Оксана Протасова
Обучение детей основным видам движений в условиях ограниченного пространства (методические рекомендации для воспитателей)
▼ Скачать + Заказать документы
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении. Недостаточная двигательная активность детей ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма. Современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Двигательная активность дошкольников всё больше ограничивается созданными условиями :
Публикация «Обучение детей основным видам движений в условиях ограниченного пространства (методические рекомендации для воспитателей)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- особенностями северного климата (сокращаются утренние и вечерние прогулки, редко проводятся занятия по физической культуре на свежем воздухе);
- замкнутым перенасыщенным пространством групп в детском саду и квартир;
- требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадёшь и др.);
- преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепередач, компьютерные и настольные игры, занятия изобразительной и конструктивной деятельностью и т. д);
- генетической наследственностью.
Но самая главная проблема – несмотря на то, что двигательные центры каждой группы оснащены спортивно-игровым оборудованием дети не умеют правильно организовывать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В помощь воспитателям разработаны «Методические рекомендации по организации обучения детей основным видам движений в условиях ограниченного пространства».
ХОДЬБА
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста: Слабый мышечный корсет. Не сформировано ощущение правильной осанки. Мышцы разгибатели развиты слабее, поэтому дети часто принимают неправильные позы (опущенная голова, сутулая спина, запавшая грудь)
Методические рекомендации :
Следить за хорошей осанкой детей. При ходьбе давать детям ориентир, для того чтобы они не опускали голову.
Чаще использовать ходьбу на носках и с предметом на голове, для формирования ощущения правильной осанки.
Давать задания, в которых изменяются темп и направление движения при ходьбе, с разным положением рук, умение чередовать ходьбу с другими движениями.
Чаще проводить упражнения в ходьбе: по песку, дорожкам с естественными поворотами, с преодолением препятствий.
Игры для самостоятельной деятельности:
- Гигантские шаги – перешагивание различными способами с коврика на коврик.
- Веселая дорожка – перешагивание с коврика на коврик по команде ведущего.
- Веселые негритята – перенос мешочков с грузом на голове, ходьба по ортопедической дорожке, между шнурами.
Пособия и атрибуты: Коврики, мешочки с грузом, ортопедические дорожки.
БЕГ
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста: Мышечная система еще слабая. Формируется свод стопы. Координация движений в процессе формирования. Быстрое утомление.
Методические рекомендации :
Обязательно контролировать осанку детей во время бега.
Обращать внимание на согласование движения рук и ног, непринуждённость
движений.
Следить за тем, чтобы в беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног.
Недопустимо требовать сгибания рук в локтях и прижимания их к груди, что сковывает движения, плохо влияет на дыхание и кровообращение.
Применять бег на короткие дистанции, чередуя его со спокойной ходьбой, при условии частого использования бега.
Игры для самостоятельной деятельности:
- Веселая дорожка – перешагивание с коврика на коврик по команде ведущего.
- Займи свое место – перебегание по команде с коврика на коврик.
- Прогулка – ходьба по узкой дорожке между скакалок, по ортопедической дорожке.
- Обезьянки – хождение руками и ногами по стенке (развитие координации)
Пособия и атрибуты: коврики, скакалки, дорожки, тихий тренажер
ПРЫЖКИ
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста: Формируется свод стопы, слабые связки и мышцы. Слабо развиты координаций, глазомер, чувство равновесия.
Методические рекомендации :
Особое внимание обращать на мягкое приземление, а не преодоление высоты или длины.
Лучше организовать подпрыгивание, тогда внимание ребенка не отвлекается необходимостью преодоления препятствия, а сосредоточенно на самом движении.
Широко использовать подводящие упражнения (поднимание на носках, сочетание поднимания и взмахов рук, подскоки, подпрыгивания).
Игры для самостоятельной деятельности:
- Достань ягодку – подпрыгивание, дотягивание до условной метки.
- Через кочку – перепрыгивание через мешочки с песком.
- С кочки на кочку – запрыгивание и спрыгивание на большие мешочки с песком.
Пособия и атрибуты: Тихий тренажер, мешочки с песком малые, мешочки с песком большие.
МЕТАНИЕ, КАТАНИЕ, БРОСАНИЕ
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста: Слабые мышцы плечевого пояса.
Методические рекомендации :
Особое внимание на правильный замах, т. к. это не только способствует приобретению и закреплению навыка, но и укрепляет мышцы спины.
Объяснять и показывать детям правильную позу при метании, обращая внимание на исходное положение.
Уточнять некоторые элементы техники броска, ловли мяча (замедленные движения).
Игры для самостоятельной деятельности:
- Урожай в «кладовочку» – забрасывание мешочков в короб.
- Попади в цель – метание мешочков в цветные ладошки.
- Хитрый мяч – прокатывание мяча из руки в руку различными способами.
Пособия и атрибуты: Мешочки с песком, мешочки с песком, тихий тренажер, мячи большие и малые, кольцеброс, кегли.
ЛАЗАНИЕ, ПОЛЗАНИЕ, ПРОЛЕЗАНИЕ, ПОДЛЕЗАНИЕ
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста: Страх высоты, слабо развитая координация движений. Продолжается развитие и совершенствование двигательного анализатора. Слабые мышцы спины. Продолжается формирование позвоночных изгибов.
Методические рекомендации :
Следить за тем, чтобы дети правильно обхватывали планку, руки держали на ширине плеч, поочередно работали обеими руками; не смотрели вниз, держались прямо.
Обращать внимание на то, чтобы дети не пропускали перекладины (чередующийся шаг).
Постепенное освоение перехода с пролета на пролет – приставной шаг.
При ползании на четвереньках обязательный последующий переход в вертикальное положение и активное выпрямление позвоночника.
Регулярное усложнение препятствий, которые нужно преодолевать
Игры для самостоятельной деятельности:
- Паутинка – перелезание, подлезание, пролезание между натянутых шнуров.
- Достань ягодку – «лазание» по тихому тренажеру.
- Пройди по стенке – ходьба и лазание по тихому тренажеру.
- Котята – хождение на четвереньках по ортопедическим дорожкам и коврикам.
- Паравозик – пролезание на четвереньках в обручи, под препятствиями.
Пособия и атрибуты: Скакалки, шнуры, тихий тренажер, ортопедическая дорожка, коврики, обручи.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАВНОВЕСИЕ
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста: Устойчивость и чувство равновесия еще только формируются.
Методические рекомендации :
Проводить упражнения в спокойном темпе, не включать соревнований на быстроту выполнения движений.
Обращать внимание на уверенность выполнения статичных поз.
Игры для самостоятельной деятельности:
- По мостику – хождение по шнурам, ортопедической дорожке, между скакалок.
- Аисты – стояние на одной ноге на мешочке с песком или на полу.
Пособия и атрибуты: Шнуры, ортопедическая дорожка, скакалки, мешочек с песком.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП МЫШЦ
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста: Остаются слабыми мышцы шеи, груди, поясницы, свода стопы и кистей рук.
Методические рекомендации :
Точно дозировать упражнения и применять их в разнообразных комбинациях и вариантах.
Обеспечивать избирательный характер воздействия на отдельные звенья двигательного аппарата, отдельные группы мышц и определенные системы организма – в зависимости от конкретных задач.
Игры для самостоятельной деятельности:
- Сажаем огород – игры с ортопедической дорожкой.
- Паутинка – перелезание, подлезание, пролезание между натянутых шнуров.
Пособия и атрибуты: Шнуры, ортопедическая дорожка, мешочек с песком.