Лучший педагог года

Оценка деятельности ДОО по развитию двигательной одарённости детей

Сергей Денисенко
Оценка деятельности ДОО по развитию двигательной одарённости детей

Под двигательной одаренностью детей понимается сочетание врожденных

антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и

биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида деятельности.

Как же выявить ребёнка, обладающего двигательной одарённостью?

Согласно Федеральной программе «Одаренные дети», при оценке одаренности

ребенка необходимо брать за основу пять основных критериев выделения видов одаренности :

1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

Публикация «Оценка деятельности ДОО по развитию двигательной одарённости детей» размещена в разделах

2. Степень сформированности.

3. Форма проявлений.

4. Широта проявлений в различных видах деятельности.

5. Особенности возрастного развития.

Говоря о видах деятельности ребенка, обычно предполагают пять основных видов

деятельности людей :

— практическую;

— познавательную;

— художественно-эстетическую;

— коммуникативную;

— духовно-ценностную деятельность.

В практической деятельности можно выделить одаренность :

— в ремеслах;

— спортивную;

— организационную.

Типы одаренности (по М. Карне) :

• интеллектуальная одаренность;

• академическая одаренность;

• творческая (креативная) одаренность;

• лидерская (коммуникативная, социальная)одаренность;

• художественная одаренность;

• моторная (двигательная) одаренность.

Дошкольник, одаренность которого проявляется в двигательной сфере, чаще всего:

• увлечен деятельностью, связанной с участием общей и мелкой (кистей рук)

моторики;

• опережает своих сверстников в развитии двигательных навыков;

• имеет хорошую зрительно-моторную координацию (осуществление

координированных движений под контролем зрения);

• с удовольствием участвует в физкультурных занятиях (любит бег, прыжки и т. д.);

• с удовольствием занимается в спортивных секциях;

• обладает большой физической выносливостью.

• постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

• в свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей,

футбол, баскетбол и т. д.).

• энергичен, все время хочет двигаться, спит меньше обычного

• обладает широким диапазоном движений (от медленного к быстрому, от

плавного к резкому).

• обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью,

выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных

навыков.

• смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в них

выигрывает.

• ловко управляется с коньками, лыжами, ракетками, мячами и клюшками

• практически никогда всерьез не устает, если занят любимым дело

Целью психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с

проявлением двигательной одаренности, является создание в дошкольном образовательном

учреждении условий для индивидуального развития способностей. Для этого обеспечивают

привлечение специалистов по физической культуре и спорту разного и узкого профиля;

осуществляют учет особенностей разных свойств темперамента детей в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

На экране представлен поэтапный алгоритм сопровождения двигательно-одаренных

детей, предложенный группой учёных Л. Г. Матвеевой, И. В. Выбойщик, Д. Е. Мякушина, Н. О.

Березина, И. П. Лашнева.

Первый этап работы психолого-педагогического сопровождения – диагностический.

Инструктор по физической культуре и служба психолого-педагогического сопровождения

дошкольного образовательного учреждения, выявляют детей с проявлением двигательной

активности. Инструктор по физической культуре с помощью тестов на определение уровня

физической подготовленности выявляет ведущие физические качества детей. Помогает ему в

этом медицинский работник, определяя тип телосложения по антропометрическим

показателям (рост и вес ребенка). Тем самым появляется информация для сравнительного

анализа показателей физической подготовленности, проявления приоритетных ведущих

физических качеств у детей с их природными задатками.

Второй этап – привлечение родителей. Социальный педагог с помощью

анкетирования выявляет родителей, имеющих спортивное образование, спортивные разряды,

для дальнейшего привлечения их в образовательный процесс физического воспитания и

оздоровления детей дошкольного учреждения. Педагоги и родители должны суметь увидеть

все особенности ребенка, выявленные на данном этапе и определить его способности и

предрасположенность к тому или иному виду спорта.

Третий этап – подготовительный. Он направлен на дальнейшее физическое развитие

и спортивное совершенствование двигательных знаний, умений и навыков детей по

индивидуальному плану для каждого ребенка.

Четвертый этап – развивающий. Данный этап направлен на обеспечение гармонии

личности и интеллекта двигательно-одаренных детей. Этот этап организуется инструктором

по физической культуре совместно с психологом в период подготовки к соревнованиям.

Сущность любого вида спорта заключается в соревновании. Уже в дошкольном

возрасте, детям приходится участвовать в различных соревнованиях и фестивалях.

Соревнования – это важный момент в жизни спортивно одаренных детей, где подводятся

итоги и результаты, что, безусловно, является стрессовым фактором. На практике

приходилось наблюдать такую картину, когда на учебно-тренировочных занятиях дети

выдают отличные результаты, а на соревнованиях – далеко не самые лучшие. Причиной

является психоэмоциональное напряжение, которое возникает в виде сильного волнения,

тревоги или страха. Чтобы сделать из двигательно-одаренных детей спортсменов, нужны

систематические тренировки по развитию их физических качеств. Но, также не менее важны

и психологические качества – целеустремленность, настойчивость, терпение, уверенность в

себе, правильный настрой, концентрация внимания, умение управлять эмоциональным

состоянием.

На этапе подготовки детей к соревнованиям происходит изучение личностно-волевой

сферы детей. Уделяется большое внимание психологической подготовке детей к предстоящим

соревнованиям, выявляются дети тревожные, эмоционально неустойчивые. С этими детьми

психолог проводит специальные занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы. Также

со всеми детьми с проявлением двигательной одаренности одного паспортного возраста,

организуются специальные занятия на сплочение детского коллектива. Это связано с тем, что

в одной команде могут быть дети из разных групп дошкольного образовательного

учреждения, и, оказавшись вместе, они могут испытывать дискомфорт. Новая стрессовая

обстановка в условиях соревнований, новые товарищи могут неблагоприятно повлиять на

успешность детей. Чтобы дети комфортно чувствовали себя в условиях соревнований, чтобы

их ничего не отвлекало, нужно их адаптировать к новой среде.

На пятом этапе происходит осуществление контроля за процессом, качеством и

сроками работы с детьми, проявляющими двигательную одаренность.

Таким образом, для получения положительного результата от работы с двигательно-одаренными детьми, следует учитывать ряд условий, в том числе особенности процесса

обучения, воспитания, тренировки и подготовки к соревнованиям. Главным принципом

работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления

возможностей для предметной творческой деятельности. То есть, необходимо создание

предметно - развивающей среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего,

через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него

результатов.

Список литературы

Баркан А. И. Ребенку хорошо в детском саду. Как этого добиться. М. : Олма Медиа

Групп, 2015. 176 с.

Гальтон Ф. 1996. Наследственность таланта. Законы и последствия. М.

Доман Г. 1996. Гармоничное развитие ребёнка : как развивать умственные и

физические способности ребёнка. М.

Озеров В. П. Формирование психомоторных способностей у школьников. Кишинев:

Лумина, 1989. 112 с.

Петьков В. А., Баранникова Е. А. 2008. Педагогическая поддержка развития личности

дошкольников // Культурная жизнь Юга России. № 2. С. 58-60.

Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные

психологические труды; под ред. М. Г. Ярошевского. М. : Московский психолого-социальный

ин-т; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2009. 638 с.

Фарфель В. С. 1977. Двигательные способности // Теория и практика физической

культуры. № 12. С. 27-29.

Шебеко В. Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами

физической культуры : дис.. докт. пед. наук: 13.00.02. Москва. 2011. 318 с.

Публикации по теме:

«Поиграем с Петрушкой» НОД по двигательной деятельности для 1 младшей группы Задачи: - продолжать обучать выполнять знакомые упражнения на модулях (ходьба по скамейке, пролезание под дугами); - обогащать и разнообразить.

Предметно-игровая среда первой младшей группы для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствованияПредметно-игровая среда первой младшей группы для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования «Предметно-игровая среда 1 младшей группы для активизации двигательной деятельности детей во время их бодрствования» (Из опыта работы) Составила.

Игра по развитию речи с элементами двигательной активности «Найди место звука в слове»Игра по развитию речи с элементами двигательной активности «Найди место звука в слове» Ни для кого не секрет, что обучение грамоте в дошкольном возрасте одно из самых трудных направлений в работе. У детей из-за активной умственной.

Оценка результатов детской деятельности-календарь «Мои успехи» (подготовительная группа)Оценка результатов детской деятельности-календарь «Мои успехи» (подготовительная группа) Добыл! Достиг! Добился! Чтоб воздалось стократ, Немало потрудился; Тем слаще результат! Вопрос о том, как оценивать достижения детей,.

Конспект ОД по развитию речи на основе дидактических игр с элементами двигательной активности «В гости к Зимушке-зиме»Конспект ОД по развитию речи на основе дидактических игр с элементами двигательной активности «В гости к Зимушке-зиме» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Закрепить знания детей о зиме. Учить детей словообразованию. Активизировать употребление в речи ранее усвоенных.

Мастер-класс по развитию двигательной активности у детей 3–7 лет с использованием дидактического пособия «Паучок Гоша»Мастер-класс по развитию двигательной активности у детей 3–7 лет с использованием дидактического пособия «Паучок Гоша» Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности воспитателей Задачи: 1. Познакомить участников мастер – класса с опытом работы.

Методическое руководство по двигательной активности детей в самостоятельной деятельности на прогулкеМетодическое руководство по двигательной активности детей в самостоятельной деятельности на прогулке Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку. Наступило долгожданное лето и теперь (если,.

Ширма из полипропиленовых труб для двигательной и игровой деятельности детейШирма из полипропиленовых труб для двигательной и игровой деятельности детей Многофункциональное пособие «Ширма». Данная ширма – пособие лёгкое, переносное. Она изготовлена из полипропиленовых труб. Её можно.

Оценка развивающей среды в группах ДОУ Оценка развивающей среды в группах ДОУ От 0 до 5 баллов Внешний вид помещения, эстетика оформления 0 - Отсутствует единый стиль и эстетика.

Проект «Нестандартное оборудование в двигательной деятельности дошкольников» Проект «Нестандартное оборудование в двигательной деятельности дошкольников» Актуальность проекта Федеральный государственный стандарт.

Автор публикации:
Оценка деятельности ДОО по развитию двигательной одарённости детей
Опубликовано: 28 сентября 2022 в 11:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД