Маргарита Рубцова
ООД «Башни Нижегородского Кремля»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД «Башни Нижегородского кремля»
Задачи:
1. Познакомить детей с башнями Нижегородского кремля : названиями, историей Коромысловой, Кладовой и Часовой башни.
2. Создавать условия для использования полученных знаний в различных видах деятельности: художественно-эстетической (рисование, макетирование, игровой (создание декораций для сюжетно-ролевых игр) и т. п.
Публикация «ООД „Башни Нижегородского Кремля“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Нижегородский кремль
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
3. Воспитывать любовь и гордость за родной город.
Материалы к занятию:
- Ватман, кисти, краски
- Презентация «Башни Нижегородского Кремля»
- Д/игра «Башни Нижегородского Кремля»
Предварительная работа:
- Беседа «История родного города»;
- Рассматривание альбома «Нижегородский Кремль»;
- Просмотр видео - презентации «Экскурсия по Нижнему Новгороду»
Ход занятия
I.Вводная часть
Педагог:
- Ребята, мы совершили с вами экскурсию по Нижегородскому Кремлю, познакомились со всеми его достопримечательностями, а вот про башни мы ничего не узнали. (Реакция детей).
Педагог:
- Ребята, а мы можем еще раз побывать в Кремле? (Ответы детей). А вы хотите, отправится вновь на экскурсию по Кремлю, узнать много нового о башнях Кремля? (Ответы детей).
Педагог:
- На чем мы можем добраться до Кремля? (Ответы детей).
Педагог:
- Хорошо, полетим на самолете.
Педагог:
- Ребята, представим, что наши руки - это крылья самолета, расправим наши крылья и друг за другом полетим!
Под звук самолета дети перемещаются по групповому помещению, имитируя движение самолета.
II. Основная часть
Дети останавливаются в центре группы.
Педагог:
Вставайте дети вместе вкруг.
Повторяй за мною друг.
Наши глазки мы закроем,
Повернемся мы с тобою.
Посчитаем: Раз, два, три!
Свои глазки разомкни.
Вот и Кремль, посмотри!
На экране появляется слайд 1 с изображением Нижегородского Кремля.
Педагог:
- Ребята, а как мы можем помочь нашим глазкам, чтобы они не уставали и рассмотрели все очень внимательно? (Ответы детей). Конечно, мы сделаем гимнастику для наших глаз.
Дети вместе с педагогом выполняют гимнастику для глаз. Движения повторяются 1 раз по тексту гимнастики.
Педагог:
Раз – налево, раз – направо, (дети смотрят налево, направо)
Три – наверх, четыре – вниз. (дети смотрят наверх, вниз)
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир. (вращают глазами по кругу)
Взгляд направим ближе, дальше, (дети смотрят вдаль)
Тренируя мышцы глаз (дети начинают моргать глазами)
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас! (открывают глаза)
Педагог:
- Какой красивый и необъятный Нижегородский Кремль. Кремль – крепость нашего города. Он стоит на слиянии двух рек. Вы помните их название? (Ответы детей).
На экране появляется слайд 2 с изображением реки Волги и Оки
Педагог:
А вам хочется узнать, как возводился Нижегородский Кремль? (Ответы детей). Педагог:
- Я подготовила для вас игру и называется она «Что? Где? Когда?»
(Реакция детей)
Педагог объясняет правила игры. Игра проводится с помощью сенсорной панели либо с помощью демонстрационного материала.
Правила игры: Во время игры педагог задает вопросы, связанные с городом. Ребенок отвечает и нажимая на изображение на экране (использование сенсорной панели, остается картинка с правильным ответом.
Вопросы для игры:
1. На каком месте был построен кремль? (на Дятловых горах)
2. Кто приказал строить кремль на Дятловых горах? (Князь Юрий Всеволодович)
3. Как вначале выглядел кремль? Из какого материала был построен? (картинка с изображением деревянного Кремля и каменного, дети выбирают)
4. Для чего нужен был кремль древней Руси? (картинка с изображением нападения на Кремль)
Педагог:
- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы викторины, вспомнили кто осовал наш Кремль и какую важную роль он выполнял. Наш кремль очень большой, красивый и крепкий. Вам нравится любоваться им? (Рассуждения детей).
Педагог:
- Посмотрите, как много башен у Кремля. Как же называются эти башни, вы знаете?
(Ответы детей)
Педагог:
- Рассмотрим башни и познакомимся с их историей. Перед нами будет появляться изображение башни, а вы попробуете узнать, какая башня показана на экране.
На экране появляется слайд 3 с изображением Дмитриевской башни
Педагог:
- Первая башня, которую мы сейчас видим Дмитриевская башня. Она является воротами в Кремль. Находится она на площади Минина.
Педагог:
- На самом верху Дмитриевской башни установлен герб Нижнего Новгорода (педагог показывает иллюстрацию герба) и икона князя Юрия Всеволодовича - основателя нашего города на берегах Оки и Волги.
Педагог:
- Ребята, а вы любите загадки? (Ответы детей). Чтобы узнать название башен, я буду задавать загадку и правильный ответ поможет вам угадать ее название.
Педагог задает загадку:
- С названием следующей башни связана одна из самых известных легенд в народе о Нижнем Новгороде. Легенда гласит, будто бы одна девушка отбивалась здесь коромыслом от супостатов (противников, неприятелей). Как же называется эта башня, вы догадались? (Ответы детей)
На экране появляется слайд 4 с изображением Коромысловой башни
Педагог:
- Вы правы, ее название - Коромыслова башня.
Педагог:
- Послушайте, загадку о следующей башне.
Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять (часы).
На экране появляется слайд с 5 изображением Часовой башни.
Педагог:
-Да, дети - это часовая башня.
Над каменной частью башни стоит деревянный сруб. Это часовая изба. Внутри нее находился механизм часов, а снаружи по стенам были прикреплены циферблаты. Отсюда и название. Для того, чтобы завести эти часы раньше приглашали специального человека, которого называли «часовник».
Педагог:
- Дети, а вы можете изобразить часы? (Реакция детей)
Педагог:
- Поиграем вместе? (Ответы детей)
Проведение физкультминутки «А часы идут, идут»
(движения выполняются по тексту)
А часы идут, идут (дети маршируют на месте)
Тик-так, тик – так.
В доме кто умеет так.
Это маятник в часах отбивает каждый такт. (Наклоны в право, в лево)
А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка. (Дети садятся в глубокий присест)
Прокукует птичка время
Снова спрячется за дверью. (Приседания)
Стрелки движутся по кругу не касаются друг друга (круговое вращение туловищем)
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой.
А часы идут, идут (Ходьба на месте).
Иногда лишь отстают (Замедленнее темпа движения)
А бывают, что спешат (Бег на месте)
Словно убежать хотят.
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Остановка движения на месте)
Педагог:
- Ребята, отдохнули? Готовы слушать следующею загадку? (Ответы детей).
На экране появляется слайд 6 с изображением Северной башни.
Педагог:
- Ребята, название следующей башни связано с ее расположением, с одной из сторон света. Что это за башня, вы узнали ее? (Ответы детей)
Педагог:
- Вы правы, ребята, эта башня называется Северная. На месте Северной башни Кремль образует прямой угол. Поэтому раньше башню называли Наугольной, то есть стоящей на углу. Об этой башне из истории дошло до нас предание.
Педагог рассказывает придание:
«Жил в те давние времена нижегородский воевода Хабар Симский. У него было много пушек и пороха. Но не было хороших артиллеристов, воинов, которые умеют метко стрелять. А в те времена в Северной башне томились пленники. Воевода не только отпустил стрельцов из плена, но и наградил их.»
На экране появляется слайд 7 с изображением всех башен.
Педагог:
- Всего в Нижегородском Кремле тринадцать башен. Хотите рассмотреть их внимательнее, а я расскажу вам о них.
На экране появляется слайд 8 с изображением 5 квадратных башен
- В нашем Кремле пять квадратных (Ивановская, Зачатьевская, Георгиевская, Дмитриевская, Никольская) имевших ворота. (Педагог, называя каждую башню, указывает на ее изображение)
На экране появляется слайд 9 с изображением 8 круглых башен
- И еще в Нижегородском Кремле восемь круглых башен. (Борисоглебская, Белая, Часовая, Северная, Тайницкая, Коромыслова, Кладовая, Пороховая). (Педагог, называя каждую башню, указывает на ее изображение)
На экране появляется слайд 10 с изображением всех 13 башен
Педагог:
- Ребята, посмотрите, какие широкие и мощные стены с зубцами связывают все 13 башен. Кремль – крепость нашего города, ни один враг не сможет пробраться. (Рассуждения детей)
Педагог:
- У меня для вас есть очень интересная игра. Ребята, поиграем? (Ответы детей)
Д/игра «Башни Нижегородского кремля»
Педагог объясняет правила игры: игра содержит в себе изображение башни до реконструкции и изображение башни в настоящее время и картинку – символ, с помощью, которой ребенок может вспомнить придание о башне и тем самым назовет ее.
Педагог:
- Ребята, вы молодцы! У вас получилось вспомнить все названия башен и истории о них. Наша экскурсия подходит к концу и нам пора возвращаться. Где же наш самолет?
Дети встают друг за другом, расправляют руки и под звук самолета на носочках бегут друг за другом.
Педагог произносит слова:
- Ты кружись, кружись, кружись,
В группе нашей окажись.
III. Заключительная часть.
Педагог:
- Мы с вами оказались в нашей группе. Ребята, вам понравилась наша прогулка? (Рассуждения детей)
Педагог:
- Вы многое и узнали и многое запомнили о башнях Нижегородского кремля. Кремль настоящее богатство нашего города.
Педагог:
- Ребята, вы можете нарисовать ту башню, которая вам больше всего понравилась и запомнилась (Реакция детей).
Дети приступают к выполнению работ.
ООД «Башни Нижегородского кремля»
Задачи:
1. Познакомить детей с башнями Нижегородского кремля : названиями, историей Коромысловой, Кладовой и Часовой башни.
2. Создавать условия для использования полученных знаний в различных видах деятельности: художественно-эстетической (рисование, макетирование, игровой (создание декораций для сюжетно-ролевых игр) и т. п.
3. Воспитывать любовь и гордость за родной город.
Материалы к занятию:
- Ватман, кисти, краски
- Презентация «Башни Нижегородского Кремля»
- Д/игра «Башни Нижегородского Кремля»
Предварительная работа:
- Беседа «История родного города»;
- Рассматривание альбома «Нижегородский Кремль»;
- Просмотр видео - презентации «Экскурсия по Нижнему Новгороду»
Ход занятия
I.Вводная часть
Педагог:
- Ребята, мы совершили с вами экскурсию по Нижегородскому Кремлю, познакомились со всеми его достопримечательностями, а вот про башни мы ничего не узнали. (Реакция детей).
Педагог:
- Ребята, а мы можем еще раз побывать в Кремле? (Ответы детей). А вы хотите, отправится вновь на экскурсию по Кремлю, узнать много нового о башнях Кремля? (Ответы детей).
Педагог:
- На чем мы можем добраться до Кремля? (Ответы детей).
Педагог:
- Хорошо, полетим на самолете.
Педагог:
- Ребята, представим, что наши руки - это крылья самолета, расправим наши крылья и друг за другом полетим!
Под звук самолета дети перемещаются по групповому помещению, имитируя движение самолета.
II. Основная часть
Дети останавливаются в центре группы.
Педагог:
Вставайте дети вместе вкруг.
Повторяй за мною друг.
Наши глазки мы закроем,
Повернемся мы с тобою.
Посчитаем: Раз, два, три!
Свои глазки разомкни.
Вот и Кремль, посмотри!
На экране появляется слайд 1 с изображением Нижегородского Кремля.
Педагог:
- Ребята, а как мы можем помочь нашим глазкам, чтобы они не уставали и рассмотрели все очень внимательно? (Ответы детей). Конечно, мы сделаем гимнастику для наших глаз.
Дети вместе с педагогом выполняют гимнастику для глаз. Движения повторяются 1 раз по тексту гимнастики.
Педагог:
Раз – налево, раз – направо, (дети смотрят налево, направо)
Три – наверх, четыре – вниз. (дети смотрят наверх, вниз)
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир. (вращают глазами по кругу)
Взгляд направим ближе, дальше, (дети смотрят вдаль)
Тренируя мышцы глаз (дети начинают моргать глазами)
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас! (открывают глаза)
Педагог:
- Какой красивый и необъятный Нижегородский Кремль. Кремль – крепость нашего города. Он стоит на слиянии двух рек. Вы помните их название? (Ответы детей).
На экране появляется слайд 2 с изображением реки Волги и Оки
Педагог:
А вам хочется узнать, как возводился Нижегородский Кремль? (Ответы детей). Педагог:
- Я подготовила для вас игру и называется она «Что? Где? Когда?»
(Реакция детей)
Педагог объясняет правила игры. Игра проводится с помощью сенсорной панели либо с помощью демонстрационного материала.
Правила игры: Во время игры педагог задает вопросы, связанные с городом. Ребенок отвечает и нажимая на изображение на экране (использование сенсорной панели, остается картинка с правильным ответом.
Вопросы для игры:
1. На каком месте был построен кремль? (на Дятловых горах)
2. Кто приказал строить кремль на Дятловых горах? (Князь Юрий Всеволодович)
3. Как вначале выглядел кремль? Из какого материала был построен? (картинка с изображением деревянного Кремля и каменного, дети выбирают)
4. Для чего нужен был кремль древней Руси? (картинка с изображением нападения на Кремль)
Педагог:
- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы викторины, вспомнили кто осовал наш Кремль и какую важную роль он выполнял. Наш кремль очень большой, красивый и крепкий. Вам нравится любоваться им? (Рассуждения детей).
Педагог:
- Посмотрите, как много башен у Кремля. Как же называются эти башни, вы знаете?
(Ответы детей)
Педагог:
- Рассмотрим башни и познакомимся с их историей. Перед нами будет появляться изображение башни, а вы попробуете узнать, какая башня показана на экране.
На экране появляется слайд 3 с изображением Дмитриевской башни
Педагог:
- Первая башня, которую мы сейчас видим Дмитриевская башня. Она является воротами в Кремль. Находится она на площади Минина.
Педагог:
- На самом верху Дмитриевской башни установлен герб Нижнего Новгорода (педагог показывает иллюстрацию герба) и икона князя Юрия Всеволодовича - основателя нашего города на берегах Оки и Волги.
Педагог:
- Ребята, а вы любите загадки? (Ответы детей). Чтобы узнать название башен, я буду задавать загадку и правильный ответ поможет вам угадать ее название.
Педагог задает загадку:
- С названием следующей башни связана одна из самых известных легенд в народе о Нижнем Новгороде. Легенда гласит, будто бы одна девушка отбивалась здесь коромыслом от супостатов (противников, неприятелей). Как же называется эта башня, вы догадались? (Ответы детей)
На экране появляется слайд 4 с изображением Коромысловой башни
Педагог:
- Вы правы, ее название - Коромыслова башня.
Педагог:
- Послушайте, загадку о следующей башне.
Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять (часы).
На экране появляется слайд с 5 изображением Часовой башни.
Педагог:
-Да, дети - это часовая башня.
Над каменной частью башни стоит деревянный сруб. Это часовая изба. Внутри нее находился механизм часов, а снаружи по стенам были прикреплены циферблаты. Отсюда и название. Для того, чтобы завести эти часы раньше приглашали специального человека, которого называли «часовник».
Педагог:
- Дети, а вы можете изобразить часы? (Реакция детей)
Педагог:
- Поиграем вместе? (Ответы детей)
Проведение физкультминутки «А часы идут, идут»
(движения выполняются по тексту)
А часы идут, идут (дети маршируют на месте)
Тик-так, тик – так.
В доме кто умеет так.
Это маятник в часах отбивает каждый такт. (Наклоны в право, в лево)
А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка. (Дети садятся в глубокий присест)
Прокукует птичка время
Снова спрячется за дверью. (Приседания)
Стрелки движутся по кругу не касаются друг друга (круговое вращение туловищем)
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой.
А часы идут, идут (Ходьба на месте).
Иногда лишь отстают (Замедленнее темпа движения)
А бывают, что спешат (Бег на месте)
Словно убежать хотят.
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Остановка движения на месте)
Педагог:
- Ребята, отдохнули? Готовы слушать следующею загадку? (Ответы детей).
На экране появляется слайд 6 с изображением Северной башни.
Педагог:
- Ребята, название следующей башни связано с ее расположением, с одной из сторон света. Что это за башня, вы узнали ее? (Ответы детей)
Педагог:
- Вы правы, ребята, эта башня называется Северная. На месте Северной башни Кремль образует прямой угол. Поэтому раньше башню называли Наугольной, то есть стоящей на углу. Об этой башне из истории дошло до нас предание.
Педагог рассказывает придание:
«Жил в те давние времена нижегородский воевода Хабар Симский. У него было много пушек и пороха. Но не было хороших артиллеристов, воинов, которые умеют метко стрелять. А в те времена в Северной башне томились пленники. Воевода не только отпустил стрельцов из плена, но и наградил их.»
На экране появляется слайд 7 с изображением всех башен.
Педагог:
- Всего в Нижегородском Кремле тринадцать башен. Хотите рассмотреть их внимательнее, а я расскажу вам о них.
На экране появляется слайд 8 с изображением 5 квадратных башен
- В нашем Кремле пять квадратных (Ивановская, Зачатьевская, Георгиевская, Дмитриевская, Никольская) имевших ворота. (Педагог, называя каждую башню, указывает на ее изображение)
На экране появляется слайд 9 с изображением 8 круглых башен
- И еще в Нижегородском Кремле восемь круглых башен. (Борисоглебская, Белая, Часовая, Северная, Тайницкая, Коромыслова, Кладовая, Пороховая). (Педагог, называя каждую башню, указывает на ее изображение)
На экране появляется слайд 10 с изображением всех 13 башен
Педагог:
- Ребята, посмотрите, какие широкие и мощные стены с зубцами связывают все 13 башен. Кремль – крепость нашего города, ни один враг не сможет пробраться. (Рассуждения детей)
Педагог:
- У меня для вас есть очень интересная игра. Ребята, поиграем? (Ответы детей)
Д/игра «Башни Нижегородского кремля»
Педагог объясняет правила игры: игра содержит в себе изображение башни до реконструкции и изображение башни в настоящее время и картинку – символ, с помощью, которой ребенок может вспомнить придание о башне и тем самым назовет ее.
Педагог:
- Ребята, вы молодцы! У вас получилось вспомнить все названия башен и истории о них. Наша экскурсия подходит к концу и нам пора возвращаться. Где же наш самолет?
Дети встают друг за другом, расправляют руки и под звук самолета на носочках бегут друг за другом.
Педагог произносит слова:
- Ты кружись, кружись, кружись,
В группе нашей окажись.
III. Заключительная часть.
Педагог:
- Мы с вами оказались в нашей группе. Ребята, вам понравилась наша прогулка? (Рассуждения детей)
Педагог:
- Вы многое и узнали и многое запомнили о башнях Нижегородского кремля. Кремль настоящее богатство нашего города.
Педагог:
- Ребята, вы можете нарисовать ту башню, которая вам больше всего понравилась и запомнилась (Реакция детей).
Дети приступают к выполнению работ.