Получи документы

Оценка деятельности ДОО по развитию двигательной одарённости детей

Денисенко Сергей Владимирович
Оценка деятельности ДОО по развитию двигательной одарённости детей
▼ Скачать + Заказать документы

Под двигательной одаренностью детей понимается сочетание врожденных

антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и

биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида деятельности.

Как же выявить ребёнка, обладающего двигательной одарённостью?

Согласно Федеральной программе «Одаренные дети», при оценке одаренности

ребенка необходимо брать за основу пять основных критериев выделения видов одаренности :

1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

Публикация «Оценка деятельности ДОО по развитию двигательной одарённости детей» размещена в разделах

2. Степень сформированности.

3. Форма проявлений.

4. Широта проявлений в различных видах деятельности.

5. Особенности возрастного развития.

Говоря о видах деятельности ребенка, обычно предполагают пять основных видов

деятельности людей :

— практическую;

— познавательную;

— художественно-эстетическую;

— коммуникативную;

— духовно-ценностную деятельность.

В практической деятельности можно выделить одаренность :

— в ремеслах;

— спортивную;

— организационную.

Типы одаренности (по М. Карне) :

• интеллектуальная одаренность;

• академическая одаренность;

• творческая (креативная) одаренность;

• лидерская (коммуникативная, социальная)одаренность;

• художественная одаренность;

• моторная (двигательная) одаренность.

Дошкольник, одаренность которого проявляется в двигательной сфере, чаще всего:

• увлечен деятельностью, связанной с участием общей и мелкой (кистей рук)

моторики;

• опережает своих сверстников в развитии двигательных навыков;

• имеет хорошую зрительно-моторную координацию (осуществление

координированных движений под контролем зрения);

• с удовольствием участвует в физкультурных занятиях (любит бег, прыжки и т. д.);

• с удовольствием занимается в спортивных секциях;

• обладает большой физической выносливостью.

• постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

• в свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей,

футбол, баскетбол и т. д.).

• энергичен, все время хочет двигаться, спит меньше обычного

• обладает широким диапазоном движений (от медленного к быстрому, от

плавного к резкому).

• обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью,

выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных

навыков.

• смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в них

выигрывает.

• ловко управляется с коньками, лыжами, ракетками, мячами и клюшками

• практически никогда всерьез не устает, если занят любимым дело

Целью психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с

проявлением двигательной одаренности, является создание в дошкольном образовательном

учреждении условий для индивидуального развития способностей. Для этого обеспечивают

привлечение специалистов по физической культуре и спорту разного и узкого профиля;

осуществляют учет особенностей разных свойств темперамента детей в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

На экране представлен поэтапный алгоритм сопровождения двигательно-одаренных

детей, предложенный группой учёных Л. Г. Матвеевой, И. В. Выбойщик, Д. Е. Мякушина, Н. О.

Березина, И. П. Лашнева.

Первый этап работы психолого-педагогического сопровождения – диагностический.

Инструктор по физической культуре и служба психолого-педагогического сопровождения

дошкольного образовательного учреждения, выявляют детей с проявлением двигательной

активности. Инструктор по физической культуре с помощью тестов на определение уровня

физической подготовленности выявляет ведущие физические качества детей. Помогает ему в

этом медицинский работник, определяя тип телосложения по антропометрическим

показателям (рост и вес ребенка). Тем самым появляется информация для сравнительного

анализа показателей физической подготовленности, проявления приоритетных ведущих

физических качеств у детей с их природными задатками.

Второй этап – привлечение родителей. Социальный педагог с помощью

анкетирования выявляет родителей, имеющих спортивное образование, спортивные разряды,

для дальнейшего привлечения их в образовательный процесс физического воспитания и

оздоровления детей дошкольного учреждения. Педагоги и родители должны суметь увидеть

все особенности ребенка, выявленные на данном этапе и определить его способности и

предрасположенность к тому или иному виду спорта.

Третий этап – подготовительный. Он направлен на дальнейшее физическое развитие

и спортивное совершенствование двигательных знаний, умений и навыков детей по

индивидуальному плану для каждого ребенка.

Четвертый этап – развивающий. Данный этап направлен на обеспечение гармонии

личности и интеллекта двигательно-одаренных детей. Этот этап организуется инструктором

по физической культуре совместно с психологом в период подготовки к соревнованиям.

Сущность любого вида спорта заключается в соревновании. Уже в дошкольном

возрасте, детям приходится участвовать в различных соревнованиях и фестивалях.

Соревнования – это важный момент в жизни спортивно одаренных детей, где подводятся

итоги и результаты, что, безусловно, является стрессовым фактором. На практике

приходилось наблюдать такую картину, когда на учебно-тренировочных занятиях дети

выдают отличные результаты, а на соревнованиях – далеко не самые лучшие. Причиной

является психоэмоциональное напряжение, которое возникает в виде сильного волнения,

тревоги или страха. Чтобы сделать из двигательно-одаренных детей спортсменов, нужны

систематические тренировки по развитию их физических качеств. Но, также не менее важны

и психологические качества – целеустремленность, настойчивость, терпение, уверенность в

себе, правильный настрой, концентрация внимания, умение управлять эмоциональным

состоянием.

На этапе подготовки детей к соревнованиям происходит изучение личностно-волевой

сферы детей. Уделяется большое внимание психологической подготовке детей к предстоящим

соревнованиям, выявляются дети тревожные, эмоционально неустойчивые. С этими детьми

психолог проводит специальные занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы. Также

со всеми детьми с проявлением двигательной одаренности одного паспортного возраста,

организуются специальные занятия на сплочение детского коллектива. Это связано с тем, что

в одной команде могут быть дети из разных групп дошкольного образовательного

учреждения, и, оказавшись вместе, они могут испытывать дискомфорт. Новая стрессовая

обстановка в условиях соревнований, новые товарищи могут неблагоприятно повлиять на

успешность детей. Чтобы дети комфортно чувствовали себя в условиях соревнований, чтобы

их ничего не отвлекало, нужно их адаптировать к новой среде.

На пятом этапе происходит осуществление контроля за процессом, качеством и

сроками работы с детьми, проявляющими двигательную одаренность.

Таким образом, для получения положительного результата от работы с двигательно-одаренными детьми, следует учитывать ряд условий, в том числе особенности процесса

обучения, воспитания, тренировки и подготовки к соревнованиям. Главным принципом

работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления

возможностей для предметной творческой деятельности. То есть, необходимо создание

предметно - развивающей среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего,

через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него

результатов.

Список литературы

Баркан А. И. Ребенку хорошо в детском саду. Как этого добиться. М. : Олма Медиа

Групп, 2015. 176 с.

Гальтон Ф. 1996. Наследственность таланта. Законы и последствия. М.

Доман Г. 1996. Гармоничное развитие ребёнка : как развивать умственные и

физические способности ребёнка. М.

Озеров В. П. Формирование психомоторных способностей у школьников. Кишинев:

Лумина, 1989. 112 с.

Петьков В. А., Баранникова Е. А. 2008. Педагогическая поддержка развития личности

дошкольников // Культурная жизнь Юга России. № 2. С. 58-60.

Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные

психологические труды; под ред. М. Г. Ярошевского. М. : Московский психолого-социальный

ин-т; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2009. 638 с.

Фарфель В. С. 1977. Двигательные способности // Теория и практика физической

культуры. № 12. С. 27-29.

Шебеко В. Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами

физической культуры : дис.. докт. пед. наук: 13.00.02. Москва. 2011. 318 с.

Публикации по теме:

«Поиграем с Петрушкой» НОД по двигательной деятельности для 1 младшей группы Задачи: - продолжать обучать выполнять знакомые упражнения на модулях (ходьба по скамейке, пролезание под дугами); - обогащать и разнообразить.

Предметно-игровая среда первой младшей группы для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствованияПредметно-игровая среда первой младшей группы для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования «Предметно-игровая среда 1 младшей группы для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования» (Из опыта работы) Составила.

Игра по развитию речи с элементами двигательной активности «Найди место звука в слове»Игра по развитию речи с элементами двигательной активности «Найди место звука в слове» Ни для кого не секрет, что обучение грамоте в дошкольном возрасте одно из самых трудных направлений в работе. У детей из-за активной умственной.

Оценка результатов детской деятельности-календарь «Мои успехи» (подготовительная группа)Оценка результатов детской деятельности-календарь «Мои успехи» (подготовительная группа) Добыл! Достиг! Добился! Чтоб воздалось стократ, Немало потрудился; Тем слаще результат! Вопрос о том, как оценивать достижения детей,.

Конспект ОД по развитию речи на основе дидактических игр с элементами двигательной активности «В гости к Зимушке-зиме»Конспект ОД по развитию речи на основе дидактических игр с элементами двигательной активности «В гости к Зимушке-зиме» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Закрепить знания детей о зиме. Учить детей словообразованию. Активизировать употребление в речи ранее усвоенных.

Мастер-класс по развитию двигательной активности у детей 3–7 лет с использованием дидактического пособия «Паучок Гоша»Мастер-класс по развитию двигательной активности у детей 3–7 лет с использованием дидактического пособия «Паучок Гоша» Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности воспитателей Задачи: 1. Познакомить участников мастер – класса с опытом работы.

Методическое руководство по двигательной активности детей в самостоятельной деятельности на прогулкеМетодическое руководство по двигательной активности детей в самостоятельной деятельности на прогулке Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку. Наступило долгожданное лето и теперь (если,.

Ширма из полипропиленовых труб для двигательной и игровой деятельности детейШирма из полипропиленовых труб для двигательной и игровой деятельности детей Многофункциональное пособие «Ширма». Данная ширма – пособие лёгкое, переносное. Она изготовлена из полипропиленовых труб. Её можно.

Оценка развивающей среды в группах ДОУ Оценка развивающей среды в группах ДОУ От 0 до 5 баллов Внешний вид помещения, эстетика оформления 0 - Отсутствует единый стиль и эстетика.

Проект «Нестандартное оборудование в двигательной деятельности дошкольников» Проект «Нестандартное оборудование в двигательной деятельности дошкольников» Актуальность проекта Федеральный государственный стандарт.

Автор публикации:
Оценка деятельности ДОО по развитию двигательной одарённости детей
Опубликовано: 28 сентября 2022 в 11:55
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оценка деятельности ДОО по развитию двигательной одарённости детей» (включая файлы) размещена пользователем Денисенко Сергей Владимирович (УИ 3063892) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД