Папки-передвижки

Конспект интегрированной НОД «Вот так хохлома!»

Олеся Микиева
Конспект интегрированной НОД «Вот так хохлома!»

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка».

Цель: развить интерес детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественное творчество в декоративном рисовании.

Задачи НОД:

Образовательная область «Художественное творчество» Рисование

Публикация «Конспект интегрированной НОД „Вот так хохлома!“» размещена в разделах

- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.

- Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.

- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.

Задачи интегрируемых образовательных областей.

Образовательная область «Коммуникация»

- Способствовать развитию грамматического строя речи, совершенствовать навык образования относительных прилагательных: дерево – деревянный, липа – липовый;

- Закреплять умение определять количество слогов в словах;

- Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.

Образовательная область «Познание»

- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.

- Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

- Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.

Образовательная область «Социализация»

- Развивать творческое воображение;

- Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Образовательная область «Здоровье»

- Развивать потребность в двигательной активности.

Образовательная область «Музыка»

- Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного музыкального творчества.

Методы и приемы:

Словесный (художественное слово, беседа, объяснение, повторение, пояснение, разъяснение, просьба);

Наглядный (показ иллюстрационного материала, алгоритм выполнения работы);

Практический (продуктивная деятельность детей - декоративное рисование);

Игровой (сюрпризный момент - Путешествие на ярмарку изделий народных мастеров).

Материалы и оборудование:

Оборудование: Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломская и гжельская посуда дымковская игрушка, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, диск с записью русской народной мелодии «Ярмарка», магнитофон, мольберт, схемы слов, плазменный телевизор с USB выходом, карта памяти с фотографиями образца выполнения последовательности узора.

Дидактический материал: гуашь красного, зелёного, желтого, чёрного цвета; силуэт сахарницы на каждого ребенка – желтого цвета; кисти № 3; банки с водой, бумажные салфетки.

Предшествующая работа воспитателя: разработка конспекта НОД, подготовка демонстрационного и дидактического материала.

Предварительная работа:

Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.

Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.

Цикл НОД в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).

Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.

Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».

Чтение художественной литературы.

Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.

Просмотр презентаций: «Золотая Хохлома».

Структура непосредственной образовательной деятельности:

1. Вводная часть.

Игровая ситуация «Путешествие на ярмарку изделий народных мастеров».

Рассматривание изделий из Хохломы, Гжели, Дымки.

2. Основная часть.

Проведение игры, «Какой? Какая?».

Беседа о возникновении хохломских изделий и росписи.

Проведение игры «Определи свое место».

Рассматривание иллюстраций с изображением хохломских изделий.

Проведение пальчиковой гимнастики.

Показ приема росписи хохломским узором.

Самостоятельная работа детей (индивидуальная работа)

3. Заключительная часть.

Анализ детских работ.

Содержание организованной деятельности:

1. Вводная часть.

Воспитатель предлагает детям отправиться на «Ярмарку изделий народных мастеров».

Дети входят в группу под русскую народную мелодию «Ярмарка».

Воспитатель.

Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!

Гости дорогие, подходите, поглядите,

Товары выбирайте, а понравится – разбирайте,

Для красы и для души!

Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши!

Дети рассматривают

Воспитатель.

Ребята посмотрите на этих полочках стоят игрушки. Кто знает, что это за игрушки?

Дети. Дымковские игрушки.

Воспитатель. А на этих полочках посуда, расписанная синими узорами. Как называют такую роспись?

Дети.

Гжель.

Воспитатель. Правильно. Ребята ещё у нас здесь очень много посуды, расписанные жёлтыми, зелёными, чёрными, красными узорами. Как называют эту роспись?

Дети. Хохломская роспись.

Воспитатель. Совершенно верно.

Роспись Хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете, нет таких соцветий,

Всех чудесней наша Хохлома!

2. Основная часть.

Воспитатель. Ребята сегодня в гости к нам прилетела Жар птица - она приготовила вам сюрприз. Посмотрите он в этой коробочке.

(Достаёт из коробочки мячик с хохломской росписью).

Предлагает детям поиграть в игру «Какой? Какая?»

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч ребенку называет ключевое словосочетание, дети подбирают к нему прилагательное: ложка из дерева – деревянная, кувшин из глины – глиняный, ваза из фарфора - фарфоровая, чашка из стекла – стеклянная, шкатулка из керамики – керамическая, хлебница из соломы – соломенная, ложка из серебра – серебряная, солонка из пластмассы - пластмассовая.

После проведения игры детям рассказывается о возникновении хохломских изделий и росписи :

- Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: "Откуда такое диво? ", он с гордостью отвечал: "Из Хохломы". Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут. Крестьяне приволжских деревень, ютившихся вокруг села Хохлома, издавна занимались ложкарно-посудным делом. Труд был раздельным. Одни селения вырабатывали из дерева сами предметы. Рубили поленья на чурки, что называлось – «бить баклуши». Из баклуш вырезали, вытачивали, выдалбливали ложки, совки, ковши и иную утварь. Готовые предметы сбывали в соседние деревни, где работали только мастера-красильщики, которые превращали белый товар в золотой, расписной. Чтобы изделие стало гладким, его покрывали жидким слоем глины, закрывающей все поры дерева. Для крепости изделие несколько раз покрывали олифой с порошком алюминия (раньше – серебра). И дерево как бы исчезало, изделие напоминало металлическое. Теперь оно готово для росписи. Потом чашу покрывали лаком и ставили в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Определи свое место».

Ход игры:

На доске висят схемы слогов, на мольберте картины с посудой расписанные хохломской росписью дети произносят название посуды, делят слово на слоги, определяют, сколько слогов в слове и размещают картинку на доске под соответствующей схемой. Пример: ва-за (2 слога, та-рел-ка (3 слога) и т. д.

Пальчиковая гимнастика.

- Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни: (раскрытые ладони сжимаем, разжимаем в кулачки, затем кисти рук поворачиваются в разные стороны).

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Воспитатель. Теперь, смело приступать к работе! Но сначала ответьте на ми вопросы. Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).

Из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (Ягоды, листья, завитки).

Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (Черный, красный, зеленый, жёлтый).

Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит

народная мелодия «Ярмарка»).

Проводится индивидуальная работа

3. Заключительная часть.

Воспитатель. Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо! А теперь ребята, берите свои работы размещайте их на доске.

Итог НОД. Работы выставляются на стенд.

Дети становятся в полукруг.

Воспитатель. В каком стиле делали роспись на сахарнице?

Дети. В стиле Хохлома.

Воспитатель. Ребята, вам понравилось расписывать сахарницу?

Ответы детей.

Желающий ребенок анализирует несколько работ (с помощью детей и воспитателя).

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД «Вот так хохлома!»
Опубликовано: 23 июня 2014 в 02:14
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД