Получи документы

Образовательная ситуация по лепке с дошкольниками «Нарядный индюк» по мотивам дымковской игрушки в подготовительной группе

Ирина Цветкова
Образовательная ситуация по лепке с дошкольниками «Нарядный индюк» по мотивам дымковской игрушки в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Ф. И. О. педагога: Цветкова Ирина Александровна

Образовательная область: художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (дошкольники 6-7 лет)

Тема: Нарядный индюк (по мотивам дымковской игрушки)

Задачи: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Показать способы создания образа - лепка индюка на основе конуса или овоида (яйца). Воспитывать интерес к народной культуре.

Публикация «Образовательная ситуация по лепке с дошкольниками „Нарядный индюк“ по мотивам дымковской игрушки в подготовительной группе» размещена в разделах

Дидактические материалы: пазлы с изображениями разных видов народной росписи: гжели, дымковской, хохломы, филимоновской; презентация "Дымковская игрушка"; по количеству детей: досочки; глина, стеки; запись народной музыки. У воспитателя – дымковская игрушка (индюк, схема с показом способа лепки, незавершённая модель для частичного показа изобразительной техники.

Оборудование: ноутбук, телевизор.

Ход образовательной ситуации:

Организационный момент.

«Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

- Молодцы. Мы подарили друг другу улыбки.

1. Введение в ситуацию

Беседа с детьми.

Воспитатель: Какая у вас любимая игрушка?

Из каких материалов могут делать игрушки?

Дети отвечают.

Воспитатель: А когда-то давным-давно игрушки делали из соломы, дерева, глины. Для украшения игрушки расписывали. Какие виды росписей вы знаете?

Дети отвечают.

2. Актуализация

Дидактическая игра «Собери картинки».

Воспитатель предлагает детям разделиться на подгруппы и собрать картинки с элементами одной из росписей.

Отгадывание загадок.

- Отгадайте, о какой росписи говорится в загадках и найти соответствующие ей пазлы.

Веселая красная глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребетня

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назовите меня.

(Дымковская игрушка)

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

(Гжель)

Разные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там трава вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют…

(Хохломой)

3. Затруднение в ситуации

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы историю дымковская игрушка?

Дети затрудняются ответить.

Воспитатель: Чтобы узнать об этой игрушке, я приглашаю вас в город мастеров.

4. «Открытие» нового знания

Рассказ - презентация о дымковской игрушке.

Проходите, устраивайтесь по удобнее. (Дети проходят на ковер перед экраном).

Послушайте легенду:

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман поднимается от реки, - село это будто дымкой окутано. Здесь в далёкую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали - «дымковская». Вначале были только свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Вятский праздник свистунья проходит на большой площади. Когда к ней идёшь, кажется, что медленно взбираешься на какую-то большую гору. Потом понимаешь, что это свист. Летучий, пронзительный свист с лёгким нежным горловым оттенком. И когда попадаешь на площадь и идёшь среди свистящей на все лады, волнующейся толпы, кажется, что плывёшь по воздуху. На лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют наряжным весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник своё название - «Свистунья». Все люди смеются и бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, изображающую

двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и

свистят. Люди, идущие приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все

вместе на громадный пёстрый маскарад. Это праздник свистунья…

Сегодня эти игрушки – гордость России. Хранятся в музеях, радуют нас.

Так хочется, чтобы традиции нашего народа жили всегда. Мы с вами помогаем этому, создавая глиняные игрушки.

Беседа - диалог об этапах лепки дымковской игрушки - индюка.

В старшей группе вы уже лепили нарядных лошадок и водоносок. А сейчас мы с вами будем лепить праздничных птиц - дымковских индюков. Постараемся, чтобы они были такие же сказочно красивые (показывает вятскую игрушку): узорчатый хвост как веер рас-крыт, крылья как цветы с волнистыми оборками по краю, а на гордой голове - корона, будто бутон розы с золотым ромбом, и бородка, словно гроздь винограда. Красуется индюк всем на удивленье: «Разве я не хорош, разве не пригож; всем вышел - и повадкой и статью». Повадка - это характер, настроение персонажа; индюк - сильный, уверенный, гордый. А стать - это фигура, осанка; индюк горделиво выпрямился, хвост раскрыл-распушил. Ещё раз рассмотрите дымковскую игрушку - индюка (или его изображение) - и определить, как его лучше слепить.

Педагог уточняет ответы детей и показывает способ лепки на незавершённой модели:

1. Сначала нужно создать исходную форму - конус (раскатываем прямыми движениями «туда-сюда», сильнее сдавливая в ладошках с одной стороны) - это туловище: узкий конец - голова, широкий - туловище.

2. Теперь делаем хвост – один большой круг или полукруг (дети предлагают варианты способов лепки полукруга). Прикрепляем хвост снизу туловища.

3. Лепим крылья - маленькие круги или полукруги; крылья одинаковые по размеру, поэтому их удобнее сделать так: скатать шар, сплющить в лепёшку - диск и разрезать пополам на два одинаковых полукруга - это и есть крылья.

4. Ставим индюка прямо перед собой, чтобы хвост был сзади, и прикрепляем крылья по бокам туловища на одном уровне; если крылья достаточно большие, они могут доходить до земли, так фигурка будет ещё устойчивее.

5. А теперь оформляем - прищипываем пальчиками край хвоста или крыльев, чтобы получилась волнистая оборка, лепим ленту для короны и закручиваем её в бутон.

Давние времена славились не только своими промыслами, но и играми. Приглашаю вам сыграть в одну такую игру.

Динамическая пауза.

Где-то в глиняной избушке

Жили яркие игрушки.

Утром просыпались,

Чисто умывались.

Кланялись друг другу,

Бегали по кругу.

Парами кружились,

Стоп-остановились!

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Воспитатель: Скажите, а теперь вы сможете рассказать откуда взялась дымковская игрушка и почему село называется Дымково?

Дети отвечают.

Воспитатель: Приглашаю вас представить себя мастерами дымковской игрушки.

Дети берут из-под влажной салфетки по кусочку глины и начинают лепить. Воспитатель выставляет технологическую карту по лепке «Индюк», чтобы дети поняли последовательность работы и могли вспомнить рациональные способы лепки. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами.

6. Осмысление

Рассматривание выполненных работ.

Воспитатель: Секреты изготовления какой игрушки мы с вами открыли на нашем занятии? Из чего лепят эти игрушки? Почему так называются?

Вы молодцы! Предлагаю устроить выставку «Праздничные птицы». А на следующем занятии мы продолжим работу - будем украшать вылепленные фигурки красивыми узорами.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Лепка декоративная «Нарядный индюк»Фотоотчёт «Лепка декоративная «Нарядный индюк» Недавно мы с детьми на занятии рассматривали дымковские игрушки и вспоминали о народных промыслах. С высокого берега реки Вятки видна заречная.

Конспект НОД по декоративной лепке по мотивам каргопольской игрушки в подготовительной группе МБОУ «СШ № 90 п. Кулой» структурное подразделение «Детский сад № 148 «Подснежник» КОНСПЕКТ открытого занятия по декоративной лепке.

Конспект НОД «Роспись силуэтов по мотивам дымковской (вятской) игрушки с использованием педагогических технологий»Конспект НОД «Роспись силуэтов по мотивам дымковской (вятской) игрушки с использованием педагогических технологий» Тема: Дымковская (вятская) игрушка. Задачи: Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" 1. Продолжать прививать любовь.

Конспект ООД по лепке в старшей группе «Петух» (по мотивам дымковской игрушки) Конспект ООД по лепке в старшей группе. Тема: «Петух» (по мотивам дымковской игрушки) Цель: Формировать умения лепить птиц по типу дымковской.

Занятие по декоративной лепке по мотивам народной пластики-дымковской игрушки «Нарядный индюк»Занятие по декоративной лепке по мотивам народной пластики-дымковской игрушки «Нарядный индюк» Лепка декоративная. По мотивам народной пластики. Тема: «Нарядный индюк» Задачи: -Продолжаем знакомство детей с дымковской игрушкой, как.

«Лепка по мотивам дымковской игрушки». Занятие по художественной деятельности по теме художественно-народные промыслы ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Лепка по мотивам дымковской игрушки» Задачи: Образовательные: 1. Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками.

Образовательная игровая ситуация по лепке в подготовительной группе «Коровка» Образовательная игровая ситуация по лепке в подготовительной группе"Коровка". Цель: - реализация конструктивно-модельной творческой деятельности.

Образовательная игровая ситуация по лепке в подготовительной группе «Коровки на лугу» Образовательная игровая ситуация по лепке в подготовительной группе "Коровки на лугу" Цель: - реализация конструктивно-модельной творческой.

Поделка своими руками по мотивам дымковской игрушки «Барышня с собачкой»Поделка своими руками по мотивам дымковской игрушки «Барышня с собачкой» В образовательной программе детей дошкольного возраста, присутствует тема, ознакомление детей с народно-прикладным творчеством нашего.

Технологическая карта «Роспись петушка по мотивам дымковской игрушки» старшая группа (5–6 лет) ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми Воспитатель: Возмищева Т. С.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация по лепке с дошкольниками «Нарядный индюк» по мотивам дымковской игрушки в подготовительной группе
Опубликовано: 4 марта 2018 в 20:00
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная ситуация по лепке с дошкольниками «Нарядный индюк» по мотивам дымковской игрушки в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Цветкова (УИ 273411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД