Папки-передвижки

Образовательный проект «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании детей»

Татьяна Гаврилова
Образовательный проект «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании детей»

Пояснительная записка

Воспитание патриотизма играет важнейшую роль в гражданском и духовном развитии детей и подростков. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными привычками, личными, семейными и родовыми наклонностями», - писал великий педагог К. Д. Ушинский. В деле воспитания дошкольников патриотами эффективными формами работы являются досуг, развлечение, образовательная деятельность, игра, помогающие ребятам найти тот образ героя, который поведёт за собой, послужит примером отваги, мужества, героизма во благо своей Родины.

Публикация «Образовательный проект „Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании детей“» размещена в разделах

В 2021 году будет отмечаться уже 76-я годовщина со дня Победы над Фашистской Германией, но тема Победы будет актуальной во все времена. Текущий юбилейный год дал возможность раскрыть интерес у детей к подвигам наших предков, к жизни детей в те страшные годы, героям войны, которые есть практически в каждом доме. Мы – педагоги, поколение 80-90-х годов, еще слышали рассказы своих дедушек о войне, держали за руку своих бабушек – тружеников тыла, видели их слёзы при воспоминании событий тех лет. А вот современная детвора уже не успела послушать рассказы своих прапрабабушек и прапрадедушек, и одних рассказов, бесед и демонстрации книг стало недостаточно, воспитанникам нужно то, что можно потрогать, рассмотреть, то, к чему можно прикоснуться руками и почувствовать сердцем. И таким средством в воспитании патриотизма и гражданской позиции было признано использование музея. Чем дальше от нас Великая Отечественная война 1941–1945 года, тем больше мы должны рассказывать о ней нашим детям и поможет нам в этом музей военной славы. Именно в музее собраны и хранятся «боевые предметы», макеты военной техники, альбомы «Герои нашего двора», «Мы помним ваши имена…», иллюстрации, к которым ребёнок имеет доступ не только во время развлечения или занятия, а каждый день в любую минуту.

Объектом исследования данного проекта являются – герои земляки ВОВ, «боевые» предметы, техника, атрибуты одежды.

Предмет исследования - вклад мини-музея воинской славы в будущее.

Актуальность данного проекта – стремление сохранить память о Великой отечественной войне для формирования в детях патриотизма, уважения, гордости за свою родину и развития гражданской позиции.

Область практического применения результатов: проект предполагает пропаганду патриотического воспитания путём вовлечения дошкольников и их родителей в создание мини-музея воинской славы.

Цель проекта:

- воспитание в детях чувство патриотизма и гражданственности через прикосновение к «боевому» прошлому страны путём создания условий для организации мини-музея воинской славы.

Задачи проекта:

- создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности;

- заинтересовать родителей в создании мини-музея воинской славы;

- организовать сбор информации о героях родного села, района и экспонатов для музея;

- организовать дистанционное посещение парка Победы города Оренбурга;

- создать условия для развития активность деятельности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

Методы проекта:

- изучение теоретических сведений, используя различные источники информации;

- наблюдение, изучение и систематизация собранного материала;

- анализ, обобщение изученного материала;

- практическая деятельность.

Место реализации: МБДОУ детский сад «Солнышко» Илекского района Оренбургской области.

Срок реализации: сентябрь 2021г. - апрель 2022 г.

Описание проекта

Быть подлинным патриотом Родины – значит знать свои корни, историю Родины. Не зная побед и достижений предков, не помня былых поражений, человек не может по-настоящему любить и уважать свое Отечество, не может добиваться новых побед.

В настоящее время очень важными являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств.

Как же пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», ведь оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество и гордится им и его людьми. Любовь, гордость, уважение надо воспитывать. Этому и способствует использование в работе ресурсы музейной педагогики.

Данный проект разработан согласно трём этапам реализации:

1. Подготовительный этап. На данном этапе проведено анкетирование о значимости и необходимости использования музея в вопросе воспитания чувства патриотизма и гражданственности в детях.

2. Основной этап – практическая работа по созданию мини-музея военной славы в ДОУ.

3. Заключительный этап. На данном этапе будет проведена открытая презентация мини-музея с диссеминацией через показ открытого мероприятия по патриотическому воспитанию с привлечением ресурсов мини-музея, официальный сайт ДОУ, районную газету «Урал».

План проекта

Этапы, срок реализации, задачи Мероприятия

1. Подготовительный этап

Сентябрь-ноябрь 2020 г.

Задачи:

- определить уровень осведомлённости

родителей о возможностях музейной

педагогики как инструмента

патриотического воспитания

дошкольников;

- оценить знания детей о музее;

- повышать компетентность родителей в данном вопросе через совместную деятельность.

1.1. Анкетирование

Анкетирование родителей

Интервьюирование детей

1.2. Организация тематической выставки художественной литературы «Музеи страны».

1.3. Создание банка методических материалов по организации мини-музея в ДОУ.

1.4. Родительское собрание «»

1.5. Сбор информации о видах музеев.

2. Основной этап, декабрь-февраль 2022 г.

Задачи:

- вовлечение родителей в создание мини-музея;

- повышение активности в использовании ресурсов музейной педагогики;

- вовлечение воспитанников в творческий процесс создания экспонатов.

2.1. Работа с родительской общественностью:

- родительское собрание «Патриотическое воспитание в семье»

- консультация «Мини-музей как средство патриотического воспитания дошкольника»

- презентация «Наш мини-музей»

- вовлечение в создание мини-музея: формирование коллекций, пошив костюмов, создание экспозиций;

- организация совместной деятельности с родителями по изготовлению макетов, панно, сбору экспонатов;

- мастер-класс «Изготовление макетов военной техники»

- создание «Альбома памяти»;

- выставка макетов военной техники;

2.3. Работа с воспитанниками

- беседы о музее, о героях Вов, жизни людей во время Вов.

- участие в создании мини-музея, формирование коллекций;

- виртуальное посещение «Парка Победы» г. Оренбурга

- творческие работы детей по раскрашиванию военной техники и создание электронной версии «Макет военной техники»

2.3. Работа с социумом

- посещение краеведческого музея Илекского района;

3. Заключительный этап, февраль 2022 г.

Задачи:

- презентовать мини-музей;

- осуществить диссеминацию опыта в данном вопросе на сайте ДОУ, через районную газету «Урал».

3.1. Выход проекта:

- открытая презентация мини-музея в ДОУ;

- размещение методических материалов на сайте ДОУ;

- публикация в СМИ в районной газете «Урал».

Заключение

Данный проект продуктивен, так как в процессе реализации используются разнообразные формы работы, в процесс создания мини-музея вовлечена родительская общественность. Использование ресурсов мини-музея способствует формированию патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста. В настоящем – родители совместно с детьми уже подготовили ряд статей о своих героях войны. Отслеживается активная позиция родителей в совместной деятельности – изготовление, подбор экспонатов, предоставление информации о ветеранах ВОВ.

На выходе проекта мы получим: 3 выпущенные буклета, 2 видеоролика, статьи в газете «Урал» - «Мы помним, мы гордимся», «Мой дедушка герой», «Родина должна знать своих героев». Будет осуществляться диссеминация опыта среди педагогов ДОУ через показ открытого мероприятия с использованием ресурсов музея.

В апреле состоится открытая презентация мини-музея.

В дальнейшем планируется пополнение мини-музея военной славы экспонатами и информацией о героях нашего района, создание интерактивных видео о подвигах ветеранов нашей страны, нашего края.

Публикации по теме:

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Консультация. «Роль музеев и библиотек в создании условий для формирования гражданской идентичности у детей». Госстандарт нового поколения предусматривает воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности,.

Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.

Круглый стол с родителями «Поговорим о патриотическом воспитании» (Старшая группа) Цель : Познакомить родителей с особой ролью семьи в патриотическом воспитании дошкольников, определить совместно способы.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть.Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть. Продолжим обозрение мастер-классов на тему:«Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».7 мастер-класс «Проектная.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 частьПроектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 часть Представляю вашему вниманию заключительные мастер - классы на тему: «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».9.

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников ВидеоРоль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео Стихи о войне и дети. Неотъемлемой частью подготовки к любому празднику в детском саду является разучивание с детьми стихов на соответствующую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании детей»
Опубликовано: 23 сентября 2021 в 19:37
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД