Получи документы

Образовательная деятельность по художественному творчеству (рисование) «Роспись пиалы тувинским орнаментом»

нина шамрина
Образовательная деятельность по художественному творчеству (рисование) «Роспись пиалы тувинским орнаментом»

Тема:«Роспись пиалы тувинским орнаментом».

Программное содержание:

Познание: закреплять представления детей о традиционном жилище

скотоводов-кочевников: юрте.

Коммуникация:развивать воображение, речь, творчество, внимание, чувство

цвета.

Социализация:воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.

Чтение художественной литературы :

1. Развивать интонационную выразительность речи.

2. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Художественный труд :

Публикация «Образовательная деятельность по художественному творчеству (рисование) „Роспись пиалы тувинским орнаментом“» размещена в разделах

1. Познакомить детей с тувинским орнаментом.

2. Учить самостоятельно, составлять узор по мотивам

тувинского орнамента на объемной форме.

3. Учить согласовывать композицию узора с формой изделия.

4. Совершенствовать технические навыки в рисовании кистью.

5. Развивать движение руки: выполнять разнонаправленные повороты,

плавность движений.

6. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству,

уважение к культуре, национальным традициям и обычаям,

мастерам народного творчества.

7. Формировать положительные эмоции, отзывчивость при восприятии

произведений народных мастеров.

Предварительная работа. Знакомство с бытом и традициями тувинского народа. Экскурсия в мини-музей «Юрта».Рассматривание фотографий, иллюстраций о народных промыслах Тывы. Лепка посуды в народной стилизации.

Материалы. Мешочек, юрта-сувенир, слайды для просмотра, макет юрты, пиалы, образцы элементов росписи, гуашь, пиалы из папье-маше.

Ход занятия

- Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте дети! Меня зовут Татьяна Витальевна. Давайте встанем в круг. Я рада нашей встрече и хочу с вами поиграть. У меня хорошее настроение. И я вместе с волшебным мешочком хочу передать его вам. Запомните слова, которые нужно сказать:

- Свое хорошее настроение я передаю… (имя ребенка).

- Что лежит в мешочке?

(Достаю из мешочка сувенир-юрту)

-А что означает слово юрта?

(Юрта - это жилище.)

- Сейчас я предлагаю вам рассмотреть фотографию, на которой изображена тувинская юрта.

(Показ на интерактивной доске.)

Юрта – это переносное жилище скотоводов. Она изготовлена из деревянного каркаса, покрытая войлоком. Сверху, со всех сторон войлок перевязан веревками. Люди любят свои дома. И каждый хозяин старается украсить свой дом. Для украшения юрты используются элементы тувинского орнамента

- Ребята, а кто из вас знает, что такое орнамент?

(Орнамент – это узор, в котором сочетаются и повторяются элементы.)

- Обратите внимание, по верхней и нижней части крыши расположен орнамент. Над входом в юрту, выполнен другой орнамент. Красивой росписью украшена дверь юрты. У входа в юрту лежит доска, которая тоже украшена орнаментом.

- Ребята, а вы хотите побывать в юрте? Тогда отправимся в путь.

(Дети подходят к юрте.)

- Давайте рассмотрим убранство юрты.

- Скажите, обстановка в юрте такая же, как в наших городских квартирах?

- Расскажите, чем она отличается?

- Правильно вы сказали, мебель другая. Она очень низкая, маленькая. Все предметы расположены вдоль стен. Мебель не только удобная, но и красивая. Вся мебель расписана орнаментом. Кроме мебели украшены орнаментом накидки, салфетки, коврики.

- С давних пор тувинский народ славится гостеприимством. Об этом говорит народная пословица: «К ветвистому дереву птицы слетаются, в приветливую юрту народ собирается».

-Вот и мы с вами войдем сейчас в юрту. Гостям в юрте отводится почетное место (тор). Каждая хозяйка старается угостить гостя.

- Ой, а что это на столе стоит?

-Садитесь поудобнее вокруг стола.

(Поднимаю салфетку. На столе стоят пиалы с тувинским чаем.)

- Это хозяйка юрты сама ушла по делам. А нам угощение оставила.

- Давайте его попробуем?

(Дети пьют чай.)

- Не зря в народе говорят: «Кто в юрту войдет, тот чаю попьет».

- Вам понравилось угощение?

-Чем вас хозяйка угостила?

- Расскажите, каким был чай?

- А из чего мы с вами пили чай?

(Чай мы пили из пиал.)

- Посмотрите на пиалы и скажите, какие они?

(Пиалы красивые, яркие, расписаны орнаментом.)

- Давайте внимательно рассмотрим пиалу.

(Переворачиваю вверх дном.)

- Скажите, на что похожа пиала?

(Пиала похожа на юрту.)

- Любой мотив орнамента на предмете, располагается не случайно, а в строгом соответствии с тем, как построен сам предмет. Пиала имеет форму усеченного конуса. Орнамент повторяется и расположен по всей пиале.

- Ребята, а вы хотите своими руками выполнить орнамент на пиале?

-Тогда давайте аккуратно поставим пиалы и скажем хозяйке юрт: «Спасибо, за вкусный чай».

- А сейчас подойдем к мольберту.

(На мольберте выставлены образцы элементов росписи.)

- В тувинском орнаменте роговидный мотив самый распространенный.

Каждый элемент росписи имеет свое значение.

- Я предлагаю вам расписать пиалу элементом, который называется «рога барана».

(Оставляю данный элемент на мольберте).

- У меня на столе стоят пиалы двух цветов. Выберите пиалу нужного вам цвета и занимайте рабочее место.

- На пиале красиво расположены элементы росписи «рога барана».

- Эти элементы росписи мастер изобразил со всех сторон. Спереди, сзади, справа и слева. Роспись выполнена белой краской на красном и синем фоне. Поэтому пиалы выглядят очень нарядными.

- Посмотрите внимательно, с чего нужно начинать работу.

- Для удобства, мы перевернем пиалу, к верху дном. Установим пиалу на тарелочку. Тарелка нам заменяет поворотный круг, т. е. с помощью тарелки мы будем поворачивать пиалу, не прикасаясь к ней. На пиале стоят точки белого цвета. Сосчитайте, сколько их?

(На пиале стоит 4 точки.)

- Эти точки называются – разметка. Разметка нам указывает, где мы будем выполнять элемент росписи «рога барана».

- Итак, слушайте внимательно и запоминайте. От точки вниз ведем наклонную линию, в правую сторону, делая закругления в виде завитка. Затем, от точки вниз, ведем наклонную линию в левую сторону, делая закругления в виде завитка. Выполнив наклонные линии, нам остается соединить их дугой. Итак, элемент росписи готов.

- Для того, чтобы выполнить следующий элемент, я поверну тарелочку с пиалой так, чтобы точка была расположена точно по центру. Точно так же, как первый элемент росписи, я нарисую все последующие элементы.

- Перед тем, как начать рисовать, подготовим пальчики.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дружок!

Мы живем в родном краю –

Всех я вас приветствую!

- А сейчас возьмите кисточки в руки. С помощью сухой кисти попробуем выполнить элемент росписи «рога барана».

- Скачите, с чего будем начинать работу?

(Работу начинаем от точки.)

- В какую сторону нужно проводить линию?

(Линию нужно проводить вниз, наклоняя линию сначала вправо, а затем влево.)

- Как нужно завершать наклонную линию?

(Наклонную линию нужно завершать завитком.)

- Какой линией нужно соединять наклонные линии?

(Наклонные линии нужно соединять дугой.)

- Итак, мы с вами должны нарисовать четыре элемента росписи.

(Дети выполняют прорисовку элементов сухой кистью на пиале.)

- А теперь, вы можете набрать на кисточку краску и приступить к украшению пиалы тувинским орнаментом.

(Звучит тувинская народная мелодия. Дети самостоятельно выполняют задание. После завершения работы, дети выставляют свои пиалы на один стол.)

- Ребята, мы с вами были в юрте. Вам понравилось в юрте? А я знаю игру про юрту. Хотите в нее поиграть. Юрта у нас круглой формы – вставайте в круг.

Юрта, юрта, круглый дом

Побывайте в доме том

Гости явятся едва

В печку прыгают дрова

Печка жарко топится

Угостить торопится

Чаем, чаем с молоком

Вкусной жареной тарой

Юрта, юрта, круглый дом

Побывайте в доме том.

- Какие замечательные пиалы у вас получились. Я предлагаю вам найти самую веселую пиалу? Как вы думаете, почему она самая веселая?

(Итак, предлагается детям найти самую добрую, хитрую, скромную, радостную, счастливую, важную, нежную.)

- Ваши пиалы могут стать красивым украшением в юрте. Давайте их подарим хозяйке юрты.

(Дети несут пиалы в юрту.)

- Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня побывали и чем занимались на занятии?

(Сегодня на занятии мы рассматривали тувинскую юрту, учились передавать друг другу хорошее настроение. Побывали в юрте, где нас хозяйка угостила чаем. Учились рисовать элементы тувинского орнамента. Самостоятельно украшали пиалу роговидным узором.)

- Молодцы! Вы очень хорошо сегодня потрудились. Большое вам спасибо!

Публикации по теме:

Организация проектной и исследовательской деятельности дошкольников в старшей разновозрастной группе МАОУ ОО школы №8 (дошко …) Тема: «Чаепитие - событие» Основная идея, обоснование выбора: 1. Показать детям путь чая к людям, особенности, способы его приготовления.

Организация проектной и исследовательской деятельности дошкольников в старшей разновозрастной группе Тема : «СОЛЕНОЕ ЗОЛОТО» Основная идея, обоснование выбора: 1. Дать детям представление о соли, как жизненно необходимом продукте. 2. Показать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная деятельность по художественному творчеству (рисование) «Роспись пиалы тувинским орнаментом»
Опубликовано: 11 апреля 2013 в 04:23
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД