Папки-передвижки

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников (11 фото)

Юлия Голубева
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников

Игра - путь детей к познанию мира,

в котором они живут и

который призваны изменить.

А. М. Горький.

Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л. С. Выготский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников» размещена в разделах

В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, пожарным, врачом. Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. Я использую в своей работе, ознакомление с трудом взрослых, занимает не так много места. А работа по профориентации детей на

различные профессии требует планомерности, систематизации углубленной работы.

Конечно, реализовывать эту работу можно через НОД, дидактические игры, индивидуальную деятельность. Но так как сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка, то естественным будет формировать представления о профессиях через сюжетно-ролевые игры.

Детский сад является первой важной ступенью подготовки детей к будущей профессии. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями.

- Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности.

- Одним из эффективных средств социализации личности ребёнка дошкольного возраста является ознакомление с трудом взрослых.

- Интерес детей к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.

- Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании знаний, развитии интереса к различным профессиям, труду взрослых через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию.

Цель - определения влияния сюжетно-ролевой игры на приобщение дошкольников к миру профессий взрослых.

Исходя из цели работы, определены следующие основные задачи:

1 Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и её воспитательное значение в развитии дошкольника;

2 Обосновать и проанализировать значение сюжетно-ролевой игры в формировании знаний о профессиях;

3 Определить и создать условия, способствующие развитию ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры дошкольников;

4 Способствовать воспитанию гордости за своих родителей, работающих в разных сферах.

Предполагаю, что к выпуску в школу у детей:

- сформируются представления о разнообразии профессий;

- сформируется ценностное отношение к труду взрослых;

- сформируется бережное отношение к результатам труда взрослых;

- возникнет желание трудиться;

- проявится самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами в своем деле.

Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим,

эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой образовательного процесса.

В контексте проблемы умственного развития, а также формирования у них системных знаний, проведены значительные исследования по вопросам развития и формирования у детей представлений о труде взрослых (Д. Б. Эльконин, Н. С. Пряжников, В. И. Логинова, Л. С. Выготский). Но авторы, в основном, рассматривают вопросы овладения ребенком трудовыми операциями и навыками, а не ориентацию его в сфере будущей профессиональной деятельности, выявления и развития профессионально важных человеческих качеств.

В то же время профессионально важные человеческие качества надо не только «выявить», но и во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, образования и организации его деятельности. Это предполагает активность не только взрослого, но и самого подрастающего человека. Профессионализация начинается, как правило, не с выбора специальности, а с обобщенных устремлений ожиданий и представлений о жизненном пути, так или иначе отражающихся в самосознании. Именно на этом начальном этапе профессионального самоопределения человек ставит перед собой и

решает для себя такие вопросы, как соотношение общественной значимости и личного смысла труда, общественной полезности всех профессий и различия в их престижности, зависимость социального положения от некоторых признаков выполняемой работы и т. д.

К настоящему времени в России наиболее известна предложенная Е. А. Климовым (1983г.) периодизация развития человека как субъекта труда. Согласно этой теории, игра в возрасте от 3 до 8 лет рассматривается как способ овладения «основными смыслами» человеческой деятельности, а также как первое знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, машиниста, продавца, почтальона, учителя и т. д.).

Н. Н. Захаров выделяет задачи профориентации детей дошкольного возраста : ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах

деятельности.

Однако этот и другие существующие подходы рассматривают процесс ознакомления детей с трудом взрослых и формирования трудовых навыков и умений с различных позиций, но ни по возрастному диапазону, ни по задачам ни один из них не рассматривает дошкольный возраст как период закладки профессионально важных психических функций наряду с общим развитием психики ребенка зачастую уходит из поля зрения положение о том, что этот возраст можно рассматривать как период проявления и развития ранних

Профессиональных устремлений, как время формирования первых профессиональных предпочтений в игровой деятельности.

К условиям, средствам и способам развития самоопределения и профессиональных устремлений дошкольника относятся : развивающая социальная среда, взрослые и их деятельность как сенсорные эталоны, социальные роли, смысловые представления, социальные и профессиональные стереотипы, эмоциональная профессиональная идентификация, жизненные сценарии, интегрируемые и реализуемые в развивающих ситуациях в процессе игровой деятельности.

Таким образом, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации.

Уникальным средством формирования профессиональных установок детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Игровая деятельность - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Посредством игры ребенок познает окружающий мир. Сюжетно – ролевая игра дает

возможность проявить ребенку личностные качества, индивидуальность, отразить в игре имеющийся жизненный опыт.

В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным «участником жизни взрослых».

В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и

влечениям самого ребенка.

Как отмечает Ядешко В. И. - в творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

О значении игры для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. А ученые всего мира заняты специальным изучением детских игр, их классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. Такое пристальное внимание к детской игре

связано с тем, что именно в ней происходят глубокие изменения во всей психике ребенка-дошкольника и появляются важнейшие психические новообразования возраста: образное мышление, воображение, ориентация в деятельности, способность взаимодействия со сверстниками и многое другое.

Однако современные исследователи игры и практикующие педагоги отмечают, что сегодня сюжетно-ролевая игра уходит из жизни дошкольников. Причин этого явления много. В детском саду воспитатели излишне увлечены различными формами обучения и используют игру лишь как дополнение к дидактическому процессу получения знаний (Концепция дошкольного воспитания). Родители чаще всего не умеют играть с детьми

или просто не хотят, объясняя это отсутствием времени и желания. Кроме того, исчезли неформальные дворовые игровые объединения, в которые входили дети разных возрастов, и где происходила естественная передача игровых традиций.

В итоге сегодня ребенку просто неоткуда черпать игровой опыт. Выход один - с детьми дошкольного возраста должен играть воспитатель, изменив при этом стереотипные позиции при руководстве игровой деятельностью. Понимание профессионального труда

взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры, в

которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения. В сюжетно-ролевых играх происходит ознакомление с различными профессиями, овладение основными смыслами профессиональной деятельности, формируется мотивационное подражание, которое является эмоциональным механизмом, запускающим возникновение интереса и устремлений

ребенка к определенной сфере профессиональной деятельности взрослых. Появляются

первичные (ранние) профессиональные устремления, которые просматриваются в некоторых личностных качествах, игровых ролях, формируется профессиональная составляющая «образа - Я» дошкольника. Профессионально ориентированная игровая деятельность является необходимым условием и средством формирования представлений о мире профессий у дошкольников, что в свою очередь способствует раннему профессиональному самоопределению дошкольника, которое является важным компонентом психического развития ребенка, осуществляемого посредством введения детей через игру в мир профессий, как часть человеческой культуры.

Этапы работы

Для решения поставленных задач была продумана система работы, которая включает в себя:

-изучение научной и методической литературы по вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста;

-изучение методической литературы по вопросам методики организации, руководства и проведения сюжетно-ролевых игр;

-разработка перспективно-тематического плана проведения сюжетно-ролевых игр на год;

-разработку конспектов сюжетно-ролевых игр, для детей среднего дошкольного возраста;

- систематизация сюжетно-ролевых игр;

-изготовление игрового материала для сюжетно-ролевых игр;

-разработала диагностику уровней формированности представлений детей о профессиях взрослых.

В жизни детей 4-5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета.

На данном этапе я продолжала знакомить детей с новыми профессиями и закрепляла знания об уже знакомых профессиях, играя в игры : «Кем я хочу стать? Как буду работать?», Поймай – скажи», «Про Олю и Колю», «Помощники», «Отгадай профессию», «Назови одним словом», «Кто кем хочет стать?», «Назови слова – действия», «Кому нужны эти предметы», «Кому нужен этот предмет?», «Для чего нужны предметы?», «Сварим вкусный суп из овощей», «Кто что делает?», «Кому что надо?», «Петрушка

идет трудиться», «Профессии», «Магазин посуды», «Магазин ткани», «Магазин», «Где это можно купить?», «Кто больше расскажет о профессии», «Писатель», «Экскурсия», «Самый главный», «Угадай по результату профессию», «Определи по предмету профессию», «Что лишнее?», «Доскажи словечко», «Найди ошибку».

Совместно с родителями были изготовлены атрибуты для новых сюжетно-ролевых игр.

Атрибутами были дополнены и уже изготовленные игры.

Оформила альбомы и презентации по профессиям.

Использовала следующие формы предварительной работы по ознакомлению с профессиями :

-Беседы о профессиях,

-Просмотр презентаций, альбомов, видео презентаций;

-Дидактические игры;

-Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций в книгах – энциклопедиях.

В конце года осуществлялась итоговая оценка уровня развития игровой деятельности и уровня представлений о профессиях взрослых. Для оценки уровня знаний я использовала разработанные диагностические карты. Критерии оценки соответствуют низкому, среднему и высокому уровню. Так же мною были разработаны опросники детей дошкольного возраста по теме «Профессии взрослых» (на основе опросника Л. В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых»).

В итоге, в конце года были получены результаты, которые наглядно показывают картину усвоения детьми знаний о профессиях взрослых и воспитания чувство уважения к трудящимся людям.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников
Игра путь детей к познанию мира в котором они живут и который призваны изменить Дошкольное детство это период игры Об этом говорят и пишут педагоги и психологи это знают все современные родители Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка Именно поэтому психолог Л Выготский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства Публикация Сюжетно ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников размещена в разделах Конспекты занятий Все конспекты Профессии Все материалы про труд взрослых и профессии Ранняя профориентация дошкольников Сюжетно ролевые игры Темочки В сюжетно ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей В одно мгновение он может стать шофером пожарным врачом
Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Сюжетно ролевая игра для дошкольниковСюжетно ролевая игра для дошкольников День сюжетно ролевой игры. День Сюжетно ролевой игры. Сюжетно ролевая игра для дошкольников. Цель:освоение предметного мира,установлении.

Экскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно.

Игровая среда группы по ранней профориентации дошкольниковИгровая среда группы по ранней профориентации дошкольников Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников
Опубликовано: 12 ноября 2023 в 19:51
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД