Папки-передвижки

Обоснование и содержание методики констатирующего эксперимента

Олеся Ахметова
Обоснование и содержание методики констатирующего эксперимента

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что представления об изображаемых предметов у детей старшего дошкольного возраста находятся в прямой зависимости от зрительного восприятия и от зрительных предметных образов и представлений, целостности зрительного восприятия (Л. С. Цветкова). Кроме того, для изображения предмета исключительно важным является восприятие детьми формы, величины и цвета предметов. Важно установить каковы особенности предметного восприятия у детей с нарушениями речи. Поэтому цель констатирующего эксперимент состояла в определении различия в восприятии изображаемых предметов у детей с нормальным речевым развитием и у детей с нарушениями речи.

Публикация «Обоснование и содержание методики констатирующего эксперимента» размещена в разделах

Задачи констатирующего эксперимента :

1. Установить особенности зрительно-моторной координации, способность детей с нарушениями речи составить заданный образ по представлению;

2. Определить сформированность антиципации зрительного восприятия дошкольников, целостность зрительного восприятия.

3. Выявить особенности восприятия цвета, формы и величины детьми с нормальным речевым развитием и нарушениями речи.

В процессе проведения эксперимента были обследованы старшие дошкольники, посещающие подготовительную группу дошкольного образовательного учреждения. Они составили первую экспериментальную группу из 20 человек. Во вторую экспериментальную группу вошли старшие дошкольники с нарушениями речи, посещающие специализированное ДОУ, в аналогичном количестве.

На основе анализа методической литературы были выбраны задания, отвечающие целям и задачам констатирующего эксперимента. Экспериментальная работа проводилась с детьми индивидуально, каждый последовательно выполнял все задания. Инструкция сообщалась в устной форме. В ходе исследования создавались специальные условия: занятия проводились при дневном освещении, для работы были предложены все необходимые инструменты и материал. При выполнении эксперимента велся протокол обследования на каждого ребенка (см. приложение №1).

Задание № 1. «Недорисованные изображения» (А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина) [1].

Цель – определить сформированность антиципации зрительного восприятия дошкольников, целостность зрительного восприятия.

Содержание : ребенку также предлагается несколько картинок. На этих картинка изображены объекты и предметы, но только в незаконченном виде (не дорисована часть или половина объекта или предмета). Ребенку предлагается дорисовать объект или предмет.

Инструкция: Посмотри на картинки, как ты думаешь, что хотел нарисовать художник. Помоги художнику, дорисуй оставшиеся детали картинок.

Анализ результатов: результаты оцениваются по двум параметрам. Первый – правильно ли ребенок распознал изображение. Второй – какое количество времени он на это затратил. После выполнения задания результаты фиксировались, и ребенку проставлялись баллы.

1 – Ребенок правильно распознал изображение, и ему затратил на это не более 7 минут.

0,5 – Ребенок правильно распознал изображение, но затратил на это более 7 минут. Ребенок распознал не все изображения правильно, но затратил не более 7 минут.

0 – Ребенок распознал не все изображения правильно и затратил более 7 минут.

Задание №2. Особенности восприятия и называния детьми цвета [29, C. 189]

Цель: установить особенности восприятия и называния цвета детьми дошкольного возраста.

Подготовка к исследованию: сделать три набора кружков диаметром 3 см., окрашенных в семь цветов спектра, различающихся по светлоте: 1- темный, 2 – средний, 3 – светлый. В каждом наборе 21 кружок. Один набор наклеить на семь карточек – по три кружка на каждую.

Проведение исследования: Проводится две серии эксперимента с интервалом в один день.

Первая серия. «Группировка цвета по предложенному образцу». Перед ребенком на столе в беспорядке раскладывают два набора кружков. Экспериментатор дает ему одну из семи карточек и просит подобрать одинаковые кружки. После выполнения задания карточку убирают, а кружки вновь раскладывают на столе. Последовательно предъявляют все семь карточек.

Вторая серия. «Называние цвета предъявленных образцов». Кружки семи цветов средние по светлоте (2) располагают один под другим и просят ребенка назвать цвет каждого. Рядом с этой колонкой выкладывают кружки наиболее темные и насыщенные (1, а затем светлые (3). Ребенку предлагают называть цвет кружков, если он затруднится, взрослый называет цвет сам.

Обработка данных. Данные обеих серий заносят в таблицы. Делают выводы о том, как дети с нормальным речевым развитием и с нарушениями речи дифференцируют цвета по слову-наименованию и в зависимости от цветового тона и светлоты. Выясняют индивидуальные особенности восприятия и называния цвета. Анализируют допущенные детьми ошибки.

Задание №3 «Особенности восприятия формы» [29, с. 189].

Цель: Изучить соотношение зрительного и осязательного соотношения формы [29, С. 245].

Подготовка исследования. Подобрать набор из 12 плоскостных фигур 4 геометрических форм: квадратной, треугольной, прямоугольной и трапециевидной, каждая из которых модифицируется в 3 вариантах (путем изменения величины, нарушения четкости очертания углов и контура и т. д.).

Проведение исследования. Проводится 4 серии эксперимента индивидуально с одними и теми же детьми 5-7 лет.

Первая серия. Зрительное ознакомление с формой. Ребенку в течение 10 сек. показывают фигуру определенной формы, затем демонстрируют весь набор, в котором он должен найти предъявленный ранее образец. Точно так же ребенка знакомят и с остальными фигурами. Трогать образцы не разрешают.

Вторая серия. Зрительное узнавание формы и осязательный выбор. Цель этой и следующей серии состоит в выявлении того, как осуществляется перенос образа из зрительной модальности на осязательную и наоборот. Фигуру ребенку предъявляют зрительно, а найти ее он должен в наборе путем осязательного восприятия.

Третья серия. Осязательное узнавание и зрительный выбор. Исходный образец ребенок воспринимает осязательно, а отыскивает его путем зрительного восприятия.

Обработка данных. Вычисляют процентные показатели успешности и неуспешности узнавания фигур, а также среднее время ознакомления с фигурами

Задание №4 «Особенности восприятия величины» [29, С. 193].

Цель: Изучить особенности восприятия величины путем составления сериационного ряда.

Подготовка исследования. Приготовить 10 палочек разной длины от 2 до 20 см. Каждая палочка должна отличаться от последующей на 2 см.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком хаотично раскладывают 10 палочек и предлагают выполнить задание: «Разложи палочки в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Если ребенок затрудняется, то ему объясняют способ построения сериационного ряда: «Выбирай каждый раз самую длинную палочку из тех, которые не разложены в ряд».

Обработка данных. Вычисляют показатели успешности и неуспешности сериационного ряда в процентах. Задание считается выполненным правильно, если ребенок не допустил ни одной ошибки.

Высокий уровень – дети выполняют задание на основе зрительного анализа длины палочек.

Средний уровень – дети выполняют задание, сравнивая палочки путем прикладывания их друг к другу.

Уровень ниже среднего – дети выполняют задание путем проб (перестановкой палочек).

Низкий уровень – дети осуществляют нецеленаправленные действия.

Задание №5. Анализ продуктов изобразительной деятельности «Рисование с натуры».

Цель: выявить умения детей рисовать с натуры предметы.

Подготовка исследования: для обследования нужны ваза простой формы, яблоко, стакан, набор цветных карандашей – 6 штук.

Инструкция: перед вами предметы, нарисуйте их.

Проведение исследования. Исследование проводится в три серии

В первой детям предлагается нарисовать только вазу, во второй два предмета (например, вазу и яблоко, в третьей – три предмета сразу.

Фиксируется: соотнесение величины и цвета предметов, расположение их относительно друг друга.

Таким образом, на констатирующем этапе исследования использовался комплекс заданий, адекватных поставленной цели и предмету исследования.

Публикации по теме:

Диагностика оптико-пространственных нарушений у детей со стертой дизартрией дошкольного возраста Раскрыты симптомы нарушения оптико-пространственных представлений у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Нарушение зрительного.

Формирование зрительного восприятия и его коррекция в процессе ознакомления с окружающим детей раннего возраста.Формирование зрительного восприятия и его коррекция в процессе ознакомления с окружающим детей раннего возраста. Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обоснование и содержание методики констатирующего эксперимента
Опубликовано: 9 февраля 2015 в 17:02
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД