ЛАРИСА ДОНЕЦКАЯ
Общение со взрослыми в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Общение со взрослыми в дошкольном возрасте
Аннотация: автор статьи поднимает тему общения дошкольников со взрослыми. Общение со взрослыми рассматривается в статье в качестве процесса присвоения детьми общественно-исторического опыта. Раскрыты параметры общения на протяжении всего дошкольного возраста, типы и значение общения со взрослыми.
Публикация «Общение со взрослыми в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Ключевые слова: дошкольный возраст, общение, социальное пространство, психическое развитие, опыт.
Интерес педагогов к теме общения детей связан с тем, что общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.
Общение со взрослыми служит основным средством овладения ребенком историческим опытом человечества. Развитие общения ребенка, как развитие в целом, происходит в рамках теории культурно-исторического развития. Психолог Л. С. Выготский рассматривает это в качестве процесса присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими [1].
Для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др.). «При обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят перед ним задачу овладеть каким-то новым навыком. Именно взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию, а ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания» [3, с. 79].
Типы средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми, были выделены А. В. Петровским:
1) «экспрессивно-мимические возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух месяцев жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства - внимание, интерес и т. п. ;
2) предметно-действенные возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой невозможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;
3) речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие» [2, с. 68].
В дошкольном возрасте в ходе общения со взрослыми, а также игровых и реальных отношений со сверстниками дети овладевают социальным пространством человеческих отношений. Они осваивают мир постоянных вещей, учатся их употреблять, открывают для себя «двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства» [3, с. 213]. Ограничение общения дошкольника со взрослыми негативно отражается на темпах психического развития, а полная изоляция не позволяет действовать так, как свойственно людям (дети- «маугли»).
Параметры общения изменяются на протяжении всего дошкольного возраста (Таблица 1).
Таблица 1.
Параметры общения в дошкольном возрасте
Параметры Содержание Возраст
Форма общения Внеситуативно- познавательная До 4-5 лет
Внеситуативно-личностное 5-6 лет
Содержание потребности в общении Потребность во внимании, сотрудничестве и уважении 4-5 лет
Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживания и взаимопонимания 5-6 лет
Ведущий мотив общения Познавательный : взрослый является источником познания о внеситуативных объектах 4-5 лет
Личностный: взрослый выступает, как личность, обладающая знаниями, умением и нормами поведения 5-6 лет
Значение данной формы общения в общем развитии ребенка Первичное проникновение во внечувственную суть явлений, развитие наглядных форм мышления 4-5 лет
Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества переход к дискурсивному мышлению 5-6 лет
Как представлено в таблице, в дошкольном возрасте становлению общения, как вида деятельности, способствует постепенное овладение речью. Соответственно, ребенок все чаще начинает выходить за пределы непосредственно воспринимаемых ситуаций, а к концу дошкольного возраста появляется внеситуативное общение.
Таким образом, общение является важнейшим условием развития дошкольника – развития как внутреннего (личностного, эмоционального, мотивационного, так и внешнего (двигательная активность, общий статус развития и др.).
Список литературы
1. Выготский, Л. С. [Текст] Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Юрайт, 2018. – 160 с.
2. Давыдов, В. В. [Текст] Возрастная и педагогическая психология. – М. : Просвещение, 1989. – 288 с.
3. Мухина, В. С. [Текст] Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество. – М. : Академия, 2004. – 452 с.
4. Петровский, В. В., Шпалинский, В. В. [Текст] Социальная психология коллектива. – М. : Просвещение, 1978. – 117 с.