Папки-передвижки

Образовательная программа группы кратковременного пребывания «Малышок» (1 фото)

Любовь Михайловна Пирогова
Образовательная программа группы кратковременного пребывания «Малышок»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная программа группы кратковременного пребывания «Малышок»

Образовательная программа группы кратковременного пребывания «Малышок»

Данное методическое пособие представляет практический материал по адаптации детей от 1,5 до 3 лет к условиям детского сада, обеспечение их ранней социализации и развития.

Авторы- составители:

- Никонец Инна Ивановна заместитель директора по методической работе МДОАУ д/с «Родничок»

- Пирогова Любовь Михайловна старший воспитатель МДОАУ д/с «Родничок»

Публикация «Образовательная программа группы кратковременного пребывания „Малышок“» размещена в разделах

Пояснительная записка

Детство – годы чудес! Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека. Раннее детство – период наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития, ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка.

Важность развития ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до трёх лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%.

В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию:

1. Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации);

2. Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе.

3. Процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой.

Данные точки зрения на социализацию можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации, однако в конкретной воспитательной работе всё-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе.

В психолого-педагогических исследованиях выделяются основные формы развития ребёнка - стихийные и организованные виды активности. Они в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов социального становления ребёнка.

1. У детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;

2. Дети усваивают социальные нормы как предписанные регуляторы поведения;

3. У детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.

В этом смысле выходом из создавшегося положения видится организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка, в том числе в рамках ДОУ. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки направленных на благоприятную социализацию ребёнка.

Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребёнка к детскому саду.

Базовое и наиболее эффективное направление, складывается в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с семьей возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребёнка.

Необходимость создания группы кратковременного пребывания детей раннего возраста на базе нашего ДОУ обусловлена рядом факторов:

- Социальный запрос родителей; по итогам анкетирования 65% родителей заявили о необходимости функционирования данной группы;

- Сравнительный анализ адаптации в течение нескольких лет показал, что лишь 40- 60% детей имеют легкую степень адаптации. Анализ ситуации выявил следующие причины: дети не имеют опыта общения с другими людьми - взрослыми и сверстниками; у детей не сформированы навыки предметно - игровой деятельности; родители не формируют у детей навыки самостоятельности;

- Низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей, в частности о развитии детей раннего возраста.

Программа группы кратковременного пребывания «Малышок» отвечает особенностям психофизиологического развития детей 1,5 -3 лет жизни и желания родителей адаптировать их к новым условиям.

Цель:

Адаптация детей от 1,5 до 3 лет к условиям детского сада, обеспечение ранней социализации и развития.

Задачи:

• Помощь в адаптации к условиям ДОУ детям раннего возраста;

• Установление контактов с родителями, педагогическое просвещение;

• Формирование умений общения со сверстниками;

• Обеспечение познавательного, социального, художественно-эстетического, речевого развития детей;

• Расширение охвата дошкольным образованием детей раннего возраста.

Организация работы группы кратковременного пребывания.

Реализация данной программы возможна в рамках дошкольного образовательного учреждения, при наличии оборудованных свободных помещений: музыкальный и физкультурный залы, изостудия и др.

Срок реализации – 1 год

ГКП комплектуется детьми раннего возраста с 1,5 года до 3 лет, не посещающими образовательное учреждение, на основе заявления родителей (законных представителей, договора с родителями, справки от педиатра о возможности ребенка посещать ГКП.

• Наполняемость группы 10 человек. В соответствии с возрастом дети делятся на две группы: с 1,5 до 2 лет, с 2 до 3 лет.

• Программа содержит 72 занятия.

• Продолжительность совместной деятельности 40 минут. В течение данного времени специалистами организуется игровая деятельность по четырём направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Учитывая игровой характер заданий и смену видов деятельности, считаем такую продолжительность допустимой. Практика показывает, что дети сохраняют интерес к деятельности на протяжении всего времени.

• Необходимое условие – присутствие на занятиях одного из родителей, либо лица их замещающего (няня, тетя, бабушка, дедушка и др., который принимает активное участие при выполнении заданий. Благодаря чему в совместной деятельности обеспечивается сочетание индивидуальных и групповых форм работы.

• Открытие ГКП оформляется приказом директора ДОУ.

• Группа работает в первую половину дня с 11.00 до 12.00 часов (без питания, сна и прогулки).

• Образовательные услуги в ГКП предоставляются на платной основе.

Документация группы кратковременного пребывания:

• положение о группе кратковременного пребывания

• приказ об открытии ГКП

• заявления родителей (законных представителей)

• договор с родителями

• трудовой (или гражданско-правовой) договор с педагогами

• перспективный план работы

• табель посещаемости детей

• табель учета рабочего времени педагогов

Кадровое обеспечение:

• В ГКП учебно-воспитательный процесс осуществляют:

• воспитатель

• музыкальный руководитель

• руководитель физического воспитания

• Диагностика и коррекция развития детей проводятся штатными работниками МДОАУ: педагогом-психологом и учителем-логопедом.

• Руководство и контроль работой группы кратковременного пребывания осуществляет старший воспитатель.

Формы работы:

1. Индивидуальная деятельность.

2. Совместная подгрупповая игровая деятельность.

3. Консультативная помощь родителям.

4. Диагностическое обследование.

5. Здоровьесберегающее сопровождение

Ожидаемые результаты:

1. Вхождение ребенка в новую социальную среду, его комфортная адаптация, взаимодействие в детско-взрослом сообществе.

2. Создание модели организации развивающей среды с учетом основных направлений развития ребенка.

3. Обеспечение физического и психического здоровья детей, творческого развития личности каждого ребенка.

4. Повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития и воспитания малышей, установление доверительных отношений с педагогами и специалистами детского сада.

5. Расширение диапазона образовательных и социальных услуг учреждения в соответствии с основными стратегическими федеральными и региональными идеями обновления деятельности образовательных организаций в РФ.

Возможные риски:

Предоставление воспитательно – образовательных услуг не в полном объеме по причине пропусков из-за погодных условий, простудных заболеваний.

1. Организация режима пребывания детей в ДОУ:

Примерная структура совместной игровой деятельности

11.00-11.10

Организованная деятельность.

Встреча детей, включение их в самостоятельную игру с родителями. Индивидуальное консультирование с родителями

(Ответственный- воспитатель)

11.10-11.20

Организованная деятельность.

Приветствие. Сюрпризный или игровой момент. Адаптационные игры (воспитатель)

11.20-11.40

Организованные игры:

- игры, направленные на сенсорное развитие / художественное творчество;

- игры, направленные на физическое развитие / развитие речи;

- игры-развлечения, музыкальные игры. (воспитатель,руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель)

11.40-11.50

Самостоятельные игры детей вместе с родителями.

Обучение родителей руководству свободной деятельностью детей. Групповое или индивидуальное консультирование родителей. (педагог-психолог, медик, узкие специалисты)

11.50-12.00

Ритуал прощания.

Релаксационные игры. Уход домой. (воспитатель)

Примерная нагрузка на детей группы кратковременного пребывания по основным направлениям образовательной деятельности

Совместная деятельность с педагогом (90%)

Физическое направление 30%

Примерный объем нагрузки в день 40 мин.

Примерный объем нагрузки в неделю 80 мин.

Познавательно-речевое направление 30%

Примерный объем нагрузки в день 40 мин.

Примерный объем нагрузки в неделю 80 мин.

Художественно-эстетическое развитие 15%

Примерный объем нагрузки в день 20 мин.

Примерный объем нагрузки в неделю 40 мин.

Социально-личностное развитие 15%

Примерный объем нагрузки в день 20 мин.

Примерный объем нагрузки в неделю 40 мин.

Самостоятельная деятельность (10%)

Разработка комплекса развивающих занятий для детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания

Цели и задачи комплекса развивающих занятий:

Цель – способствовать полноценному психофизическому развитию детей раннего возраста.

Задачи:

• Развитие познавательной сферы: процессов внимания, памяти, мышления, восприятия.

• Пополнение активного словарного запаса.

• Развитие чувства ритма, координации движений, общей и мелкой моторики

• Развитие игровых навыков и произвольности поведения, снижение импульсивности и излишней двигательной активности, агрессии, тревоги.

• Формирование коммуникативных навыков у детей и их родителей

• Обучение родителей приемам игрового взаимодействия с детьми

• Подготовка детей к поступлению в ДОУ

Публикации по теме:

«Группа кратковременного пребывания как одна из вариативных форм дошкольного образования» «Группа кратковременного пребывания как одна из вариативных форм дошкольного образования» Заведующий МБДОУ д/с №80 О. П. Цыганова Старший.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная программа группы кратковременного пребывания «Малышок»
Опубликовано: 29 сентября 2013 в 18:19
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная программа группы кратковременного пребывания «Малышок»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Михайловна Пирогова (УИ 136284) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД