Лина Пенкина
Образ доброжелательного родителя в воспитании ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Образ доброжелательного родителя в воспитании ребенка.
«Вся тайна семейного воспитания в
любви и уважении друг друга».
Л. Н. Толстой
Подготовила воспитатель МБДОУ д/с№86 Пенкина Л. В.
Публикация «Образ доброжелательного родителя в воспитании ребенка» размещена в разделах
В жизни ребенка детство – это важнейший этап, когда он получает первый опыт взаимодействия с окружающим миром, который постепенно укрепляется. «Учись добрым нравам смолоду, дурное на ум не пойдет», так гласит народная мудрость.
В законе «Об образовании» написано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
Современные требования ФГОС ДО, Концепции духовно-нравственного развития воспитания гражданина России, Программы воспитания и социализации обучающихся отражают важнейшие позиции, связанные с укреплением и популяризацией семейных ценностей и традиции, воспитанием семейной культуры.
Эмоциональная атмосфера семьи – это тоже своего рода традиция. В одних семьях принято все дела, включая разногласия, решать спокойно, в других семьях – даже обычный разговор ведется с раздражением. Ребенок приучается реагировать на соответствующее обращение и не послушается до тех пор, пока на него не накричат.
Тональность отношений складывается из мелочей. Прислушайтесь,
в каком ключе настроены голоса членов семьи. Что преобладает – раздражение, угрюмость или спокойствие, приветливость, вежливость или дерзость, юмор,шутка или ворчание?
В семейно- бытовой речи, в слове проявляется внутренняя духовная жизнь семьи. Ошибаются те, кто думает, что в стенах своего дома можно говорить всё, что вздумается, вести себя вольно, и по отношению друг к другу, и по отношению к детям. Даже в трудах доктора педагогических наук Н. В. Маслова сказано: «Необходимым условием внутренней духовной жизни является постоянная сосредоточенность и внимательность ко всем своим действиям и особенно словам».
В современных семьях все чаще наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей на каждого ребенка, в итоге происходит снижение речевого общения. Проблема в том, что часто оба родителя тратят свое время на зарабатывание денег. Общение зачастую сводится к коротким односложным фразам и хлопотам в быту. Сын или дочь сыты, обуты, одеты, а на остальное желания и сил уже не остается.
Таким образом, приходится наблюдать, что в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Воспитательная сила родительского примера велика. Дети копируют своих родителей (словесные обороты, жесты, манеры). Ежедневно,находясь в общении с семьей, ребенок усваивает образ действий взрослых, их привычки, отношение к своим обязанностям. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром.
Это общение является неповторимым, т. к. построено на чувстве любви и привязанности к родителям. Ребенок – это маленький Человечек, который нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви.
Необдуманные агрессивные действия родителей по отношению к ребенку чаще вызваны даже не проступками малыша, а усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением. Гнев, вылитый в этом случае на детей, ничему их не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.
Да, дети не всегда ведут себя как ангелы, и воспитывать их – дело нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, нужно найти выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.
Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации:
1. Старайтесьуслышать и понять своего ребенка, вникните в его проблему.
2. Принимайте решения вместе с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения.
3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было вести себя неправильно.
4. Предоставляйте ребенку переключиться с одного вида деятельности на другой.
5. Ребенок нуждается в повторении, поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований.
6. Ребенок не может делать все сразу, поэтому дайте ему постепенно освоить все ваши требования.
7. Нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в силах выполнить.
8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе.
9. Подумайте, как вы можете помочь ребенку, поддержать его в этой ситуации.
Пусть основным методом в воспитании будет ненасилие.
Родителям необходимо быть к своим детям повнимательнее. Ведь вы авторитет для них, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Между родителями и детьми должны быть доверительные и доброжелательные отношения. Пока не поздно, уделяйте им побольше внимания, прислушайтесь к словам своих детей, не скупитесь на ласку и сочувствие.
Каждый раз наставляя детей, обязательно завершите это лаской. Это и ласковый взгляд, и поглаживание по голове, и по щечке…
Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!