадок, рассказов о лекарственных травах. Воспитатели, родители. В течение всего проекта

12. Оформление гербария лекарственных трав Сахалина. Воспитатели, родители, июль-октябрь

13. Проведение дидактических игр. Воспитатели. В течение всего проекта

14. Выпуск плаката о лекарственных травах Сахалина. Воспитатели, родители, февраль

15. Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о травах. Воспитатели. В течение всего проекта

16. Оформление сборника «Мамины рецепты». Родители, март

17. Выставка детских работ «Зеленая аптека». Воспитатели, апрель

18. Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети с родителями). Воспитатели, апрель

19. Родительское собрание «Подведение итогов реализации проекта». Воспитатели, май

Приложение 2

Образовательная деятельность художественное творчество:

Цель: Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе родного края, желание изобразить лекарственные травы Сахалина, используя полученные ранее умения; развивать мелкую моторику рук.

Рисование:

1. «Наши друзья – лекарственные растения».

2. Выставка рисунков «Волшебные растения».

3. Декоративное рисование «Цветочная дорожка».

4. Портрет «Растение улыбается».

Аппликация:

1. Коллективная работа «Полянка одуванчиков».

2. «Домики для семян».

3. «Мое любимое лекарственное растение».

Лепка:

1. «Цветок – это чудо».

2. Коллективная работа «Лекарственных трав хоровод»

3. «Полезная травка»

Чтение художественной литературой:

Цель: Ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

1. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок о лекарственных растениях.

2. В. Бианки «О травах».

3. Р. А. Кудашева «Песенка долгой жизни».

4. Б. Заходер «Дождик и зернышко»,

Образовательная деятельность познание

Экологическое воспитание:

1. «Лекарственное растение рядом»

Цель: Выявить знания детей о лекарственных травах Сахалина. Развивать интерес к изучению родного края, речь, умение делать выводы. Воспитывать чувство гордости за природу родного края, бережного отношения к ней.

2. «Ромашка – лекарственное растение»

Цель: дать детям понятие о свойствах лекарственной травы «Ромашка». Развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений. Формировать умение и желание активно защищать и любить природу.

3. «Старый подорожник»

Цель: Дать детям понятие о свойствах лекарственной травы «Подорожник». Развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений. Формировать умение и желание активно защищать и любить природу. Вспомнить и закрепить знания детей о лекарственных растениях.

4. «Одуванчик – лекарь»

Цель: Воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным травам. Закрепить знания о строении и назначении одуванчика. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения. Развивать наблюдательность, речь ребенка.

5. «Наши друзья – лекарственные растения»

Цель: Познакомить детей с лекарственными травами родного края, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора. Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы Сахалина.

6. «Лекарственные растения нашего региона».

Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к родной природе, совершенствовать знания о лекарственных травах родного края, развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.

7. «В гостях у Старичка-Лесовичка».

Цель: Уточнить и расширить представления детей о лекарственных травах. Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. Уточнить представление детей о правилах сбора и сушки лекарственных трав.

Беседы:

1. «Лекарственные травы»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные растения, гербарий лекарственных растений нашего района, чайник, стаканы, пакетики с лекарственными растениями, горячая вода.

Практическая деятельность на занятии : наблюдение, рассматривание, приготовление травяных лекарственных напитков.

2. «Травы, которые лечат»

Цель: Продолжать знакомить детей с разнообразием трав; ввести в словарный запас понятие “целебные травы”; знакомить с местами их произрастания; воспитывать бережное отношение к природе, развивать мышление.

Приложение 3

Дидактические игры:

1. «Найди по описанию»

Цель: Закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.

Правила: найти растение по перечисленным признакам.

Материал: карточки с изображением растений.

Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.

2. «Узнай по запаху»

Цель: Упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: засушенные лекарственные растения, зашитые в холщовые мешочки.

Правила: Дети подносят к носу по одному разные мешочки и по запаху определяют, какое растение находится в мешочке.

3. «Доктор Айболит»

Цель: Найти карточки с изображением болезни, которую можно вылечить одним из предложенных лекарственных растений. Закреплять названия лекарственных растений.

Правила: Ребенок в роли Доктора Айболита. На столе перед доктором Айболитом разложены лекарственные растения. Воспитатель показывает ему (доктору Айболиту) картинку с изображением животного или человека с симптомами какой-либо болезни (кашель, рана, температура, зубная боль и т. д.). Ребенок ищет карточку с изображением лекарственного растения и рассказывает, как с его помощью можно вылечиться.

4. «От какого растения часть?»

Цель: Упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению.

Материал: разные виды лекарственных трав (мята, подорожник, ромашка, мать-и-мачеха и др, картинки с отдельными частями лекарственных растений (стебель, корень, листья).

5. «Чудесный мешочек»

Цель: Узнать лекарственное растение по запаху, выделить и назвать характерные признаки растения, найти его на карточке-картинке или в гербарии.

Правила: В мешочек заглядывать нельзя! Сначала нужно понюхать, потом описать растение, спрятанное в чудесном мешочке, а затем найти его на карточке-картинке. Найти картинку может и другой участник игры.

Ход игры: Воспитатель выставляет на стол мешочки, заполненные сухими лекарственными растениями. Рядом раскладывает карточки-картинки с их изображением. Один из играющих берет один из понравившихся мешочков, нюхает, затем описывает лекарственное растение, по его мнению, находящееся там, ищет картинку с изображением этого растения. После этого проверяют, правильно ли определил ребенок растение, заглянув в мешочек.

6. «Приготовь лекарство»

Цель: Познакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения, формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, у какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства, и в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе, формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.

Материал: гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; "посуда" для отваров и настоев.

Правила игры заключены в задании: Кто правильно все сделает, то и выиграл.

Ход игры:

Воспитатель: Давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.) А теперь поиграем. Сегодня вы будете фармацевтами - это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство.

Задание дают ребенку или группе детей (двум - трем) :

- выбери лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе и т. д. :

- отбери нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя);

- подбери "посуду" для приготовления лекарства;

- расскажи о своем лекарстве.

7. «Найди о чем расскажу»

Цель: Найти лекарственное растение по перечисленным признакам. Можно применять загадки, стихотворения.

Правила: Воспитатель описывает растение или загадывает загадку ребенку. Ребенок находит описанное растение на картинке или в гербарии.

Материал: карточки-картинки с изображением лекарственных растений; гербарий лекарственных растений.

8. Юные художники

Цель: Уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.

Правила: Нарисовать портрет растения.

Материал: любые изобразительные материалы.

Ход игры: «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.

Приложение 4

Конспект образовательной деятельности

по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе.

«Лекарственные растения»

Образовательная область: познание, коммуникация.

Цель: уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях родного края.

Задачи: Образовательные:

Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;

Познакомить детей с целебными кустарниками;

Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений;

Обогащать и активизировать словарь детей по теме названиями лекарственных растений, способами их использования (травник, лекарственные, отвар, настойка);

Развивающие:

Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, доказательную речь;

Развивать познавательный интерес к природе родного края;

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их;

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: картинки с изображением лекарственных трав, аптечные упаковки с травами, сборами для создания соответствующей обстановки, схема правил сбора лекарственных трав, мяч, чайник для заваривания чая.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций лекарственных трав; беседы о лекарственных травах и их использовании; подготовка выставки аптечных упаковок с травами, каплями, настойками совместно с родителями; подготовка альбома «Лекарственные травы Сахалина» для детей; составление с детьми схемы правил сбора и использования лекарственных растений.

Ход занятия:

Начало на коврике, все сидят полукругом.

1. Воспитатель загадывает детям загадку:

Есть растения такие,

Они вовсе не простые.

Если что-то заболит –

Эта травка исцелит!

( дети: лекарственные растения)

Догадались, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать? ( дети: о лекарственных растениях)

Воспитатель: Правильно. Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Замечали и составляли специальные книги «Травники». Как вы думаете, что это такое? ( Дети: туда складывали травы.) Нет, дети. «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях : как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения. У нас тоже есть такие книги, теперь их называют справочник, а раньше называли «Травник» (Воспитатель показывает современные книги – справочники. Повтор слова «Травник» индивидуально 2-3детьми.)

Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Мяч лови - бросай, на вопросы отвечай!» (Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задает вопросы детям). Вопросы:

- Что такое лекарственное травы? (Травы, которые лечат разные болезни)

- Для чего используют лекарственные травы? (Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст)

- В какую погоду собирают лекарственные травы? (В сухую, солнечную погоду)

- Почему подорожник так назвали? (Потому что он растет вдоль дорог.)

- Можно ли собирать лекарственные травы вблизи дорог, около домов? Почему? (Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно)

- Где можно собирать лекарственные травы? (Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках)

- Почему растение мать – и – мачеха так назвали? (Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый, как мать.)

- Что делают из лекарственных трав? (Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло)

2. Воспитатель: Есть много трав полезных на земле страны родной. Могут справиться с болезнью ромашка, мята, крапива, подорожник, зверобой.

Вы хорошо отвечали на мои вопросы. А сейчас мы с вами соберем «Травник». Я буду вам загадывать загадки о лекарственных травах, вы - находите картинку отгадку и рассказываете, что и как лечит это растение. Картинки находятся в разных местах группы. Будьте внимательны! (Воспитатель загадывает загадки, дети находят, приносят и ставят на мольберт, рассказывают об этом растении).

1. Тонкий стебель у дорожки, на конце его – сережки,

На земле лежат листки – маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг, лечит раны ног и рук (подорожник)

Подорожник люди используют для заживления ран. Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре они заживут, боль пройдет. Отвар подорожника пьют при болезнях желудка.

2. В поле сестрички стоят, желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички - белые реснички (ромашки)

Отваром ромашки полощут горло при ангине, пьют отвар при кашле и температуре, купают малышей в воде с отваром ромашки, ополаскивают волосы, чтобы они были здоровые, блестящие, красивые. Делают крема для лица и рук, добавляют в зубную пасту.

3. Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик бывший …. (одуванчик)

Корень одуванчика выкапывают, моют, сушат, перетирают в порошок и используют при многих болезнях. Из свежих зеленых листьев весной делают полезный салат. А из желтых цветов варят варенье.

4. Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит.

Не огонь, а жжется! (крапива)

Листья крапивы даже останавливают кровь. Из крапивы варят щи, делают отвар, сушат веники. Щи придают силы, здоровье и бодрость. Отвар используют при простуде от кашля, им ополаскивают волосы, умываются или купаются при болезнях кожи. Крапиву добавляют в крема, шампуни, ополаскиватели для волос.

5. Спроси телёнка и барашка – цветка вкусней на свете нет.

Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет (клевер)

Клевер - красивое, ароматное растение. Его любят и дети, и пчелы. Настоем клевера лечат раны, полощут горло. Поможет при простуде. Смягчает кожу. Используют в косметологии для приготовления кремов, мыла, шампуней.

7. Я на луг с утра пошёл, Травку нужную нашёл :

Мелкий, жёлтенький цветок Он не ярок, не высок,

Вылечит недуг любой. Что же это? – (зверобой).

Отвар используют при заболеваниях кожи, в нем купают малышей. Настойкой удаляют бородавки на коже, пьют для очистки организма. Используют для приготовления шампуней, мыла

9. Травка очень душиста, ароматные листья.

Поскорей собирай и заваривай чай!

А найдёшь возле хаты, называется – (мята).

Полезен, приятен и ароматен чай, конечно, не с ватой, а с … мятой

Настой - при тошноте, болеутоляющее при невралгических болях. Добавляют в зубные пасты, жевательные резинки, в шампуни, капли в нос и успокоительные. Заваривают в чай.

Воспитатель: Там еще остались картинки. Какие растения еще вы узнали? Принесите карточки. (Дети приносят карточки с изображением знакомых трав : мать-и-мачеха, тысячелистник.)

Тысячелистник- Настой улучшает кровь, отвар используют для возбуждения аппетита. Хорошо заживляет раны. Можно заваривать в чай хоть каждый день. Используют в косметологии.

Мать – и – мачеха - Применяется при заболеваниях дыхательных органов, катаре верхних дыхательных путей, воспалении легких, бронхиальной астме, ангине. При выпадении волос – 3 раза в неделю мыть голову отваром.

3. Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот у нас с вами и получился травник с картинками и описанием, как растение используют.

Давайте теперь немножко поиграем. Представьте себе, что мы с вами сейчас- лепестки одного цветка, который сначала бывает желтым, а потом превращается в белый. Догадались, что это за цветок? ( Дети: одуванчик)

Физминутка «Белый одуванчик»

Белый одуванчик на солнышке блестит

И легкою пушинкой по воздуху летит.

(Дети стоят в узком кругу, спиной к центру, взявшись за руки и подняв их вверх – одуванчик. Ветерок подул – пушинки разлетаются по группе, затем собираются вместе.

4. Воспитатель: У меня есть пакетики с лекарственными травами. Давайте заварим витаминный чай (Воспитатель с помощью детей заваривают чай). Такой чай называют фиточай. Пока наш фиточай заваривается, скажите, пожалуйста, какие лекарственные травы вы будете заготавливать летом? (Дети называют запомнившиеся травы). Хорошо. Ну а теперь давайте угощаться витаминным фиточаем (воспитатель разливает детям и гостям чай.)

Публикации по теме:

«Развитие сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» через проектную деятельность» Практико-значимая работа «Развитие сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» через проектную деятельность» САВИЦКАЙТЕ Ниоле Витауто слушателя.

Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Родина, Отечество – это те слова, которые всегда имели большое значение для русского человека. Народ, который не помнит своего прошлого,.

Формирование предпосылок УУД через проектную деятельностьФормирование предпосылок УУД через проектную деятельность Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу предложить Вашему вниманию моё выступление на районной педагогической конференции " Качественное образование.

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. «Знание только тогда знание, когда оно обретено.

Описание опыта работы «Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности через проектную деятельность» Описание опыта работы «Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности, через проектную деятельность» Искусство несет.

Патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность. Патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Самоанализ работы по самообразованию «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность» Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность» За 2016-2017 учебный год. С сентября 2015 по май 2017.

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность Основой вырабатывания у детей экологической ответственности является постепенный процесс накопления и разрешения противоречий между реальным.

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность Мир, окружающий ребёнка, - эта, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приложение к работе «Знакомство старших дошкольников с лекарственными травами Сахалина через проектную деятельность»
Опубликовано: 6 января 2018 в 08:07
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД