Терехова Вера
Образовательная программа ДОУ «Тропинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная идея и структура программы «Тропинки» под ред. В. Т. Кудрявцева
Программа «Тропинки» - основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Программа «Тропинки» определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 6 лет, обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, и является документом, с учётом которого дошкольная образовательная организация самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную образовательную программу дошкольного образования.
Публикация «Образовательная программа ДОУ „Тропинки“» размещена в разделах
Программа «Тропинки» может быть использована в полном объёме любой дошкольной образовательной организацией. Вместе с тем, при необходимости участники образовательных отношений могут изменить 40% объёма Программы. В данном случае содержание образовательных областей подвергнется переработке с учётом специфики региона (национально-культурной, демографической, климатической). Изменения могут определяться видовым разнообразием дошкольных образовательных организаций, направлениями деятельности, приоритетной для данной дошкольной организации, особенностями детей, его посещающих (например, дети из семей имигрантов, режимом работы образовательной организации (например, с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания, для групп детей разного возраста от трёх до семи лет, в том числе разновозрастных групп и т. д.
«Тропинки» - современная программа развивающего дошкольного образования и разработана на широкой междисциплинарной базе с опорой на богатые традиции отечественного гуманитарного знания. При этом ее методологическим стержнем выступают выдвинутые в отечественной науке культурно-исторический и деятельностный подходы к развитию человека с учетом результатов новейших разработок (исследовательских, проектных, осуществленных в их русле.
Цель программы состоит :
• в создании условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению;
• первоначальном формировании на этой базе более широкой и отдалённой перспективы личностного роста ребенка в образовательных и вне образовательных сферах его жизни (настоящей и будущей, своеобразной областью пересечения которых призвано стать развивающее пространство дошкольного учреждения.
Поставленной целью диктуются следующие задачи программы :
• инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности (игры, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, проектной деятельности, учения и др.);
• развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нём системы созидательных способностей ребенка (постигающего мышления, предпосылок рефлексии и др., креативности как ведущего свойства его личности;
• развитие у детей способности и стремления к инициативному и самостоятельному действию, приобретающему все более произвольный характер, специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций;
• создание условий, обеспечивающих триединство отношения ребенка к миру, его взаимоотношений с другими людьми и самоотношения;
• расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом;
• формирование у детей творческого, осмысленного, ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью путем построения оздоровительной работы как развивающее-образовательной;
• развитие у ребенка начал будущего умения учиться.
Основная идея и структура программы
Ключевая идея Программы может быть кратко сформулирована следующим образом. Мир исторически развивающейся человеческой культуры и очеловеченной природы должен открываться ребенку как особая – необыденная реальность, которая полна открытых проблем, загадок и тайн (Мир как «знакомый незнакомец»). Ребенку предстоит узнать в большом Мире «знакомого незнакомца», увидеть в его зеркале самого себя и свой внутренний мир – еще более загадочный, чем внешний, открыть богатый и непредсказуемый творческий потенциал других людей.
В программе отражены стратегические и тактические ориентиры развивающей образовательной работы с детьми, дана характеристика её содержательных блоков.
В структуру программы входят более детализированные программно-методические разработки по конкретным направлениям образовательного процесса, каждое из которых содержит подразделы, которые мы и называем «тропинками» :
1) «Развитие культуры общения» : «Тропинка в мир людей», «Тропинка в мир труда»;
2) «Развитие культуры познания» : «Тропинка в мир свойств и качеств предметов», «Тропинка в окружающий мир», «Тропинка в мир математики»;
3) «Развитие культуры речи» : «Тропинка в мир правильной речи», «Тропинка к грамоте»;
4) «Развитие художественно-эстетической культуры» : «Тропинка в мир художественной литературы», «Тропинка в мир музыки», «Тропинка в мир изобразительного искусства»;
5) «Развитие культуры движений и оздоровительная работа» : «Тропинка в мир движения», «Тропинка к здоровью».
Программа предназначена для внедрения в различные организации, реализующие программы дошкольного образования. Модули её могут использоваться в образовательном процессе этих организаций, а том числе в группах кратковременного пребывания. Программа «Тропинки» имеет базисный характер.
Этот подход распространяется на выше указанные разделы программы. При этом выделенные линии работы не составляют альтернативы пяти образовательным областям, выделенным в ФГОС ДО, как и не являются их модификацией: содержание пяти разделов Программы разработано с учётом задач этих образовательных областей : в разделе «Развитие культуры общения» реализуются задачи области «Социально-коммуникативное развитие», раздел «Развитие культуры познания» решает задачи области «Познавательное развитие», «Развитие культуры речи» – «Речевое развитие», «Развитие художественно-эстетической культуры» – «Художественно-эстетическое развитие», «Развитие культуры движений и оздоровительная работа» – «Физическое развитие». Разделы программы связаны с решением принципиальных образовательных задач.