наталия уколова
Образовательный проект «Что за чудо огород на окне у нас растёт» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Если руки не ленивы,
Если мы трудолюбивы…
Проявить должны заботу,
Видно по труду работу.
И тогда наш огород
Расцветёт и оживёт.
Актуальность проекта : Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомства с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. На прогулках при ознакомлении с окружающим миром у детей возникает много вопросов: как растения растут, спят, почему не падают. В поле зрения детских вопросов попадают все признаки растений : размер, цвет, вкус, запах, внешний вид, форма и т. д. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, надо создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Наблюдая за ним, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Публикация «Образовательный проект „Что за чудо огород на окне у нас растёт“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Цель проекта : Обогатить знания детей об окружающем мире через наблюдения, опытническую экспериментальную деятельность в мини-огороде на подоконнике, раскрыть творческий и интеллектуальный потенциала дошкольников.
Задачи проекта : Образовательные :
- систематизировать знания детей об особенностях строения и условиях роста растений.
Развивающие:
- активизировать речь и обогащать словарь детей;
- обеспечить развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности; Воспитательные: - пробудить чувства бережного и заботливого отношения к растениям; - способствовать формированию партнерских взаимоотношений между педагогами, детьми и родителями.
Вид проекта :
По характеру предметной области: Исследовательский
По составу – групповой
По продолжительности краткосрочный (февраль - март)
Участники проекта – воспитанники среднего дошкольного возраста, педагоги учреждения, родители.
Предполагаемые итоги реализации проекта : Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
Форма итогового мероприятия: Вечер развлечения «Вот весёлый огород, что здесь только не растёт»
Предполагаемый продукт проекта : Создание мини-огорода на подоконнике. Сочинение сказки с детьми «Дедушкин огород». Дневник наблюдений с зарисовками детей.
Схема осуществления проекта
Подготовительный этап
Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике. Дидактическая игра «Слова, что растут в огороде» Беседа о труде взрослых в огороде.
Подбор художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.
Подбор материала и оборудования для опытно экспериментальной деятельности
Информирование родителей о проектной деятельности.
Анкетирование родителей
Помощь родителей для создания условий выращивания растений в «Огороде на окне» (почва, емкость для растений, семена).
Основной этап
Познавательно-речевое развитие
Беседы: «В мире растений», «Все начинается с семечки» «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений», «Первые всходы» НОД «Посадка лука» НОД «На бабушкином дворе»
Опытно – экспериментальная деятельность: «Проращивание семян», «Строение растений», «Рост и развитие растений» «Условия, необходимые для жизни растений»
Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Колосок»
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях Оформление дневника наблюдений
Сравнение овощей по цвету, размеру, форме, вкусу.
Д. игра «Узнай на вкус», «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде»
Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Что растет у нас на огороде»
Оформление дневника наблюдений.
Рисование «Первые всходы» Конструирование «Домик в деревне»
Хороводная игра «В огороде пугало» Разучивание потешек
Социально-личностное развитие
Труд в уголке природы. Уход за растениями (полив, рыхление) Формирование навыков безопасного обращения с трудовым инвентарём. Сюжетно-ролевая игра «Повар», «Овощной магазин», «У бабушки в деревне»
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастика «В огород мы пойдём», «Разноцветная лужайка», «Капуста» Физкультминутки Дыхательная гимнастика «Весёлый огород» Подвижные игры «Вершки – корешки», «Садоводы – огородники» «Огуречик»
НОД «Во саду ли в огороде» Психогимнастика «Я растение»
Консультация для родителей
«Чудо огород на окне»
«Экспериментальная деятельность с детьми»
Информационно – стендовые материалы «Как сделать для ребёнка свою грядку в огороде»
«Приобщайте детей трудиться»
Итоговый этап
Презентация книги «Дедушкин огород» Собираем урожай (дети с большим удовольствием пробовали зелень выращенную своими руками) Развлечение «Вот весёлый огород, что здесь только не растёт» Цель. Закреплять представления детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках, об их многообразии. Воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу.
Вывод: В проекте были реализованы поставленные цель и задачи. У детей сформировались первоначальные навыки экологически грамотного отношения к растительному миру, повысился интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Анкета для родителей.
1. Есть ли у вас огород, дача?
2. Есть ли у ребёнка своя грядка, клумба?
3. Выращиваете ли Вы что-нибудь из овощей зимой на подоконнике?
4. Привлекаете ли Вы ребёнка к совместной деятельности по выращиванию овощей на огороде? Если нет, то почему?
5. Считаете ли Вы полезным такой трудовой вид деятельности для ребёнка?
Как Вы думаете, какие личностные качества характера у ребёнка будут развиваться, если он будет участвовать в совместной деятельности по посадке, уходу за огородными культурами?
Вывод: Обработав результаты анкетирования, выяснилось, что 68% родителей наших воспитанников имеют дачные участки, но к посадке и выращиванию овощей, зелени ребёнка не привлекают. Родители считают, что ребёнок ещё очень мал для такой трудовой деятельности, но полезность такого труда никто не отрицал.