Елена Курмангалина
Обогащение словаря детей раннего возраста в театрализованных играх
▼ Скачать + Заказать документы
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ
Курмангалина Елена Александровна,
воспитатель
МДОУ «ЦРР-д/с №134 «Нотка»
город Магнитогорск, Челябинская область
Развитие речи является одной из приоритетных задач в раннем возрасте, так как речь уже становится средством общения со взрослыми и сверстниками. Развитие речи входит в систему работы в рамках образовательной области «коммуникация», в контексте которой решается ряд очень важных задач: развитие свободного общения, с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей; практическое овладение детьми нормами речи.
Публикация «Обогащение словаря детей раннего возраста в театрализованных играх» размещена в разделах
Кроме того, в театрализованных играх происходит интеграция множества образовательных областей: социализация, познания, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка. А тесное сотрудничество с музыкальным руководителем позволяет существенно разнообразить содержание театрализованных игр и сделать их ярче и интереснее для детей раннего возраста.
Обогащение словаря является одной из важнейших задач развития речи, в которой, в свою очередь, выделяется два направления: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значениями слов. В раннем возрасте решение данной задачи происходит в различных видах деятельности. В системе своей работы по обогащению словаря детей раннего возраста я уделяю значительное внимание усвоению детьми слов, обозначающих трудовые действия, и использую для этого театрализованные игры, так как они делают восприятие и усвоение нового материала более эффективным.
Театрализованная игра представляет собой разыгрывание в лицах произведений художественной литературы. Это действия в заданной художественным произведением или заранее продуманным сюжетом реальности.
В своей работе, в зависимости от художественного произведения, составляющего основу театрализованной игры, и задач образовательной работы, я использую различные виды игр: пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, костюмы различных персонажей и прочее.
Театрализованная игра по структуре близка к сюжетно - ролевым играм. В обоих видах игр имеется содержание, творческий замысел, роли, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения, но в отличие от сюжетно - ролевой игры, в театрализованных играх действие развивается по заранее спланированному сценарию, в основе которого лежит сказка, рассказ, стихотворение, потешки или песня.
В своей педагогической деятельности при использовании театрализованных игр для обогащения словаря детей раннего возраста я опираюсь на принцип «от простого, к сложному» при закреплении понятий определенной области.
Театрализованные игры проводятся мной в три этапа:
1. Ознакомление детей с произведениями художественной литературы, его персонажами. На данном этапе очень важно предоставить детям возможность активно взаимодействовать с театральными игрушками, выполнять сюжетные действия с ними, проговаривать слова.
2. Проигрывание отдельных отрывков художественные произведения позволяет детям более полно представить и воспроизвести художественное творение.
3. Непосредственно театрализованная игра. Театрализованные игры в раннем возрасте являются незаменимыми при решении задач образовательной области «Коммуникация», в частности, обогащения словаря детей раннего возраста - они пронизывают все виды детской деятельности, а также дают возможность раскрыть и развивать творческие способности детей при использовании инсценировок сказок, потешек, песен. При этом дети могут самостоятельно выбирать театрализованные игры и атрибуты для них.
Для удобства использования театрализованных игр в образовательной деятельности я оформила их в картотеку, систематизировав их по следующим направлениям: бытовые понятия, трудовые действия и профессии.
Ниже приведен пример театрализованной игры по стихотворению «Повар» (Разумова Л)
Цель: расширение знаний о профессии повара; обогащение словаря детей раннего возраста в ходе театрализованной игры; развитие культурно-гигиенических навыков, усвоение норм этикета.
Материал: костюмы повара (по количеству детей, муляжи овощей и фруктов, наборы детской посуды, иллюстрации с изображением повара на кухне.
Ход игры:
Педагог в костюме повара говорит: «Ребята, посмотрите, к нам пришла кукла Катя. Она говорит, что ждет гостей и просит помочь приготовить обед. Давайте наденем костюм повара и приготовим обед для наших гостей, вместе с куклой Катей».
Дети надевают костюмы и начинают готовить вместе с педагогом.
А у нас сегодня в группе
Будет новая игра :
Все девчонки - поварихи
А мальчишки - повара.
Мы халатики надели
Колпаки на головах.
И кастрюльки с черпаками
Разложили на столах.
Наши кубики - картошка,
А морковка - карандаш.
Даже мячик станет луком -
Будет вкусным супчик наш.
Все посолим, помешаем,
По тарелка разольем.
Ребят весело посадим
И накормим перед сном.
Мы сегодня поварихи,
Мы сегодня повара!
Но тарелочки помоем
Ведь закончилась игра!
По окончании игры педагог говорит: «Посмотрите ребята, какой мы приготовили суп!» Давайте пригласим наших гостей - куклу Катю и её подружек – (Маша, Карину, Свету, Наталью) за стол! Наши гости говорят нам большое спасибо за приготовленный обед».
Таким образом, театрализованные игры направлены на всестороннее и гармоничное развитие детей раннего возраста, благодаря чему они становятся незаменимым средством в решении задач различных образовательных областей, и в системе моей работы по развитию речи детей они занимают значительное место.
В дальнейшей педагогической деятельности театрализованные игры будут использоваться мной при решении разнообразных образовательных задач. Картотека театрализованных игр будет мной пополнена с целью повышения эффективности использования данных в системе работы по обогащению словаря детей раннего возраста.