Папки-передвижки

Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу

Ольга Романова
Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу
▼ Скачать + Заказать документы

В старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения во всех сферах жизни ребенка. Изменения носят достаточно динамический характер, изменяются все его сферы деятельности.

Так к старшему дошкольному возрасту происходят значительные изменения игровой деятельности, начиная от структуры и заканчивая содержанием игр. В этом возрасте происходит расцвет сюжетно-ролевой игры, которая возможна благодаря подражанию, а также накопленному содержательному материалу (например, знание профессий и что конкретно делает каждый специалист). К старшему дошкольному возрасту дети в игре могут отрабатывать произвольность, регуляцию, осознание задач, контроль за своими действиями и действиями других. Таким образом, в игре открываются важные характеристики психического развития ребенка.

Публикация «Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу» размещена в разделах

Помимо игры, для детей старшего дошкольного имеет большое значение и другие виды деятельности, а именно изобразительная деятельность, конструирование. В процессе реализации данной деятельности дети получают какой-либо продукт, результат, что способствует развитию таких функций мышления, как анализ, синтез и др., а также уровень владения ребенка той или иной деятельностью является показателем развития.

Двигательная сфера является немаловажной для психического развития, т. к. во-первых, нарушение какой-либо функции может говорить о нарушении развития, а во-вторых, физическое развитие взаимосвязано с психическом на физиологическом уровне, а именно, например, развитие мелкой моторики способствует развитию речи, а подвижные игры помогают преодолеть стеснительность, агрессивность, застенчивость, дефицит внимания и многое другое.

У детей повышается дифференцированность восприятия. Старший дошкольник переходит к употреблению сенсорных этанолов.

Внимание приобретает все большую произвольность, ребенок способен направлять и удерживать его. Считается, что в основе произвольности лежит такая функция речи, как планирование. Однако, непроизвольный вид внимания занимает еще пока большую часть, многое зависит от деятельности ребенка, если она однообразна, то ребенку трудно сосредоточиться, если же деятельность интересна, то ребенок полностью погружен в нее.

1. Подобная логика наблюдается и в развитии памяти. Так дети запоминают то, что им интересно, но к старшему дошкольному возрасту ребенок может воспроизвести какой-либо материал спустя длительное время. Считается, что наиболее эффективным способом развития памяти, ее произвольности является игровая деятельность, где заданием является воспроизведение материала. Мухина В., Носатов А. А. выделили некоторые приемы, которые применяет старший дошкольник в процессе запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала [3]. Однако, непроизвольный вид памяти, так же как и внимание, занимает доминирующее состояние.

2. К старшему дошкольному возрасту происходит большой скачок в развитии воображения, которое, по мнению Венгера Л. А., «расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее усвоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности» [4].

3. Развитие воображения взаимосвязано с пространственными представлениями старшего дошкольника, что в свою очередь «во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперирования представлениями на произвольном уровне» [1]. К старшему дошкольному возраста у детей формируются новые способы умственных действий, которые основываются на действиях предметами, которыми дошкольник может овладеть в процессе обучения. Такой вид мышления, как наглядно-действенное является в некотором роде подготовительным, поскольку он содействует процессу накопления информации о мире, о каких-либо событиях, фактах, что в свою очередь способствует формированию представлений и понятий. Данный вид мышления является основанием для возникновения словесно-логического.

Накопленный к старшему дошкольному возрасту опыт, определенный уровень развития познавательных процессов, позволяет детям ставить перед собой разнообразные задачи, которые он стремится реализовать. В процессе решения задачи, проблемы дети чаще всего используется такой принцип работы, как управляемое подражение с опорой на «предварительную ориентировку» [2]. Познавательная активность меняет направленность, уровень непосредственной впечатлительности снижается, ребенок размышляет и ищет новую информацию сам.

К концу дошкольному возрасту становится немаловажной категория «одобрения», так если в младшем дошкольном возрасте ребенок ориентировался на получение одобрения его действий от взрослого, то в старшем дошкольном возрасте, проигрывая различные роли, усваивая нормы, правила, нравственные ценности, дети сами начинают контролировать свое поведение и поведение окружающих. Однако, важно отметить, что для детей старшего дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, которая снижается к семи годам.

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста достаточно высокий уровень умственного развития, дети обладают дифференцированным восприятием, словесно-логическим мышлением, развитой связной речью, произвольностью внимания, памяти, воображения. Старшие дошкольники умеют согласовывать свои действия с окружающими, понимают правила и нормы, они уже могут адекватно оценивать свои возможности и желания, на основании чего можно говорить о психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Список использованных источников

1. Волков, Б. С., Волкова, Н. В. Детская психология. Психические развития ребенка до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М., 2000.

2. Кулагина, Н. В. Личность школьника : от задержки психического развития до одаренности / Н. В. Кулагина. – М., 1999

3. Мухина В. С., Носатов, А. А. Возрастная психологий : детство, отрочество, юность / В. С. Мухина, А. А. Носатов. М: Академия, 2007. – 624 с.

От рождения до школы : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы [и др. ]. М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

Публикации по теме:

Игра в развитии ребенка Игра- многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь.

Значение сюжетно-ролевой игры на пятом году жизни .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу
Опубликовано: 4 ноября 2014 в 13:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Романова (УИ 32817) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД