Наталья Васильева
Оценка динамики познавательно-речевого развития детей в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения ООПДО
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию «Мониторинг динамики освоения общеобразовательной программы «От рождения до школы» по познавательно-речевому направлению в подготовительной группе».
Форму представления результатов мониторинга разработала логопед нашего ДОУ Капустина Татьяна Владимировна – у нее охвачено речевое направление -, а мы наполнили ее содержание из программы «От рождения до школы» образовательной области «Познание».
Публикация «Оценка динамики познавательно-речевого развития детей в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения ООПДО» размещена в разделах
- Мониторинг
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Почему вы считаете, что необходимо вводить количественную оценку умений и навыков детей?
Необходимость разработки мониторинга связана прежде всего с расширением кругозора ребенка под воздействием современного ритма жизни, потока информации.
Введением в действие новых нармативно-правовых документов в системе дошкольного образования.
В первую очередь это связано с реализацией «Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования»
Новые требования к аттестации педагогических кадров в плане представления аналитической справки, по которой оценивается результативность работы педагогов.
Такой мониторинг очень удобен при работе с родителями и коллегами (рабочее совещание) – визуально видна динамика развития каждого ребенка и группы в целом.
Система обработки данных, полученных в результате мониторинга разработана на основе программного обеспечения Microsoft Office Excel и представляет собой таблицу, в которую занесены имя, фамилия ребенка (детей) и разделы для внесения результатов мониторинга, проводимого воспитателями, в соответствиями с требованиями программы.
В данном случае представлен мониторинг познавательно-речевого направления.
Мониторинг проводится в начале и конце года, соответственно каждый раздел таблицы разделен на 2 части – сентябрь и май.
Два последних столбца – «Баллы» и «Процент набранных баллов от максимально возможного количества баллов за период» объединены общим названием «Итог индивидуальный» - работает в режиме автоподсчета, в ходе работы внесение данных в эти ячейки недопустимо.
Оценка развития показателей производится по 6-ти бальной системе.
Мы условно разделили развитие детей на 3 уровня : I низкий, II средний и III высокий.
I низкий уровень – дети, не справляющиеся с заданиями и не набирающие знаний;
II средний уровень – дети, справляющиеся с заданиями, с помощью педагога;
III высокий уровень – дети, справляющиеся с заданиями самостоятельно, их уровень развития соответствует возрастной норме.
За степень сформированности каждого показателя вводятся баллы от 0 до 5- это дает возможность наиболее точно оценить уровень развития каждого показателя, особенно на начальной стадии обследования.
Для нашего мониторинга мы используем следующие методики:
• «Диагностика к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой Красноярск 2009 год
• «Педагогическая диагностика в детском саду» Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. И. Денисова Просвещение 2006 год
• «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу» под редакцией Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой Мозаика –синтез 2011 год
• «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» Н. В. Нижегородцев, В. Д. Шадриков Владос 2001 год
• «Тесты оценки моторики» Н. Озерецкий
• «Диагностика развития ребенка» М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина Паритет 2006 год
В ходе обследования воспитатель фиксирует результаты в виде среднего арифметического балла с учетом правил округления в соответствующем разделе таблицы.
По окончании внесения данных в столбце «Итог индивидуальный» в режиме автоподсчета виден результат в виде баллов (столбец «Баллы») и в виде %(столбец «Процент набранных баллов от максимально возможного количества баллов»)
В нижней части таблицы, в режиме автоподсчета, отражается количество обследуемых детей и общий итог обследования по группе в баллах и процентах.
Эти сведения необходимы, чтобы наглядно представить уровень освоения программы воспитанников группы в данный период времени в виде диаграммы.
Возможности данного мониторинга динамики освоения детьми программы позволяет также визуально оценить и личную динамику развития каждого ребенка в группе в виде диаграммы.
Насколько эти данные достоверны? Могут ли родители сами провести диагностику ребенка?
Да, могут. У нас есть список вопросов, заданий по каждому разделу мониторинга- при желании родитель получает весь необходимый методический инструментарий в электронном виде и может дома провести диагностику своего ребенка
Например, возьмем один из разделов мониторинга по познавательно-речевому направлению-«Диагностика сформированности математических представлений» подраздел «Ориентировка в пространстве»
В чем достоинства мониторинга?
Слайд 9
• Простота и легкость при составлении отчетов – минимум затраченного времени при получении максимума информации, автоподсчет результатов.
• Наглядность динамики результативности – в работе с родителями, самоконтроле воспитателей, при отчетах на рабочих совещаниях в ДОУ.
• Визуализация индивидуальной динамики личностных достижений ребенка при освоении общеобразовательной программы (в течение учебного года или всего периода нахождения в детском саду).
• Достаточно простой методический инструментарий, дающий возможность родителям самостоятельно оценить развитие ребенка.