Папки-передвижки

Реализация задач образовательной области «Социализация» в ДОУ

Галина Хисматова
Реализация задач образовательной области «Социализация» в ДОУ

Образовательная область

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирование основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.

Публикация «Реализация задач образовательной области „Социализация“ в ДОУ» размещена в разделах

Минобрнауки России утверждены и введены в действие федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В данном документе определены направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Кроме образовательных областей : «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Труд», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» введена образовательная область «Социализация».

Ее содержание направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis — общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Главная цель социализации — становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры : толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного — к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру.

В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социального развития — от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем.

Младшая группа

С первых дней пребывания в детском саду воспитатель стремится придать отношениям детей со взрослыми и сверстниками положительную направленность. Необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в теплой, доброжелательной атмосфере детского сада, следует поддерживать и развивать стремление ребенка к общению, обогащать его личный практический опыт.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ Главное в решении этих задач состоит в организации воспитателем личного опыта ребенка, в постоянном приучении его к положительным поступкам. Непосредственное участие воспитателя в детских играх, в общении и прак-тических делах позволяет младшим дошкольникам увидеть, повторить и затем самостоятельно воспроизвести новые игровые умения, способы общения и действия с предметами. Обязательным условием организации педагогического процесса является ежедневное общение с каждым ребенком — индивидуально или в маленькой подгруппе детей.

Основными методами воспитания выступают:

• организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;

• инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;

• общение и совместная деятельность с воспитателем как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;

• наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);

образные игры-имитации, хороводные, театрализованные игры для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;

• чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных и т. п. ;

• рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях, ориентировки в ближайшем окружении (в группе ДОУ и в семье);

• сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых (врач, продавец, парикмахер, моряк).

Данный раздел программы интегрируется со всеми образовательными областями, особенно с такими, как «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Безопасность», «Музыка», «Художественная деятельность». В каждой образовательной области на соответствующем содержании происходит обогащение опыта общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развиваются добрые чувства и эмоциональная отзывчивость, формируются социальные представления и познание детьми своих возможностей. Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию социально-эмоциональной сферы детей, обогащению их личного опыта, самостоятельности, давало ребенку ощущение единой дружной семьи, радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.

Средняя группа

Как и в младшей группе, основной путь социально-нравственного воспитания детей 5-го года жизни состоит в постоянном практическом приучении к культуре поведения и доброжелательному отношению к людям.

Основными методами воспитания являются:

разнообразное общение и совместная деятельность воспитателя с детьми;

• организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности, обеспечивающих накопление личного опыта культуры поведения и сотрудничества в паре или небольшой подгруппе;

• сюжетно-ролевые, режиссерские и дидактические игры, в которых отражаются социальные представления о жизни и отношениях взрослых людей (социальный и предметный мир);

• организация образных игр-имитаций, игр-драматизаций, театрализованных этюдов в целях развития эмоциональных проявлений и формирования представлений об эмоциональных состояниях людей;

• чтение художественной литературы, обсуждение событий и поступков в целях обогащения нравственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», пробуждения сопереживания героям.

Воспитатель организует жизнь детей так, чтобы у них неуклонно накапливался личный опыт проявления социальных чувств, поступков и положительных взаимоотношений.

В каждом образовательном моменте детской жизни (в режимных процессах, в образовательных ситуациях, в разных видах деятельности — рисовании, играх, наблюдении окружающего, в труде и общении) воспитатель использует все возможности для обогащения социально-нравственных представлений, гуманных чувств и культуры поведения каждого ребенка. Иными словами, образовательная область «Социализация» проникает в другие образовательные области, придавая им социально-ценностную направленность.

Старшая группа

Для развития и обогащения практики социального поведения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками используются следующие методы:

• организация развивающих проблемно-практических и проблемно- игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов;

• личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы;

• сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами и т. п.);

• совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания;

• этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, городе, родной стране, мире;

• экскурсии по городу, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями;

• игры-путешествия по родной стране, городу;

• чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей);

знакомство с элементами национальной культуры народов России: национальная одежда, особенности внешности, национальные сказки, музыка, танцы, игрушки, народные промыслы.

Образовательная область «Социализация» тесно интегрируется с большинством других образовательных областей, таких как «Труд», «Безопасное поведение», «Коммуникация», «Художественная литература», «Изобразительная и музыкальная деятельность», «Познание», в которых происходит дальнейшее обогащение социально-личностного опыта детей, развиваются социально-ценностные ориентировки и представления, происходит развитие детского самосознания.

Подготовительная группа

Решение задач воспитания и развития ребенка требует организации содержательной жизни детей, наполненной интересными событиями, совместными делами, играми, возможностями выбора каждым ребенком по интересам деятельности, средств осуществления замысла, партнеров. Объединяющим началом образовательного процесса становятся перспектива поступления в школу и осознание детьми роста самостоятельности, своих успехов и возможностей, что постоянно поддерживается воспитателем в контактах с детьми.

Основными методами осуществления задач выступают :

реальные и условные проблемно-практические и проблемно-игровые ситуации, связанные с решением социально и нравственно значимых вопросов;

• личностное и познавательное общение воспитателя с детьми;

• участие детей в совместных проектах, в том числе с привлечением взрослых (родителей, педагогов, что дает возможность получить опыт разновозрастного взаимодействия;

• сотрудничество детей в деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами);

• совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания;

• этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, городе, родной стране, мире;

• экскурсии (город, школа, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями;

• игры-путешествия по родной стране, городу, по странам мира;

• общение с малышами, школьниками, учителем;

• чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей, школа и т. п.).

Образовательная область «Социализация» тесно интегрируется с большинством других образовательных областей, таких как «Труд», «Безопасное поведение», «Коммуникация», «Художественная литература», «Изобразительная и музыкальная деятельность», «Познание», в которых происходит дальнейшее обогащение социально-личностного опыта детей, развиваются социально-ценностные ориентации и представления, формируются готовность к школьному обучению, стремление к новой социальной позиции школьника, происходит развитие детского самосознания.

.

Социально-нравственное воспитание не может быть ограничено рамками какой-то одной детской деятельности или каких-то специально проводимых мероприятий. Социально-нравственный опыт накапливается ребенком непрерывно как под руководством взрослого, так и в самостоятельном поведении. Поэтому задачи социально-нравственного развития ребенка воспитатель решает постоянно, во всех видах детской деятельности, в непосредственно организованной образовательной деятельности и в свободном общении. В каждом образовательном моменте педагог акцентирует внимание на вопросах развития чувств детей, освоения ими положительных форм поведения, приобщения их к культурным социальным образцам.

Иногда воспитатели спрашивают: «Сколько раз в неделю надо планировать содержание образовательной области "Социализация"?» Такие вопросы свидетельствуют о недостаточном понимании педагогом сути социально- эмоционального развития и воспитания. Содержание области — это не отдельные, изолированные «мероприятия», а весь образ жизни, в котором ребенок под руководством воспитателя и самостоятельно приобретает положительный личный опыт взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; образ жизни, при котором постоянно обогащаются социальные представления детей, развивается эмоциональная отзывчивость и складывается привычка соблюдать правила культуры общения.

.

Следует подчеркнуть, что планирование социально-нравственного воспитания должно быть тесно связано с содержанием всех образовательных областей. Необходимо, чтобы каждая из указанных выше восп вное — чтобы воспитатель стремился на разном образовательном содержании (предметный мир, природа, детская литература, музыка, изобразительная деятельность, коммуникация) пробудить в детях добрые чувства, желание совершать хорошие поступки, развивать в каждом ребенке чувство собственного достоинства и уважение к другим.

Осуществление задач социально-нравственного развития необходимо связывать с содержанием всех разделов программы «Детство». В каждом образовательном моменте воспитатель уделяет большое внимание задаче развития социальных чувств, культуры поведения, внимания к окружающим людям, то есть предусматривает обогащение положительных эмоций и куль-

турного опыта ребенка. Главное — чтобы воспитатель стремился на разном образовательном содержании (предметный мир, природа, детская литература, музыка, изобразительная деятельность) пробудить в детях добрые чувства, желание совершать хорошие поступки, развивать в каждом ребенке чувство собственного достоинства и уважение к другим людям.

Продумывая организацию жизни и деятельности старших дошкольников, педагог всегда помнит о воспитательном влиянии на детей запланированных им дел: какую роль они сыграют в социальном и культурном развитии детей, какой опыт отношений и чувств вынесет каждый ребенок. Дошкольники не всегда самостоятельно осознают нравственную и культурную составляющую в своих делах и поступках. Задача воспитателя — акцентировать внимание детей на переживаемых ими чувствах, правилах культуры общения, проявлениях сотрудничества и взаимопонимания, которые помогают детям успешно решать общие задачи и постепенно становиться культурными людьми, с которыми охотно общаются окружающие.

Публикации по теме:

Первое родительское собрание в старшей группе Уважаемые коллеги! В начале года мы все проводим родительские собрания, на которых знакомим родителей наших воспитанников с задачами воспитания.

Презентация на тему: «Лето, ах лето!» В течение всего времени летнего периода воспитательно-образовательная работа с детьми проводилась по плану МБДОУ,главной целью которого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация задач образовательной области «Социализация» в ДОУ
Опубликовано: 21 марта 2013 в 19:04
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД