Папки-передвижки

Обучение ориентировке в пространстве детей подготовительной группы

Валентина Садилова
Обучение ориентировке в пространстве детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательный проект «Обучение ориентировке в пространстве детей подготовительной группы»

Раздел «Ориентировка в пространстве» занимает значительное место в математической подготовке детей. Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи.

Публикация «Обучение ориентировке в пространстве детей подготовительной группы» размещена в разделах

В начале года, при проведении общей диагностики детей, были выявлены проблемы освоения детьми пространственных отношений и употребление сложных предлогов в речи.

В течение года была проведена большая работа по закреплению и расширению пространственных представлений у детей, но проблемы остались. Поэтому мы решили создать образовательный проект «Обучение ориентировке в пространстве». Была проведена диагностика начального уровня владения детьми навыками ориентировки в пространстве.

Большой сложностью для детей оказались следующие разделы:

- употребление сложных предлогов из – за, между (с предлогом из – под мы знакомились на занятии по развитию речи, поэтому его дети употребляли правильно);

- графический диктант;

- работа с планом.

Нами был составлен план, через какие виды деятельности будет осуществляться обучение. Для родителей была предложена консультация по данной теме с конкретными заданиями и играми, которые не требуют предварительной подготовки.

- «Парад» - маленькие игрушки необходимо ставить в соответствии с указаниями водящего генерала, где роль генерала играет взрослый, затем – и ребёнок.

- «Что изменилось?» - в определённом порядке разложить на столе предметы, попросить ребёнка запомнить, что и где лежит. Затем ребёнок

закрывает глаза, а взрослый меняет местами сначала 2 предмета. Усложнение задания идёт постепенно.

- «Найди предмет» - взрослый даёт задание – сделать 2 шага вперёд, 1 шаг вправо и т. д., в зависимости от того, где спрятан предмет.

В начале года родители были ознакомлены и согласны с тем, что при реализации новой экспериментальной программы должны обеспечить необходимый и достаточный уровень развития каждого ребёнка для начала усвоения школьной программы. Каждую пятницу детям для работы дома предлагали задания на закрепление пройденного материала (тетради).Причём выполнение заданий предлагали начинать с предложения «Поиграем?», чтобы ребёнок принял это как естественное продолжение его игровой деятельности. Тогда рождается уверенность, что он сам справился заданием.

Уточнение, расширение и систематизация знаний по ориентировке в пространстве происходило в процессе повседневной жизненной практики, реальной окружающей обстановке.

Утром, во время приёма детей, использовала рабочие тетради под редакцией Т. А. Павловой и И. В. Шевелёвой, изготовленные своими руками игры «Вспомни и назови», «Магазин игрушек».

На физкультурных занятиях и утренней гимнастике совершенствуются умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. Во время физминуток используем гимнастику для глаз.

Большое значение имеет использование дидактических и подвижных игр, которые проводим на занятиях и вне их, главным образом на прогулке («Найди и промолчи», «Разведчики», «Путешествие» - поиск спрятанных игрушек).

Во время экскурсии к светофору закрепили правила поведения пешеходов на улице, связанные с умением ориентироваться в направлениях «налево» и «направо».

После экскурсии изготовили с детьми макет «Перекрёсток» (ул. Ломоносова и Строителей, который дети с удовольствием используют в играх. По просьбе девочек смастерили макет игровой комнаты.

Для быстроты и чёткости реакции на звуковой сигнал использую игры «Жмурки с колокольчиком», «Маша, где ты?», «Откуда голос?».

На занятиях по развитию речи последним блоком использую работу с пособием «Подготовка к письму». Для ориентировки на плоскости использую игру «Муха» - дети научились находить середину, центр, верхний и нижний, правый и левый края листа.

На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях, усвоение которых происходит в различных видах практической деятельности (рисовании, лепке, конструировании).

Одной из любимых настольных игр являются «Шашки».

Для закреплении в речи предлогов из – за, между, предлагались детям задания «Встань между Димой и Дашей», «Выгляни из – за дверей». Для наглядности используем книгу «Развиваем речь и пространственное мышление».

Числовая прямая служит пособием для игры «Какую цифру я загадал?» (Какая цифра между 5 и 7).

За время проведение проекта дети стали часто играть в «Школу», причём учениками были не куклы, а дети.

Почти всегда игра начинается со слов «Ребята, сейчас будем писать диктант».

Ещё одна, казалось бы, неразрешимая проблема – работа с планом. Начали с составления плана группы : определили, в каких направлениях находятся все помещения. Сначала игру «Клад» проводили подгруппами по 4 – 5 человек, затем – парами, а уже потом – индивидуально. Следующий этап составления плана – самостоятельно на занятии. И как итог – задание на дом: «Составь план своей комнаты». Детям так понравилось, что некоторые дети (естественно, вместе с заинтересованными родителями) составили план своего микрорайона.

Когда дети стали свободно ориентироваться по плану группы, ежедневно стали проводить игру «Найди Диму (Катю, Иру)», где ребёнок прятался в самых неожиданных местах.

Кроме плана группы наши дети знакомы с планом города. Одновременно закрепляем у детей знание своего домашнего адреса. Дети находят на карте города свой дом, рассказывают про находящиеся рядом общественные здания (справа, слева, сзади, через дорогу)

При проведении заключительной диагностики мы убедились, что проект дал положительный результат (высокий уровень развития детей с 35% увеличился до 83%, низкий уровень уменьшился с 44% до 1%). Восприятие детьми пространства поднялось на более высокий уровень, расширились и углубились пространственные представления детей.

Публикации по теме:

Перспективное планирование в образовательной области «Познание: ФЭМП» Сентябрь. (В. П. Новикова «Математика в детском саду. 4-5 лет»._) Период Тема занятия Программные задачи Методическая литература 2.09-9.09.

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ». Я работаю с детьми с нарушением зрения. Ориентировка в пространстве- одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение ориентировке в пространстве детей подготовительной группы
Опубликовано: 15 марта 2013 в 13:46
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение ориентировке в пространстве детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Садилова (УИ 84238) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД