Получи документы

Развитие познавательной активности воспитанников через проектно — исследовательскую деятельность

Людмила Иванова
Развитие познавательной активности воспитанников через проектно — исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Тема опыта: «Организация исследовательской деятельности дошкольников»

Идея опыта: «Развитие познавательной активности

воспитанников через проектно – исследовательскую деятельность»

1. Сведения об авторе:

Иванова Людмила Дмитриевна.

Образование: средне-специальное

Публикация «Развитие познавательной активности воспитанников через проектно — исследовательскую деятельность» размещена в разделах

Окончила: Читинское педагогическое училище в 1987 г. по специальности - воспитатель.

Место работы: МДОУ д/с комбинированного вида №5 «Брусничка»

Должность: Воспитатель

Педагогический стаж 26 лет

Стаж работы в занимаемой должности: 26 лет

1 квалификационная категория.

Почётная грамота Министерства образования РФ за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательного процесса в свете современных достижений медицины, культуры и искусства, большой личный вклад в формирование нравственных основ детей. 21 июня 2012г.

«Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

слова восточного мудреца

2. Условия формирования опыта.

На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

• Работа, на протяжении многих лет в экологическом направлении, написание проекта «Огород на окне» и т. д.

• Изучение методической литературы.

3. Актуальность и перспективность опыта

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у дошкольников эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача нас, взрослых, поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей. Следует отметить, что в возрасте 5 лет детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Опираясь на труды отечественных педагогов Г. М. Лялиной, А. П. Усовой, Е. А. Панько, мы пришли выводу о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а характер их усвоения.

Установочные цели:

1. Знакомство детей с разнообразием семян овощных культур;

2. Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе;

3. Выявление благоприятных условий для создания оптимальной среды прорастания овощных культур;

4. Формирование основ экологической культуры у дошкольников.

Задачи:

1. Поддержание и стимулирование активного интереса детей к окружающей природе, через ознакомление с новыми видами овощных культур, удовлетворение детской любознательности.

2. Обеспечение познавательной активности детей посредством использования методов наблюдений за природными объектами, игрового моделирования и экспериментирования, проблемно-игровых ситуаций, труда в природе, рассматривания иллюстраций, художественных картин, просмотра видеофрагментов, чтения художественной литературы о природе.

3. В процессе познавательно – исследовательской деятельности развитие интереса и активности дошкольников, обогащение опыта исследовательских действий.

4. Стимулирование и поощрение добрых поступков детей, радостного переживания от положительного поступка по отношению к объектам живой природы.

4. Теоретическая база опыта.

Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне. Поэтому, нам, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии воспитанников. Дошкольник познавая мир, делает множество открытий. И педагогу необходимо организовать процесс таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем.

В 2012-2013 учебном году:

На подготовительном этапе

С помощью родителей собрали коллекцию семян.

Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.

Изготовили алгоритмы ухода за растениями.

Сделали подборку дидактических игр «Слова, что растут в огороде», «Огородная игротека», «Что можно приготовить».

Изготовлены муляжи консервированных и свежих овощей.

Изготовили героев сказки «ПЫХ».

Исследовательский этап

Дети под руководством воспитателей посадили семена томата, салата, лука, огурца, свёклы, редиски, базилика, петрушки.

Были проведены следующие опыты:

- наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;

- проращивание семян петрушки через ткань;

Дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки.

В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.

Проводились коррекционно – развивающие занятия, беседы по данной теме.

Заключительный этап

С детьми оформили огород на окне

Обогатили знания детей о труде деревенских жителей.

Собрали урожай лука, салата, огурцов, петрушки, укропа, редиски. Дети с большим удовольствием попробовали овощи и зелень, выращенные своими руками.

Познавательно-исследовательская деятельность тесно связана с другими видами деятельности :

Двигательной;

Игровой;

Трудовой;

Коммуникативной;

Чтением (восприятие, слушание) произведений художественной литературы;

Продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование);

Музыкально – художественной.

5. Адресность опыта.

Данный опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений любых возрастных групп.

6. Трудоёмкость опыта.

Материальные затруднения при приобретении оборудования.

7. Результативность опыта.

Дошкольники с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, помогают ухаживать за растениями дома.

Педагоги группы создали проекты : «Комнатные растения», «Огород на окне» представляли на районной конференции «Юный исследователь».

Литература:

1. Русские народные сказки

2. Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста О. А. Воронкевич.

3. Методическое пособие для педагогов ДОУ Санкт-Петербург, «Детство-пресс»,2001

4. Детство Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова и др. – Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010

5. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.

6. Дошкольник и рукотворный мир. Пед. технология. / М. В. Крулехт. – СПб. : Детство-Пресс, 2003.

7. Комплексные занятия в подготовительной к школе группе. Т. М. Бондаренко. Практическое пособие для воспитателей Воронеж, ТЦ «Учитель», 2007

Публикации по теме:

Организация проектно — исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную.

Электронное портфолио воспитателя Портфолио состоит из следующих разделов: 1. Общие сведения 2. Наличие собственного инновационного педагогического опыта. 3. Реализация образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности воспитанников через проектно — исследовательскую деятельность
Опубликовано: 6 февраля 2014 в 08:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности воспитанников через проектно — исследовательскую деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Иванова (УИ 107499) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД