Получи документы

Общение с ребенком и его психическое здоровье

Ирина Борисова
Общение с ребенком и его психическое здоровье

Цель: изучение факторов, влияющих на психическое здоровье ребенка; побуждение родителей проявлять заботу о психическом здоровье ребенка.

Участники: воспитатели, родители, психолог.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

1. Сообщение темы и цели семинара-практикума.

2. Разминка с мячом

Участники бросают друг другу мяч и называют качества, необходимые родителям для сохранения психологического благополучия ребенка в семье.

II. Слово о психологическом здоровье

Публикация «Общение с ребенком и его психическое здоровье» размещена в разделах

Здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Нервно-психическое здоровье ребенка — это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потреб-ности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастают напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.

III. Практическое задание для родителей

Каждый человек появляется на свет как нечто еще никогда не существовавшее до сих пор. Каждый человек по-своему видит, слышит, чувствует, думает, имеет индивидуальные возможности, способности, черты характера и т. д.

Каждый человек проходит свой путь развития. Можно выделить следующие этапы развития: 0—3 года; 3-5 лет; 6—10 лет; 11—14 лет; 15—17 лет. Вспомните себя в каждый из этих периодов. Напишите, кто оказал на вас наибольшее влияние, чему вы научились.

В конце работы обсуждаются результаты.

Таким образом, на разных этапах на формирование личности влияют близкие люди (члены семьи) и социум (педагоги, друзья). И от того, насколько удовлетворены наши потребности в общении и признании на каждом возрастном этапе, зависит психоэмоциональное благополучие, психологическое здоровье.

IV. Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие ребенка

Рассмотрим факторы, влияющие на психоэмоциональное благополучие ребенка в семье.

Что вы знаете о важности следующих факторов, влияющих на развитие ребенка?

Если этот фактор кажется вам важным, поставьте напротив него знак «+», если нет, то «-».

Факторы, влияющие на развитие ребенка Да Нет

Планирование беременности

Ожидание ребенка определенного пола

Постоянство материнской заботы

Режим питания

Наказание

Поощрения

Стиль воспитания в семье

Порядок рождения ребенка в семье

Имя ребенка. Группа крови

С помощью этой таблицы психолог анализирует приведенные факторы, обсуждает их с родителями, организует исследование.

V.Мини-лекция «Как воспитывать детей с разными группами крови» (приложение 1)

VI.Исследование. Как влияет на развитие детей порядок рождения?

Для проведения исследования родители делятся на группы: группа «младших», «старших», «средних», «единственных» детей.

VII. Тест «Воспитательная позиция»

Подумайте и ответьте, свойственно ли Вам такое поведение: 0 — никогда; 1 — редко; 2 — часто; 3 — почти всегда; 4 — всегда.

1. Говорить, что Вас нет дома, когда Вы есть.

2. Переходить улицу в неположенном месте.

3. Курить.

4. Извиняться, когда Вы не правы.

5. Громко рассказывать анекдоты.

6. Эмоционально «выражаться», когда у Вас что-то не получается.

7. Долго сидеть за столом, разговаривать с друзьями.

8. Добиваться своей цели, преодолевая сопротивление.

9. Уступать место в транспорте.

10. Не обращать внимания, когда Вас провоцируют на грубый ответ.

11. Смотреть фильмы на любые темы.

После того как Вы ответите на эти вопросы, представьте, что во всех ситуациях рядом с Вами Ваш ребенок. Изменятся ли Ваши ответы?

Большинство людей, присутствие ребенка, заставляет воспринимать ситуацию как воспитывающую.

А как воспринимаете ее Вы?

VIII. Рекомендации «Методы общения с ребенком»

В воспитании ребенка огромную роль играют психологический климат в семье, общение с ребенком.

Зачастую в общении с ребенком у родителей возникают проблемы.

Что может сделать родитель:

• Попытаться непосредственно повлиять на ребенка.

• Повлиять на самого себя.

• Попытаться повлиять на обстоятельства.

Существуют две формы сообщения в общении с ребенком: Я-сообщение и Ты-сообщение.

Например:

Ты-сообщение

Родитель устал. —- Ты меня утомил. — Реакция ребенка: «Я плохой».

Я-сообщение

Родитель устал. —Я очень устал. —Реакция ребенка: «Папа устал».

Комментарий. Суть Я-сообщения - не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее. Ты-сообщение часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь. Часто многие взрослые вспоминают такие фразы: «Ты всегда будешь добиваться всего слезами» или «Мне моя мама часто говорила, что в нашей семье все женщины несчастны» и т. п. Родители произносят эти фразы, чтобы уберечь детей от тягот жизни, однако не все дети понимают это.

Упражнение «Переделай Ты-сообщение»

Задание дается индивидуально на карточках или по группам.

1. Ты постоянно не можешь завязать шнурки. (Я так устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно.)

2. С тобой бесполезно что-то обсуждать, ты никогда не слуша-ешь. (Когда я хочу поделиться с тобой чем-то важным, мне хотелось, чтобы ты был внимательным.)

3. Ты - жадина, ты не поделился конфетой с сестрой. (Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой.)

IX. Заключительная часть

1. Рефлексия «Семейные заповеди»

Участникам предлагается написать список семейных заповедей, которых должны придерживаться родители для формирования психологической безопасности ребенка в семье. Затем происходит взаимообмен, обсуждение.

2. Вручение родителям памятки по созданию благоприятной семейной атмосферы.

Публикации по теме:

План мероприятий по адаптации детей раннего возраста к детскому саду (Работа проводится индивидуально и организованными группами,после зачисления (март,но до поступления ребенка в ДОУ (август) МАРТ 1. Знакомство.

Родительское собрание «Развитие речи ребенка» Цель: Знакомство родителей с работой всех специалистов и педагогов по развитию и коррекции речи у детей. Обучение родителей методам и приемам,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общение с ребенком и его психическое здоровье
Опубликовано: 17 декабря 2014 в 11:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД