Папки-передвижки

Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (технология ТРИЗ) (7 фото)

Алена Данилова
Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (технология ТРИЗ)
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема развития связной речи детей хорошо известна моим коллегам. Это показывает и мой опыт работы с дошкольниками, Главной задачей развития связной речи ребёнка совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, составление различных видов рассказов и т. д. Все выше перечисленные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи. Но у меня особый интерес вызывает работа с сюжетными картинками. Использование традиционных методов и приёмов в этом направлении не давало желаемых результатов. Но жизнь идёт вперёд! Я стала изучать литературу по технологии ТРИЗ и нашла материал по составлению логических рассказ картинок. С помощью технологии ТРИЗ повышается эффективность работы по развитию связной речи. Планирование системы работы по серии картинок необходимо начинать с 3-хлетнего возраста. Но я начала эту работу с детьми шестого года жизни.

Публикация «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (технология ТРИЗ)» размещена в разделах

Обучению детей составлению логических рассказов предшествовала подготовительная работа. Необходимо научить детей анализировать реальные ситуации из жизни. Например: в процессе умывания я спрашиваю детей:

- Что мы сейчас делаем?

- Дети: намыливаем руки.

- Что вы делали до этого?

- Дети: открыли кран.

- Что вы будете делать после того, как намылите рук

- Дети: смоем мыло, закроем кран и вытрем руки пол

- Зачем мы всё это делали?

- Дети: чтобы руки перед едой были чистые.

Цель таких бесед: научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать следственные связи и видеть результат.

Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определённой последовательности.

Каждый этап имеет свою цель, игровое действие и его схематическое изображение.

А сейчас я познакомлю вас с каждым этапом картинкам.

Этап 1.

Он называется «Паровозик из картинок».

Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (технология ТРИЗ)

Цель:

- научить ребёнка раскладывать картинки слева на право в одну линию без учёта последовательности сюжета;

- по схеме узнавать игровые действия.

Игровое действие.

Даём ребёнку набор перепутанных картинок (если дети 3-х лет, то достаточно 3-х картинок. Чем старше дети, тем большее количество картинок можно предложить. И, конечно же, надо учитывать и индивидуальные особенности ребёнка. Кому-то хватит 3-х картинок, а кому-то можно дать больше, просим разложить их в правильной последовательности в одну линию слева направо. «Паровозик из картинок».

Этап 2.

«Назови место, где происходят события»

Фото №1 Проблема развития связной речи детей хорошо известна моим коллегам

Цель:

- научить ребёнка определять место действия объектов на каждой картинке и дать обобщение;

- по схеме этапа узнавать игровые действия.

Игровое действие.

- В каком месте происходит это событие?

- Дети: на улице, на горке, во дворе.

- Покажи схему, обозначающую место, где происходит событие.

Этап 3.

«Определи время событий»

Фото №2 Это показывает и мой опыт работы с дошкольниками Главной задачей развития связной речи ребёнка совершенствование монологической речи

Цель:

- научить детей определять время событий с уточнением года и части суток;

- по схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие.

- Кто быстрее скажет: в какое время года это происходит?

- Дети: зимой, когда холодно.

- В какое время суток?

- Дети: днём.

- Найди схему, обозначающую «Время событий».

Этап 4.

«Найди общих героев на всех картинках»

Фото №3 Эта задача решается через различные виды речевой деятельности литературных произведений

Цель:

- научить детей находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии;

- учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы);

- по схеме этапа узнавать игровые действия.

Игровое действие.

- Посмотри на каждый «вагончик» «паровозика» и найди главного героя.

- Ребёнок: главный герой - мальчик, потому что он изображён на всех картинках.

- Давай придумаем ему имя.

- Ребёнок: его зовут Коля.

- Скажи, во что он одет и какого он возраста?

- Ребёнок: он одет в курточку, шапку, сапоги, штаны, шарфик. Он ходит в садик.

- Что ещё нарисовано на всех картинках?

- Ребёнок: у Коли - санки. Ещё нарисовано дерево.

- Найди схему, обозначающую героев на всех картинках.

Этап 5.

«Назови действия героев и догадайся, зачем он это делает?»

Фото №4 Составление рассказов обучение рассказыванию составление описательных рассказов о предметах составление различных видов рассказов и т

Цель:

- научить детей называть действия героев умозаключения, с какой целью это делается;

- учить делать обобщения (у всех героев есть какая-то цель и для её достижения они совершают определённые действие);

- по схеме этапа узнавать игровые действия.

Игровые действия.

Выберите любую картинку, например: «Мальчик стоит с санками у горки и смотрит в сторону горки».

- Что делает мальчик?

- Дети: смотрит на горку.

- Для чего он это делает?

- Дети: он хочет покататься с горки и думает, как лучше на неё забраться.

- Найди схему, обозначающую нашу игру.

Этап 6.

«Что за чем?»

Фото №5 Все выше перечисленные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи

Цель:

- учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки;

- по схеме этапа узнавать игровые действия.

Игровые действия.

Предлагаю ребёнку взять любую картинку и переложить её ближе к себе. Затем ещё раз назвать действия объекта Дальше играем «Что было раньше - что будет потом?». Таким образом, картинки выстраиваются в логический ряд.

- Возьми любую картинку, какая тебе больше нравится.

- Ребёнок: я хочу взять эту картинку, где Коля едет с горки.

- А что раньше делал Коля?

- Ребёнок: он взял санки, пришёл к горке.

- Найди эту картинку. Куда ты её поставишь, до или после выбранной тобой картинки?

- Ребёнок: сначала Коля оделся, взял санки и пошёл на улицу.

Какая картинка будет последней?

- Ребёнок: Коля съехал с горки и въехал в дерево, снег упал на Колю.

- Теперь разложи картинки так, чтобы было понятно о чем наш рассказ.

- Найди схему «Что за чем?».

Этап 7.

«Составь рассказ»

Фото №6 Но у меня особый интерес вызывает работа с сюжетными картинками

Цель:

- учить детей составлять связный рассказ последовательно выложенной серии картинок;

- по схеме этапа узнавать игровые действия.

Игровые действия.

Ребёнок составляет рассказ, используя приведённую базовую модель.

Таким образом, с помощью картинок, используя приёмы ТРИЗ, формируем у детей понимание причинно-следственных связей и их результат и развиваем связную речь.

Хочу пожелать Вам творческого подхода к работе и возможности использования различных способов речевой деятельности.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Программа формирования профессиональной компетенции педагогов ДОУ по развитию монологической речи старших дошкольников Данная программа направленна на формирование профессиональной компетенции педагогов ДОУ по развитию связной монологической речи старших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (технология ТРИЗ)
Опубликовано: 15 октября 2014 в 17:19
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (технология ТРИЗ)» (включая файлы) размещена пользователем Алена Данилова (УИ 253171) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД