Общая и экспериментальная психология

Надежда Прудникова
Общая и экспериментальная психология

Познавательные психические процессы

Познавательная деятельность – это деятельность, связанная по созданию обобщенного образа окружающего мира на основе интеграции комплекса представлений (Б. Ф. Ломов).

В общей психологии характеристика познавательной деятельности рассматривается с позиции двух подходов:

1. Функциональный – психологи доказывают, что каждый познавательный психический процесс имеет самостоятельную характеристику и может быть представлен отдельно.

2. Интеграционный – психологи доказывают, что познавательные психические процессы позволяют познавать окружающий мир именно на основе интеграции функций. Представлять их отдельно ошибочно.

Ощущение

Ощущение – познавательный психический процесс, связанный с отражением отдельных свойств предмета в процессе их воздействия на органы чувств (М. В. Гамеза).

Ощущение – это процесс, основанный на анализе комплекса ощущений для определения доминантных свойств предмета (Л. М. Веккер).

Общая и экспериментальная психология

Виды ощущений:

Наиболее распространенной классификацией ощущений по доминантному анализатору является подход Э. Шеррингтон.

1. Интерецептивные – доминантные анализаторы – внутренние органы, т. е. ощущение себя в пространстве. Болевые ощущения.

2. Проприоцептивные – доминантные анализаторы – мышцы.

3. Эксттероцептивные – доминантные анализаторы – зрение, слух, обоняние.

Свойства ощущений:

1. Порог ощущений – сила раздражителя, которая вызывает ощущения, она бывает минимальной и максимальной.

2. Адаптация – при постоянном действии раздражителя человек адаптируется к его воздействию.

3. Сенсибилизация – параллельные ощущения при восприятии раздражителя.

Восприятие

Восприятие – познавательный психический процесс, направленный на отражение всех свойств воспринимаемого объекта (М. В. Гамеза).

Восприятие – это процесс, позволяющий создавать целостный образ предмета при его непосредственном воздействии на органы чувств (Л. М. Веккер).

Виды восприятий:

Общепринятой считается классификация восприятий по объектам.

1. Восприятие пространства.

2. Восприятие другого человека – социальная перцепция.

3. Восприятие времени.

4. Сенсорное восприятие – восприятие эталонов (цвет, форма, величина).

Свойства ощущений:

1. Целостность – восприятие позволяет человеку классифицировать целостный объект.

2. Предметность – соотнесение образа объекта с названием.

3. Избирательность – восприятие позволяет вычислить нужные объекты из окружающего мира.

4. Константность – постоянство объекта.

5. Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта человека.

6. Структурность – иллюзии восприятия.

7. Осмысленность – взаимосвязь восприятия с мышлением.

Память

Память – познавательный психический процесс, связанный с сохранением и воспроизведением прошлого опыта человека (М. В. Гамеза).

Память – это процесс, включающий четыре ступени обработки воспринимаемой информации: запоминание сохранение воспроизведение забывание.

Виды памяти:

1. По доминирующему анализатору: зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную.

2. По времени запоминания: мгновенная, кратковременная, долговременная.

Свойства памяти:

1. При воспроизведении материала можно выделить три базовых способа: узнавание, припоминание, воспоминание.

2. При запоминание возможно явление ретроградного торможения – если до интеллектуально сложной деятельности по запоминанию произошло эмоционально-насыщенное событие, то качество будет низкое.

3. Эффект Б. В. Зигарник – лучше запоминается незаконченное действие (активно используется в сериалах).

4. Эффект Г. Эббингауза – лучше помнят начало и конец действия, эффект используется в сборных эстрадных концертах.

Воображение

Воображение – познавательный психический процесс, связанный с созданием новых образов на основе прошлого опыта человека (М. В. Гамеза).

Воображение – интеграционный процесс создания оригинального интеллектуального продукта с учетом прошлого опыта человека и с включением механизма абстрагирования.

Виды воображения по оригинальности продукции:

1. Репродуктивная.

2. Творческая (продуктивная).

Свойства воображения

В данном познавательном психическом процессе к свойствам отнесены способы создания образов:

1. Аглютинация (склеивание) – прием создания несуществующего образа.

2. Типизация – дружеский шарж.

3. Гиперболизация.

4. Схематизация – создание серии однотипных образов.

Внимание

Внимание – познавательный психический процесс, характеризующий сосредоточенность сознания на воспринимаемом объекте (М. В. Гамеза).

Внимание – интеграционный процесс создания оригинального интеллектуального продукта с учетом прошлого опыта человека и с включением механизма абстрагирования (Л. М. Веккер).

Виды внимания:

1. Непроизвольное;

2. Произвольное;

3. Послепроизвольное.

Свойства внимания:

1. Устойчивость;

2. Концентрация;

3. Распределяемость;

4. Объем;

5. Переключаемость.

Мышление

Мышление – процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности (О. К. Тихомиров).

Мышление – опосредованное и обобщенное отражение действительности, в основе которого лежит произвольное оперирование образа и которое дает знание о наиболее существенных свойствах, связях и отношениях между объектами окружающего мира.

Виды мышления:

1. По характеру интеллектуальной задачи: теоретическое (понятийное, образное, практическое (наглядно-образное, наглядно-действенное).

2. Онтогенетическое классифицирование мышления – по последовательности возникновения вида мышления в процессе индивидуального развития человека.

Наглядно-действенное мышление – интеллектуальная задача решается методом проб и ошибок, в процессе реального манипулирования с предметами.

Наглядно-образное мышление – моделирование и разрешение проблемных ситуаций в плане представлений.

Словестно-логическое мышление – самый совершенный вид, характерны использование понятий, логических конструкций.

Свойства мышления:

1. Структурность;

2. Осмысленность;

3. Схематизация;

4. Концентрация;

5. Константность;

6. Апперцепция;

7. Аглютинация.

Форма мышления:

1. Суждение;

2. Умозаключение;

3. Понятие.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Назови две одинаковые картинки». Презентация Высшие психические функции — теоретическое понятие, введенное Л. С. Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему.

Создание условий по развитию экспериментальной деятельности в группе. Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Общая и экспериментальная психология
Опубликовано: 30 апреля 2014 в 20:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День божьих коровок на МААМ

Очередной тематический день посвящен божьей коровке, которая у многих народов считается талисманом удачи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом насекомом...

11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...


Горячие темочки