Анжелика Королева
Тетрализованная сказка «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня на смену жёсткой учебно-дисциплинарной модели воспитания и образования пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребёнку и его развитию. Насущной стала проблема использования технологического подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в условиях дошкольного образования.
Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов способствует развитию свободной, социально адаптированной, творческой личности.
Публикация «Тетрализованная сказка „Теремок“» размещена в разделах
Одним из видов детского творчества является драматизация. Она способствует развитию творческих способностей и природных задатков. В ней смыкаются такие понятия как «игра», «культура», «свобода», «прекрасное», «творчество». Однако наблюдения за детьми показывают, что движения детей часто характеризуются недостаточной четкостью, организованностью, неуверенностью. Заметны нарушения в удержании позы; имеют место суетливость, неточность при выполнении мелких движений, скованность, угловатость. У многих детей, наблюдаются нарушения координации движений, несогласованность речи с движениями и музыкой.
Это создает определенные трудности в раскрепощении личности ребенка, развитии универсальных способностей, воображении, эмоциональной отзывчивости, открытости.
(Слайд2) Вышеизложенная проблема определила тему и цель творческого проекта «Терем-теремок». Конечным результатом, которого является постановка театрализованной сказки «Теремок».
Выбирая материал для театрализованной сказки, старалась отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей и в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. Поэтому выбрала сказку «Теремок» в стихотворной форме.
(Слайд3) 1 этап. Погружение в проект
На первом этапе поставила цель и задачи проекта.
Цель проекта:
раскрепощение личности ребенка и развитие его творческих способностей, через вовлечение в театрализованную деятельность.
Задачи:
• организовать детей на совместную деятельность;
• подобрать необходимый набор «инструментов» педагогического воздействия на ребенка;
• содействовать развитию индивидуальных творческих и художественно-эстетических способностей детей;
• предоставить возможность детям выступать перед сверстниками и их родителями.
(Слайд4) Ожидаемый результат представляется в появлении или развитии следующих качеств ребенка:
1. научится использовать выразительные средства: мимику, жесты, вокальную интонацию;
2. обогатится словарный запас и музыкальные впечатления;
3. научится партнерским отношениям в театрализованной игре;
4. сформируется открытость, раскрепощенность и эмоциональная отзывчивость.
(Слайд5)
2 этап. Разработка проекта.
На втором этапе проекта, используя принцип личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми, предлагала ребенку ту область развития, где он наиболее успешен. Так как, притязания, подкрепленные успехом в конкретной деятельности, повышают самооценку, желание реализовывать себя в дальнейшем.
На этом этапе возникла ситуация, когда не все желающие смогли получить роль. Поэтому, решили на каждую роль назначать дублера. Это дает возможность малоактивным детям преодолеть в себе робость, присмотреться к товарищу, по-своему создать сказочный образ. В некоторых случаях предоставляю ребятам возможность самим распределять роли. Обычно кандидатуры, выдвигаемые детьми на главные роли, совпадали с мнением воспитателя.
Состав «артистов» способствует самореализации всех участников проекта, а педагогу прививать у детей уважение к личности каждого ребенка. Кроме того, есть возможность замены отсутствующего ребенка при организации выступления.
(Слайд6) Активно использовала «ситуацию успеха», сущность которой представлена вашему вниманию.
• культивирование настроения доброжелательности;
• снятие страха перед деятельностью (психологическая помощь);
• авансирование ребенка (оглашение его достоинств);
• усиление мотивов деятельности;
• педагогическое внушение;
• педагогическая оценка.
Применяя принципы гуманного взаимодействия, сотворчества, обучения в действии, организовала творчески ориентированную среду, которая включает следующие формы и виды работы с детьми: (Слайд7) ритмопластика, (Слайд 8) игры с ритмом, (Слайд9) игры с жестами, (Слайд10,11) коммуникативные игры. (Слайд12,13)
Эта работа проводится всеми специалистами ДОУ (музыкальным руководителем, педагогом-психологом, логопедом). (Слайд13)
Необходимым условием для драматизации является умение владеть своим телом. У дошкольников отсутствие умение владеть своим телом (мышечная свобода) проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Для развития умения владеть своим телом педагог-психолог использует специальные ритмопластические упражнения.
Музыкальный руководитель, продолжая работу по развитию двигательных способностей детей использует ритмопластические упражнения с музыкальным сопровождением.
Чтобы голос ребенка звучал свободно, необходима подготовка речевого аппарата. В артикуляционной гимнастике, проводимой логопедом используются известные упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка. (Слайд14)
Взаимодействие и рекомендации специалистов помогают наиболее точно учесть индивидуальные социально – психологические особенности и особенности эмоционально – личностного развития ребят. Помогли ярче выразить их интересы и склонности, предпочтения и потребности, любознательность и творческие способности, возрастные и полоролевые особенности.
Воспитатель проводит беседы о жизни людей и животных. Одновременно происходит прослушивание музыкальных произведений, просмотр иллюстраций.
Предлагаю детям вспомнить знакомые мультфильмы, что помогает почувствовать атмосферу сказочных событий. Это расширяет кругозор детей, активизирует познавательный интерес.
Далее сказка делится на эпизоды для пересказа их с детьми. Обсуждаем с детьми характер героев. Отдельные эпизоды разыгрываем в форме этюдов с импровизированным текстом. Предлагаю ребятам для прослушивания и выбора различные мелодии, которые можно использовать для усиления эффекта появления героев сказки.
Далее происходит поиск музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, если есть необходимость постановка танцев, создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов, уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Объединив свои усилия с родителями своих воспитанников, мы смогли обеспечить эмоциональную защиту и психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь ребенка в детском саду и дома. (Слайд15) (3 щелчка) Для изготовления костюмов привлекли родителей. Костюмы получились оригинальными и необычными.
Перед началом изготовления декораций среди родителей объявили конкурс на лучший проект домика для сказки.
Выдумка и творчество родителей проявилось в изготовлении декораций: были использованы различные виды материалов (картон и ткань различных форматов и текстуры, продуманы варианты экспозиций использования декораций.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса и прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап и мам, которые так много знают, у которых такие золотые руки.
В результате существенно обновилась развивающая среда в группе.
(Слайд) 3 этап. Практическая часть.
Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность позволяет вовлечь в процесс постановки даже недостаточно активных детей. Помогает им преодолеть застенчивость и зажатость. (Слайд) В ходе подготовки к спектаклю я стараюсь соблюдать несколько основных правил:
• не перегружать детей;
• не навязывать своего мнения;
• не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
• предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
В практической части проводила работу над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях, репетировала отдельные сцены в разных составах с деталями декораций и музыкальным оформлением. Учила детей согласовывать свои действия с действиями партнера. Старалась сохранять творческий характер театрализованной деятельности; побуждала детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного художественного образа.
Для развития творческих способностей важно научить детей пользоваться интонациями и логическим ударением, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. (Слайд18) В работе над интонацией, предлагала не просто произнести фразу, а поощряла у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций. Говоря с детьми о логическом ударении, отмечала, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих ее смысл и выразительность. Развитие культуры и техники речи развивает воображение и фантазию детей, пополняет словарный запас, учит вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.
Опыт моей работы показывает, что при такой организации, дети ждут каждой репетиции с нетерпением, работают с желанием и радостью, что несомненно способствует раскрытию их творческих проявлений.
Успех в реализации проекта будет не полным, если не привлечь к работе родителей и на этом этапе работы.
(Слайд19) Для поддержания у ребенка интереса к театрализованной деятельности разработала рекомендации для родителей:
• регулярно обсуждать с ребенком вначале особенности той роли, которую ему предстоит играть в спектакле, а после спектакля - полученный результат;
• отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования деятельности ребенка;
• предлагать ребенку в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями, исполнив понравившуюся ему роль;
• рассказывать об опыте собственной художественной деятельности, о будущих и настоящих впечатлениях, полученных в результате просмотра спектакля или кинофильма и т. п. ;
• и конечно, стараться присутствовать на детских выступлениях.
Когда инсценировка была практически готова, провели «генеральную репетицию». Для представления сказки совместно с детьми и родителями выпустили афишу. (Слайд20) Первыми зрителями стали ребята младшего возраста. Уже после первого опыта подобных инсценировок, дети-актёры стали проявлять себя более уверенно, раскованно. Заметно снизился страх и появился опыт публичного выступления.
(Слайд21)
4 этап. Подведение итогов
Завершение работы выражено в представлении театрализованной сказки.
Сказка «Теремок» была представлена на Фестивале детского творчества «Весенний звездопад», где ребята заняли призовое (второе) место.
Объективная оценка способствует повышению у ребенка самоуважения, ощущению собственной ценности и положительному отношению к самому себе. При этом ребята получили жизненный урок – труд должен вознаграждаться. А вознаграждение проявляется в общественном признании, моральном и материальном удовлетворении (призы).
Надеюсь, что теперь и некоторых родителей волнует, не только объем знаний, полученных ребенком в детском саду, но и воспитание таких качеств как: самооценка, ответственность, организованность, вера в себя.
Работа педагогов и ребят была оценена и социумом. Воспитанников ДОУ пригласили выступить перед ветеранами Великой Отечественной войны, на празднике посвященному Дню Победы, в Комплексный Центр Социального Обслуживания Населения п. Архара, также ребята регулярно являются участниками мероприятий в Районным Доме культуры.
Получив положительное общественное признание своей деятельности, ребята получили мотивацию на будущее.
В дальнейшем многие ребята, которые выступали на фестивале, продолжают творческую деятельность в общеобразовательной и музыкальной школе.
Таким образом, технология использования проектного метода в руководстве театрализованной деятельности показал свою состоятельность.
Организация творческого проекта «Терем-теремок» способствовало повышению самооценки, самостоятельности, инициативности и раскрепощению личности дошкольников. Участвуя в проекте, дети ощущают свою значимость в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются своим успехам.
В ходе проекта было отмечено, что чем больше дети чувствовали свою ответственность за общее дело, тем дружнее они становились, меньше возникало конфликтных ситуаций, связанных с распределением ролей.
Специально подобранные для реализации проекта игры и игровые упражнения позволяют реализовать принцип оптимального соотношения между обучением и творческим развитием ребенка, где знания, умения и навыки являются средством развития личностных и творческих качеств ребенка. (Слайд 23)