Ирина Цветкова
Образовательная ситуация по лепке с дошкольниками «Нарядный индюк» по мотивам дымковской игрушки в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ
С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Ф. И. О. педагога: Цветкова Ирина Александровна
Образовательная область: художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (дошкольники 6-7 лет)
Тема: Нарядный индюк (по мотивам дымковской игрушки)
Задачи: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Показать способы создания образа - лепка индюка на основе конуса или овоида (яйца). Воспитывать интерес к народной культуре.
Публикация «Образовательная ситуация по лепке с дошкольниками „Нарядный индюк“ по мотивам дымковской игрушки в подготовительной группе» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Лепка, занятия с глиной и пластилином
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Дидактические материалы: пазлы с изображениями разных видов народной росписи: гжели, дымковской, хохломы, филимоновской; презентация "Дымковская игрушка"; по количеству детей: досочки; глина, стеки; запись народной музыки. У воспитателя – дымковская игрушка (индюк, схема с показом способа лепки, незавершённая модель для частичного показа изобразительной техники.
Оборудование: ноутбук, телевизор.
Ход образовательной ситуации:
Организационный момент.
«Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
- Молодцы. Мы подарили друг другу улыбки.
1. Введение в ситуацию
Беседа с детьми.
Воспитатель: Какая у вас любимая игрушка?
Из каких материалов могут делать игрушки?
Дети отвечают.
Воспитатель: А когда-то давным-давно игрушки делали из соломы, дерева, глины. Для украшения игрушки расписывали. Какие виды росписей вы знаете?
Дети отвечают.
2. Актуализация
Дидактическая игра «Собери картинки».
Воспитатель предлагает детям разделиться на подгруппы и собрать картинки с элементами одной из росписей.
Отгадывание загадок.
- Отгадайте, о какой росписи говорится в загадках и найти соответствующие ей пазлы.
Веселая красная глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребетня
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назовите меня.
(Дымковская игрушка)
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)
Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там трава вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют…
(Хохломой)
3. Затруднение в ситуации
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы историю дымковская игрушка?
Дети затрудняются ответить.
Воспитатель: Чтобы узнать об этой игрушке, я приглашаю вас в город мастеров.
4. «Открытие» нового знания
Рассказ - презентация о дымковской игрушке.
Проходите, устраивайтесь по удобнее. (Дети проходят на ковер перед экраном).
Послушайте легенду:
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман поднимается от реки, - село это будто дымкой окутано. Здесь в далёкую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали - «дымковская». Вначале были только свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Вятский праздник свистунья проходит на большой площади. Когда к ней идёшь, кажется, что медленно взбираешься на какую-то большую гору. Потом понимаешь, что это свист. Летучий, пронзительный свист с лёгким нежным горловым оттенком. И когда попадаешь на площадь и идёшь среди свистящей на все лады, волнующейся толпы, кажется, что плывёшь по воздуху. На лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют наряжным весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник своё название - «Свистунья». Все люди смеются и бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, изображающую
двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и
свистят. Люди, идущие приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все
вместе на громадный пёстрый маскарад. Это праздник свистунья…
Сегодня эти игрушки – гордость России. Хранятся в музеях, радуют нас.
Так хочется, чтобы традиции нашего народа жили всегда. Мы с вами помогаем этому, создавая глиняные игрушки.
Беседа - диалог об этапах лепки дымковской игрушки - индюка.
В старшей группе вы уже лепили нарядных лошадок и водоносок. А сейчас мы с вами будем лепить праздничных птиц - дымковских индюков. Постараемся, чтобы они были такие же сказочно красивые (показывает вятскую игрушку): узорчатый хвост как веер рас-крыт, крылья как цветы с волнистыми оборками по краю, а на гордой голове - корона, будто бутон розы с золотым ромбом, и бородка, словно гроздь винограда. Красуется индюк всем на удивленье: «Разве я не хорош, разве не пригож; всем вышел - и повадкой и статью». Повадка - это характер, настроение персонажа; индюк - сильный, уверенный, гордый. А стать - это фигура, осанка; индюк горделиво выпрямился, хвост раскрыл-распушил. Ещё раз рассмотрите дымковскую игрушку - индюка (или его изображение) - и определить, как его лучше слепить.
Педагог уточняет ответы детей и показывает способ лепки на незавершённой модели:
1. Сначала нужно создать исходную форму - конус (раскатываем прямыми движениями «туда-сюда», сильнее сдавливая в ладошках с одной стороны) - это туловище: узкий конец - голова, широкий - туловище.
2. Теперь делаем хвост – один большой круг или полукруг (дети предлагают варианты способов лепки полукруга). Прикрепляем хвост снизу туловища.
3. Лепим крылья - маленькие круги или полукруги; крылья одинаковые по размеру, поэтому их удобнее сделать так: скатать шар, сплющить в лепёшку - диск и разрезать пополам на два одинаковых полукруга - это и есть крылья.
4. Ставим индюка прямо перед собой, чтобы хвост был сзади, и прикрепляем крылья по бокам туловища на одном уровне; если крылья достаточно большие, они могут доходить до земли, так фигурка будет ещё устойчивее.
5. А теперь оформляем - прищипываем пальчиками край хвоста или крыльев, чтобы получилась волнистая оборка, лепим ленту для короны и закручиваем её в бутон.
Давние времена славились не только своими промыслами, но и играми. Приглашаю вам сыграть в одну такую игру.
Динамическая пауза.
Где-то в глиняной избушке
Жили яркие игрушки.
Утром просыпались,
Чисто умывались.
Кланялись друг другу,
Бегали по кругу.
Парами кружились,
Стоп-остановились!
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Воспитатель: Скажите, а теперь вы сможете рассказать откуда взялась дымковская игрушка и почему село называется Дымково?
Дети отвечают.
Воспитатель: Приглашаю вас представить себя мастерами дымковской игрушки.
Дети берут из-под влажной салфетки по кусочку глины и начинают лепить. Воспитатель выставляет технологическую карту по лепке «Индюк», чтобы дети поняли последовательность работы и могли вспомнить рациональные способы лепки. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами.
6. Осмысление
Рассматривание выполненных работ.
Воспитатель: Секреты изготовления какой игрушки мы с вами открыли на нашем занятии? Из чего лепят эти игрушки? Почему так называются?
Вы молодцы! Предлагаю устроить выставку «Праздничные птицы». А на следующем занятии мы продолжим работу - будем украшать вылепленные фигурки красивыми узорами.