Папки-передвижки

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Елена Горячевская
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

«Знание только тогда знание, когда

оно обретено усилиями своей

мысли, а не памятью»

Л. Н. Толстой

Публикация «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» размещена в разделах

Острота проблемы воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении не ослабевала никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии.

На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания в ФГОС ДО является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Современная система дошкольного образования ориентирована на полноценное развитие личности каждого ребенка. Перед педагогами ставится задача воспитания личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.

Одним из эффективных средств решения данной задачи является метод проектной деятельности.

Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Дошкольный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности детей, однако начинать вовлекать дошкольников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в дошкольном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проекта, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности и значительной части дошкольников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

Представляю вашему вниманию свой

проект в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел».

Тип проекта: информационно практико-ориентированный и творческий

Вид проекта: групповой

Время реализации:

среднесрочный (6 недель)

Участники проекта:

дети группы,

родители,

воспитатель

Актуальность:

Поколение, растущее в тепле и заботе, не

знающее ни войны, ни голода; не знает

настоящую цену хлеба.

Основным продуктом питания, поддерживающим

жизнедеятельность человека является хлеб. «Наг

поле перейдет, а голоден ни с места».

На Руси хлеб всегда пользовался почетом и

уважением:

«Не напрасно народ с давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет самой первой святыней.

Золотые слова забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" – в поле,

в доме,

в державе.»

Цель:

Формировать целостное представление о процессе производства хлеба и профессиях людей, участвующих в производстве хлебобулочных изделий, приобщить детей к истории страны, к истории русского народа.

Задачи:

Вызвать и поддерживать интерес к изучению темы о пути

попадания хлеба на стол;

Приобщать детей к культурным традициям русского народа через

знакомство со старинными русскими обычаями и обрядами;

Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и

названиями;

Развивать коммуникативные навыки: связную монологическую и

диалогическую речь;

Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;

Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных

хлебу, разучить стихи и песни о хлебе;

Систематизировать знания о сельскохозяйственных профессиях,

прививая уважение к чужому труду;

Познакомить со старинной и современной сельскохозяйственной

техникой, выявить различия и преимущества;

Совершенствовать экспериментально-исследовательскую

деятельность детей, поддерживая их естественную

любознательность

Формы и методы взаимодействия с детьми:

• чтение с обсуждением, инсценировка сюжетов прочитанных произведений

• народные игры

• просмотр мультфильмов, образовательных передач и

• презентаций с последующим обсуждением

• наблюдение и экскурсия

• разучивание стихов и пение песен о хлебе

• ИЗО (лепка из соленого теста, пластилина, аппликация,

рисование)

• исследование и экспериментирование

Формы и методы сотрудничества с родителями:

• проведение опросов, анкетирование

• индивидуальные консультации и беседы

• родительское собрание

• сообщения познавательно-информационной направленности для родительского уголка

• мастер-класс от родителей

• подготовка презентации-сообщения по теме

• совместная трудовая деятельность с детьми (выпечка хлебобулочного изделия по семейному рецепту)

• совместное развлечение «Хлеб – всему голова!»

I этап: подготовка проекта

Введение в тему методом трех вопросов.

Что знаю? Что хочу знать? Как узнать?

Хлеб едят каждый день Почему хлеб является основным продуктом питания Прочитать в энциклопедии

Есть белый, а есть ржаной Почему у хлеба разные цвет и вкус Посмотреть в интернете

Булки покупают в магазине Как и откуда хлеб попадает в магазин Спросить у мамы

Привозит хлеб хлебная машина Где и как делают хлеб Спросить у шофера

Хлеб полезный Какие витамины содержатся в хлебе Прочитать в книге или посмотреть передачу про здоровье

Хлеб вырастает из хлебного зерна Путь от зернышка до каравая Взять книгу в библиотеке и прочитать

Бабушка из муки печет пироги Где и как пекут хлеб Спросить у бабушки

Хлеб делают тетеньки в деревне Какие профессии нужны, чтобы получить хлеб Спросить у папы

II этап: Реализация проекта

Игровая деятельность – знакомство с народными играми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры

Познавательно-исследовательская деятельность — поиск информации, экспериментирование

Коммуникативная деятельность —общение со сверстниками и со взрослыми

Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение (слушание); обсуждение (рассуждение); рассказывание (пересказывание, декламация; разучивание; ситуативный разговор

Музыкальная деятельность — слушание музыкальных произведений, знакомство с авторами и исполнителями песен, разучивание и пение песен

Изобразительная деятельность — лепка, аппликация и рисование

III этап: Презентация проекта

Результат этого проекта:

1. Познакомились с этапами выращивания и производства хлеба

2. Пополнили активный словарь

3. Провели экскурс в историю жизни русского народа

4. Познакомились с видами древней и современной сельскохозяйственной техники

5. Разучили стихи и песни о хлебе

6. Прочли произведения различных авторов о хлебе

7. Научились замешивать пресное тесто и делать из него булочки

8. Познакомились с профессиями комбайнера, тракториста, агронома, пекаря

9. Получили опыт доклада по теме с опорой на презентацию

10. Разучили народные игры: «Как у наших у ворот», «А мы просо сеяли», «Мельница»

11. Создали электронную папку презентаций по теме «Хлеб»

Участие в проектной деятельности для детей является способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

К сожалению, метод проектирования в настоящее время не часто используется педагогами-практиками. Этому способствует ряд причин:

- низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;

- нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;

- недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;

- низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все» и т. д.

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. (Е. С. Евдокимова)

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников по программе «Социокультурные истоки» через проектную деятельность "Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников по программе "Социокультурные истоки" через проектную деятельность". Котельникова.

Нравственно-патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка дошкольника через проектную деятельность Методическая разработка по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание как компонент социального развития ребёнка дошкольника через.

Духовно-нравственное воспитание детей через проектную деятельность в детском саду. (Сообщение из опыта работы) В настоящее время в нашем обществе сформировалась потребность в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.

Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Родина, Отечество – это те слова, которые всегда имели большое значение для русского человека. Народ, который не помнит своего прошлого,.

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем» Гвездослов.

Нравственно-патриотическое воспитание через проектную деятельность из цикла «Моя семья» — раздел «Наши бабушки и дедушки» Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное и патриотическое развитие и воспитание первостепенной.

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста» .

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русскими народными сказками «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский Социально – нравственное воспитание.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность.Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Проблемы окружающей среды для нас не новы, они прежние: вырубаются леса, высыхают реки, загрязняется воздух, которым мы дышим. Никто специально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Опубликовано: 21 июня 2017 в 23:42
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД