Лучший педагог года

Конспект ООД «Путешествие по Дагестану»

Раисат Алиева
Конспект ООД «Путешествие по Дагестану»

ООД путешествие по Дагестану.

Цель: познакомить детей с памятником природы региональное значения «Скала – Мемориал» «Профиль Пушкина». Показать, какие ценные охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае, учить пониманию того, что ухудшение экологических условий сказываются на жизни человека и живой природы, воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Дагестана, побуждать желание побывать в этих местах, беречь и охранять их. Повышение уровня экологических знаний детей. Знакомство с памятником природы. Развитие внимания, воображения, памяти, мышления. Воспитать у детей экологическое сознание через взаимосвязь человека – природы – общества.

Публикация «Конспект ООД „Путешествие по Дагестану“» размещена в разделах

Программное содержание:

Формировать понимание ребенка того, что земля- наш общий дом, а человек – часть природы. Учить, что ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы. Направить внимание детей на знакомство с разными природно-климатическими зонами Земли (пустыня, степь, оазис). Закреплять представления о животном и растительном мире пустыни, об отношении к окружающей среде, о заповедниках правилах поведения в них.

Развивать чувство прекрасного через знакомство детей с природными ландшафтами Дагестана, учить видеть красоту гор, степей, барханов Сары-Кума-как национального достояния.

Учить технике «батик»- рисование по ткани. Закреплять нетрадиционную технику рисования «тампонирование», развивать цветовое восприятие, творческое мышление.

Продолжать формировать монологическую и диалогическую речь, пополнять, караван, бархан, оазис. В работе по развитию связной речи детей использовать краеведческий материал (предварительная экскурсия на песчаную гору Сары-Кум)

Воспитывать у детей экологическое сознание через взаимосвязь и взаимодействие человека- природы – общества.

Предварительная работа:

Экскурсия к скале – мемориалу «Профиль Пушкина», беседа о растительном и животном мире, который окружает скалу – мемориал; беседа о творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина, рассматривание его портрета, слайдов с изображением «Профиля Пушкина».

Развивающая среда:

Иллюстрации с изображением портрета А. С. Пушкина, слайды «Скала – мемориал Профиль Пушкина», Фотографии и иллюстрации растительного и животного мира данного природного памятника, магнитные карточки с изображением леса, луга, водорослей, почвы, гор.

Воспитатель: Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по родному краю. И так начнем. А знаете ли вы, что из себя представляет виртуальное путешествие? Для этого нужен компьютер. Вы все знаете, что это такое. Представим, что перед каждым из вас стоит компьютер. Включили его. На экране проектора появляется заставка Windows. Подключимся к Интернет. Интернет- это всемирная сеть, где есть очень много различной информации. А теперь в режиме on- Line мы отправимся в виртуальное путешествие по родному краю. Заходим на сайт Дагестан. ru/

Воспитатель: Первое наше путешествие будет «Скала – Мемориал» «Профиль Пушкина».

Восп: В республике Дагестан, на территории города Избербаш, расположена Скала – мемориал «Профиль Пушкина». Это неповторимое творение природы – скала в виде профиля поэта.

(показ слайдов)

Дети, эта скала является памятником природы и охраняется государством. На территории памятника природы запрещена хозяйственная деятельность, т. е. нельзя заниматься охотой, строительством, нельзя наносить какой – то вред скале – мемориалу. «Профиль Пушкина строго охраняется, т. к. люди своей неразумной деятельностью, погубившие часть природы, наконец-то опомнились и решили сохранить в нетронутом виде хотя – бы некоторые места на Земле.

Воспитатель: Около скалы «Профиль Пушкина» обитает множество растений, насекомых, животных. Некоторые из них являются редкими и занесены в Красную книгу.

(показ слайдов)

Редкие виды растений: хохлатка таркинская, пушкиния пролесковая, безвременник яркий, касатики остродольный и карликовый, шалфей коровяколистный.

Среди животных встречаются редкие виды летучих мышей: малый подковонос, ночница Наттерера. Довольно богата фауна птиц. Есть и редкие, исчезающие птицы: степная пустельга, змееяд, степной орел, стрепет и другие.

Восп: Дети, не только растения и животные нуждаются в заботе и охране, но и сама скала «Профиль Пушкина» является уникальным творением природы, заслуживающим бережного отношения и сохранения. Что же необходимо знать и делать для сбережения и охраны нашего памятника природы?

Дети: Нужно на дороге, ведущей к памятнику и на вершине, установить специальные щиты, на которых написаны правила поведения в таких местах:

- Нельзя строить в окрестностях памятника никаких обьектов;

- Нельзя ничего взрывать;

- Нельзя добывать полезные ископаемые и строительные материалы;

- Нельзя пасти скот;

- Нельзя бросать мусор и устраивать свалку.

Восп: Правильно, дети! Молодцы!

Дети, вы – наше будущее. Если вы с самого детства будете бережно относиться к природе, то скала «Профиль Пушкина» будет радовать многие поколения.

Аутотренинг (звучит запись «Голоса леса»)

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок,

Я вдыхаю его чистый воздух,

Колышутся травы луга.

Надо мной гордо кружат птицы.

Мне хорошо и приятно.

Я очень рад, что встретился

С удивительным уголком Дагестана.

Я хочу жить в мире с природой!

Дидактическая игра «Посели животных»

Каждый ребенок получает набор магнитных карточек, на которых изображены лес, луг, водоросли, почва, горы. Воспитатель показывает картинки с разными животными и прикрепляет их к магнитной доске, а дети показывают и прикрепляют картинку с изображением места обитания животного.

Воспитатель: Какой еще природный памятник, заповедник находиться недалеко от нашего города?

Воспитатель: А давайте теперь отправимся в виртуальное «Путешествие в пустыню «Сары – Кум»

Дети: песчаная гора Сары – кум. Сары-кум переводиться как «желтый песок».

Восп: Правильно. Как и в Сары – куме, так и около скалы-мемориала растет множество растений, живут много животных, насекомых, занесенных в Красную книгу. Что такое красная книга и зачем она нужна?

Дети: Красная книга – это сигнал опасности. Туда записывают растения и животных, насекомых, которых осталось очень мало в природе, и они близки к исчезновению.

Восп: А ведь растения, животные – это наша природа – бесценна.

Дети:

Если деньги накопить,

Можно многое купить-

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Воспитатель: А есть ли что-нибудь такое, чего нельзя купить? (прочитать следующие строки стих-я, чтобы помочь детям правильно ответить на вопрос)

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

Дети: нужно не только бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать тех, кто относиться к природе плохо, не бережет ее.

Дерево, трава и птица

Не всегда сумеют сами защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Экологический тренинг.

Восп: Дети, представьте себя деревьями (каждый выбирает свое любимое дерево)

Мои корни глубоко взросли в землю.

Мой ствол, мои ветки тянуться к солнцу.

Это деревья в лесу.

Локти согнули, руки встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

Воспитатель: Ребята обратите внимание при въезде к песчаной горе мы видим табличку «Заповедник» Что это?

Дети: Это место, где нельзя рвать растения, убивать животных…

Воспитатель: Чтобы быть точными и правильно ответить на этот вопрос – давайте заглянем в словарь. Читаю: «заповедник» - это заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. Дети, у нас в Дагестане много заповедников, наш край богат красивыми, живописными местами, которые нужно охранять, чтобы сберечь для будущих поколений.

Посмотрите на эту карту.

(Воспитатель показывает физическую карту Дагестана.) На ней отмечены заповедники: Самурский лес, Дагестанский Сары-Кум и др.

Воспитатель: А почему песчаную гору Сары-Кум сделали заповедником?

Дети: Потому, что раньше оттуда вывозили песок целыми машинами и использовали для строительства дорог…

Дети: Если бы все вывозили песок с Сары-Кума, она могла совсем исчезнуть.

Воспитатель: Правильно, это хорошо, что люди задумались над этим и взяли Сары-Кум под свою защиту, ведь это – наше национальное достояние, это такая красота! Сары-Кум известен во все мире.

Воспитатель: Вот мы и приехали на Сары-Кум, сразу оказались среди песка?

Дети: Нет, сначала нам встречались деревья и кустарники. Там растут: тополь, акация, ива. Потом деревьев и кустов стало меньше, были видны маленькие растения; ковыль, шелковица, полынь…

Давайте посмотрим на увеличенную фотографию, вот мы среди травы, а позади нас виднеется сама песчаная гора.

Восп: Что было дальше?

Дети: Мы вскарабкались на небольшую гору и увидели много песка, море песка! Песок был такой мягкий, нежный.

Восп: Смотрим на фотографию. Что еще интересного там было?

Дети: Мы еще видели там ящерицу, она была маленькая и желтая, удивленно смотрело на нас.

Восп: А почему она была желтая?

Дети: Чтобы ее не было видно на песке.

Восп: А какие еще животные там живут?

Дети: Ящерицы, разные змеи: Ужи, гадюки, скорпионы.

Еще мы видели ящерицу, она была зеленой, так как она жила среди зеленой травы

Восп: Дети, вам понравилось экскурсия? Мне тоже.

Дети, Сары – Кум – маленькая дагестанская пустыня. На нашей планете много пустынь, больших и маленьких. Мы живем с вами у Каспийского моря, а на противоположном берегу находиться страна Туркмения, где есть пустыня Кара-Кум. Хотите узнать о пустыне Кара-Кум?

Дети: Да!

Восп: Эта пустыня находиться далеко отсюда, и чтобы быстрее до нее добраться, воспользуемся волшебным транспортом.

(Дети встают и подходят к ковру, расстеленному посреди зала)

Восп: Это ковер обыкновенный, а чтобы он превратился в ковер самолет нужно волшебное заклинание: «Сим-салабим, аха-лай-махалай!» Все! Теперь можно садиться и летать. Возьмитесь за руки и закройте глаза, а то от высоты закружиться голова.

(Выключает свет прожектор направляется на экран.)

Восп: Ну, прилетели, посадка мягкая! А теперь посмотрите на волшебный экран, он покажет нам пустыню Кара-Кум. Волшебный он потому, что все мои слова он превращает в рисунок.

(Дети садятся поудобнее перед экраном)

Восп: Пустыня – это желтое и голубое. Песок и небо. Кара – Кум переводиться, как «черный песок», но не потому, что там песок черного цвета» Кара-Кум называется так из-за песчаных бурь, от которых вокруг становиться черно.

Восп: В пустыне дают горячие ветры, годами не бывает дождей. Как вы думайте, смогут в таком месте жить растения?

Дети: Наверное, нет;

Восп: Оказываются, могут. Растут в пустыне низкие растения, с маленькими листочками. Как же они обходятся без воды?

(Изображение на экране)

Дети: У этих растений очень длинные корни, Чтобы достать воду, которая находиться глубоко под землей.

Восп: Кажется, что в пустыне не может быть животных. Но посмотрите, что за чудеса! Прямо на нас, медленно, с высочайшим чувством собственного достоинства движется высокое животное с большим горбом на спине. Кто это?

(Появляется изображения верблюда)

Дети: Верблюд!

Восп: Верблюда называют «Кораблем пустыни». Почему, как вы думаете?

Дети: Движения его такие плавные, как у корабля. Верблюды, как корабли перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные.

Восп: Почему же ему не жарко в пустыне?

Дети: У верблюда густая шерсть, которая защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей.

Восп: Дети, песок такой горячий, что обжигает ноги. Чем они защищены у верблюда?

Дети: Копытами. На ногах у него толстые мозоли. Они широкие, чтобы «корабль пустыни» не проваливался в песок.

Людей от жары и песчаного ветра защищают белые плотные одежды. Они заматываются в них с ног до головы, чтобы не пропускать тепло с улицы к телу человека.

(Изображение на экране).

Перед тем, как отправиться в путь, хозяин дает верблюду много воды и еды. В горбу у верблюда накапливается жир и вода, которые он будет расходовать в переходах по пустыне. Если сравнить пустыню Кара-Кум и нашу гору Сары – кум, чем они похожи?

Дети: Там много песка, растения маленькие с длинными корнями, и там и тут живут ящерицы и змеи.

Восп: А какое отличие вы заметили?

Дети: В пустыне Кара-Кум очень жарко, а на Сар-Куме жарко только летом.

Дети: На Сары-Куме не живут верблюды, а в пустыне Кара-Кум без них не могут обойтись люди, верблюды их помощники.

Восп: Что-то мне стало жарко. Слышите? Что это? (Шум воды)

Дети: Вода! Вода!

Воспитатель: Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. И вдруг перед нами появляется небольшое озеро. Это оазис! Отдохнем, поиграем с водой!

(Физкультминутка «Оазис»)

Большой прямоугольный материал голубого цвета держат по углам и синхронно поднимают вверх. Легкая ткань поднимается, как купол. Дети бегают под ней, имитируя движения купания, брызгания водой.

Восп: Понравилось вам в оазисе? Освежились?

Дети: Да!

(Воспитатель постепенно подводит детей к раме с натянутым шелком).

Восп: Дети, помните дагестанскую сказку «Верблюд и лиса»?

Дети: Да. Там лиса хотела обмануть верблюда и выгнать его с кусочка земли.

Восп: Мне стало любопытно, откуда в Дагестанкой сказке верблюд, ведь они живут далеко отсюда. Оказывается, давным-давно, через Дагестан проходил «Шелковый путь», по которому караваны верблюдов перевозили много товаров из Китая, Индия в других стран. Этот «Шелковый путь» проходить и через Дагестанский город Дербент.

Представьте, что эта шелковая материя – наш «Шелковый путь», по которому идет караван. Мы уже с вами в группе нарисовали верблюдов, пустыню. Теперь нам нужно оживить нашу картину, а сделаем мы это с помощью красок.

(Детям раздают небольшие емкости с краской и деревянными палочками с поролоном на конце для закрашивания. Под музыку дети начинают закрашивать. При завершении работы в зале появляется гость, жители пустыни с верблюдом.)

Восп: Дети! А у нас гость! Здравствуйте!

Гость: Здравствуйте дети!

Восп: Может, это чудо и наша картина ожила?

Гость: Я приехал из пустыни Кара-Кум, зовут меня Оман ибн Курбан

Восп: Что тебя привело так далеко?

Гость: Мои предки были купцами и возили товары по «Шелковому пути». Вот я и решил пойти по следам караванов, чтобы знать историю своей родины и семьи. Я узнал очень много интересного!

Восп: А мы как раз рисовали на шелке, и получился как будто «Шелковый путь».

Гость: Ах, как красиво! Молодцы! А что вы еще сегодня узнали?

Дети: Мы вспомнили экскурсию на Сары-Кум, узнали, что такое заповедник, что природу нужно беречь, потому, что-это наше национальное достояние.

Дети: Еще мы узнали, о пустыне Кара-Кум, узнали о растениях и животных, которые там живут. Рисовали верблюдов, они помогают людям в пустыне.

Гость: Молодцы! Хотя мы и живем с вами в разных местах, вы в Дагестане, я в Туркмении, у нас есть много общего! ВЫ любите свой Дагестан – а я пустыню Кара-Кум! Вы хотите сохранить и сберечь природу – и я тоже.

Вообще-то мы живем на одной планете! Земля – наш общий дом, а животные и растения наши друзья! Так что давайте жить дружно!

Дети: Давайте!

Гость: Я привез вам гостиницы – это конфеты под названием «Кара-Кум»

(Дети с гостинцами, гость с верблюдом под музыку выходят из зала)

Гость: Мне пора, дети!

Воспитатель: Давайте его проводим!

Публикации по теме:

Интегрированное занятие-путешествие по познавательному развитию «Виртуальное путешествие по России» в старшей группе Интегрированное занятие – путешествие по познавательному развитию в старшей группе Тема: "Виртуальное путешествие по России» Цель: формирование.

Конспект игра-путешествие «Путешествие в страну Королевы чистоты» Игра-путешествие «Путешествие в страну Королевы чистоты» Воспитатель 1 КК Улевич Е. В. Цель: воспитывать у детей внимательное отношение к.

Конспект НОД «Путешествие в деревню» ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о домашних животных. Задачи: закреплять знания о дом. животных, звуках, которые они издают. Развивать мелкую.

Конспект НОД «Радужное путешествие» Открытая итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе "Радужное путешествие" Цель: Закрепление ранее изученного материала. Задачи:.

«Путешествие в подводное царство-государство». Конспект НОД в средней группе в рамках проекта «Путешествие по земному шару» Цель: Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной.

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Экскурсия по Дагестану» Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно прикладным искусством Дагестана: ковроткачеством, ювелирными изделиями, унцукульской насечкой.

Конспект ОД «Путешествие на паровозе» Организационная деятельность по сенсорному развитию в средней группе на тему: «Путешествие на паровозе» Подготовила: воспитатель 1кв. категории.

Конспект занятия «Путешествие на Крайний Север» в рамках проекта «Путешествие по земному шару» в средней группеКонспект занятия «Путешествие на Крайний Север» в рамках проекта «Путешествие по земному шару» в средней группе Цель: - дать детям первоначальное представление о животных Севера. Продолжить знакомить детей с творческим процессом рисования, с новым.

Конспект НОД «Путешествие в космос» .

Занятие «Путешествие по Дагестану» в старшей группе Занятие “Путешествие по Дагестану” Цель: Познакомить детей с традиционным народным промыслом воспитывать интерес и уважение к людям, их.

Автор публикации:
Конспект ООД «Путешествие по Дагестану»
Опубликовано: 19 ноября 2019 в 15:05
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД