ОД «Традиции и быт русского народа» в средней группе

Першина Татьяна Васильевна
ОД «Традиции и быт русского народа» в средней группе

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.).

-обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).

-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

Оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением избы, макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, забор, старинная посуда, прялка и др.).

Ход НОД

(Звучит русская народная песня «Светит месяц» в записи, дети и воспитатель в русских народных костюмах входят в зал)

Воспитатель:

Стоит в Спасском теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем –

Сказку в гости позовем

Слушай тихо и гляди…

Сказка, в гости приходи!

(Вбегает девочка громка плачет)

Девочка: Не хочу, не буду (топает ногами, закрывает лицо руками)

Дети:

Что ты плачешь, рёвушка,

Рёвушка-коровушка?

На тебе от сырости

Плесень может вырасти.

Девочка: Ой! Вы кто?

Воспитатель: Я мама, а это все мои дети.

Девочка: Так много, а я у мамы одна. А как же вы с ними справляетесь, когда они не слушаются.

Воспитатель: А у меня все детки послушные, во всем мне помогают, все дела по дому делают. Вот у них и нет времени капризничать.

Девочка: А это что ваш дом?

Воспитатель: Как дети у нас дом называю? (избой) А самую большую комнату – горницей?

Девочка: А у нас залом или спальней. Как я сюда попала? Я домой хочу, к маме.

Воспитатель: Говорили мне бабушки, что придет время, и люди будут короткие юбки носить, так ты, наверное, из будущего. Как тебя зовут (Варя, поживи пока у нас, будешь нашим гостем, а мы потом что-нибудь придумаем, как тебя домой отправить.

Милости просим к нам в избу! Проходи, присаживайся поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживают возле печи, а непрошеных возле порога.

Горница у нас небольшая

Да красивая какая!

На убранство погляди.

Иди Полина про печь нам расскажи!

Полина Ш.

У хозяев гордость – печь!

Поведу о ней я речь!

Все готовится в печи

И хлеба, и калачи,

Каши и картошка

И баранья ножка!

Воспитатель: А чтобы все это приготовить, надо сначала дров нарубить.

Физминутка:

За дровами мы идём

И пилу с собой несём,

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки!

Воспитатель: «Делу- время, потехе-час», дров мы нарубили можно, дети, и повеселиться.

Танец «Детская кадриль «Соловушка».

(Дети садятся на лавки).

Воспитатель: Ну, как, Варя, согрелась у печки. Печь – это символ добродетели и тепла. Дети, скажите Варе зачем нам печь? (Печь кормит семью, согревает дом, на ней спят младшие детки и старики, сушат одежду.)

Посмотри, Варя, все в избе сделано из дерева или глины.

Рядом с лавками стоит сундук, украшенный разными узорами. В сундуке храним одежду, которую сами сшили и вышили. Сейчас мы и гостью нашу нарядим. (надевают девочке сарафан). На лавках и сундуках мы спим, ведь не всем хватает места на печи.

Ну, ребята выходите

всё в избе нам покажите.

Дети читают стихи и показывают домашнюю утварь:

Алиса

У печи стоят важно,

Как стойкие солдаты.

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.

(воспитатель достает ухватом чугунок из печки и ставит на стол)

Ваня О.

Вот старинные кувшины,

Сделаны они из глины.

Варим в них пищу на целый день,

Кушай кашу кому не лень.

Таня

Вы в деревне не кричите,

Холодильник не ищите,

Потому что молоко

Не на ферме далеко

И не в ведре в коровнике,

А здесь, на подоконнике.

Не в кружке, не в ковше,

А просто в кувшине.

Вика Г.

Перед вами утюг,

Бабушкин старинный друг.

Греется он на углях,

И живет во всех дворах.

Эвелина

Ты помощница моя,

Прялочка, родная.

Напрядешь ты пряжи мне,

Что не видно края.

Воспитатель: Спасибо, дети.

Девочка: А зачем вам такой длинный стол?

Воспитатель: Стол – это место семейной трапезы. Семья собирается вокруг стола, показывая свое единство.

Даниил А.

У него четыре ножки,

На коня похож немножко,

Но не скачет никуда.

И тарелки, чашки, ложки,

И прекрасная еда

На его спине широкой

Разместились без труда.

Воспитатель: Стол ещё называют «Божья ладонь». Что нельзя делать со столом? (бить, влезать на него детям, садиться.)

Ваня Б.

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Воспитатель: Любим мы чаёвничать - чай из самовара попить.

Даниил Г. (держит в руках каравай)

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Воспитатель: Дети что такое рушник? (полотенце)

Матвей Ш.

Напекли мы для гостей

Много разных сладостей

Тары – бары – растабары

Выпьем чай из самовара.

Песня «Приходите в гости к нам».

Воспитатель:

Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёней погляжу.

Загадки:

1. Выпускает жаркий пар

Древний чайник (самовар).

2. Чугунок очень рад,

Что его схватил (ухват)

3. Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (чугунок).

4. Надо для стирки,

Может и для купания.

Посудина странное

Имеет название.

Не знаю, кем это

Название открыто,

Но эта посудина

Просто (корыто)

5. Воду он носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит ведра (коромысло).

6. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

Воспитатель: Ой, дети, я вспомнила волшебную игру, которая поможет Варе вернуться домой, становитесь в круг, а Варя в середину.

Игра "Карусели"

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

А теперь за мной, за мной

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Все скорей за мной ушли.

Открывай Варя глаза,

Сказки кончиться пора.

(дети уходят, девочка открывает глаза и видит, что она в детском саду, подбегает к помощнику воспитателя)

Помощник воспитателя: Варя какая ты нарядная, где же ты была? (девочка рассказывает).

Полина Ш.

У хозяев гордость – печь!

Поведу о ней я речь!

Все готовится в печи

И хлеба, и калачи,

Каши и картошка

И баранья ножка!

Алиса

У печи стоят важно,

Как стойкие солдаты.

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.

Ваня О.

Вот старинные кувшины,

Сделаны они из глины.

Варим в них пищу на целый день,

Кушай кашу кому не лень.

Таня

Вы в деревне не кричите,

Холодильник не ищите,

Потому что молоко

Не на ферме далеко

И не в ведре в коровнике,

А здесь, на подоконнике.

Не в кружке, не в ковше,

А просто в кувшине.

Вика Г.

Перед вами утюг,

Бабушкин старинный друг.

Греется он на углях,

И живет во всех дворах.

Эвелина

Ты помощница моя,

Прялочка, родная.

Напрядешь ты пряжи мне,

Что не видно края.

Даниил А.

У него четыре ножки,

На коня похож немножко,

Но не скачет никуда.

И тарелки, чашки, ложки,

И прекрасная еда

На его спине широкой

Разместились без труда.

Ваня Б.

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Даниил Г. (держит в руках каравай)

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Матвей Ш.

Напекли мы для гостей

Много разных сладостей

Тары – бары – растабары

Выпьем чай из самовара.

Публикации по теме:

Традиции русского народа как средство изучения русского языка с детьми дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Дамырак» Доклад на тему: Традиции русского народа как средство.

Сценарий «Детский сад для родителей». Работа совместно с родителями по проекту «Культура и быт русского народа»Сценарий «Детский сад для родителей». Работа совместно с родителями по проекту «Культура и быт русского народа» Екатерина Лаврентьевна Глубоковских Конспект «Детский сад для родителей». Работа совместно с родителями по проекту: «Культура и быт русского.

Конспект «Детский сад для родителей». Работа совместно с родителями по проекту: «Культура и быт русского народа»Конспект «Детский сад для родителей». Работа совместно с родителями по проекту: «Культура и быт русского народа» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

Конспект итогового мероприятия по проекту «Культура и быт русского народа» в старшей группе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

Конспект итогового мероприятия по проекту «Культура и быт русского народа» в старшей группе с презентацией Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств».

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Культура и быт русского народа в старину» Цель: Формировать представления о традициях русского народа: трудится, весело отдыхать, всё делать своими руками. Задачи Учить детей делать.

Конспект занятия в старшей группе «Народная культура и традиции русского народа» Конспект открытого занятия в старшей группе. Тема: «Народная культура и традиции русского народа. Подготовили музыкальный руководитель Медведева.

Занятие-развлечение в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»Занятие-развлечение в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа» Занятие- развлечение в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа» Выполнила: Воспитатель первой категории Капустина.

Проект «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и обряды в жизни русского народа» МАДОУ № 16 Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Традиции и обряды в жизни русского народа» Провела воспитатель Журкина.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
ОД «Традиции и быт русского народа» в средней группе
Опубликовано: 7 февраля 2018 в 19:19
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 января. День осведомленности о пингвинах

Красавцам в черных смокингах, обитающим во льдах Антарктиды, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с пингвинами и увлечь...

20 января. День лево-право на МААМ

В стародавние времена солдат-новобранцев учили понимать, где лево, а где право, привязывая к их ногам по пучку сена и соломы. У нас задача ещё сложнее: современные дети не знают отличий и сена от соломы...

Детский мастер-класс по объёмной аппликации с использованием крупы и соли «Заюшкина...
Данный мастер-класс будет интересен педагогам, творческим людям, детям дошкольного возраста. Назначение : украшение групповой комнаты, иллюстрация к...
Спортивное развлечение «Потерянные новогодние игрушки» для детей младшего возраста
Цель: Создать праздничное настроение у детей, закрепить умения и навыки, приобретенные на НОД по физкультуре, вызвать радостное эмоциональное состояние...
Участие в создании образовательной среды на территории детского сада
Я, как педагог, занимаю активную жизненную гражданскую позицию, являюсь участником творческой группы по созданию образовательной среды на территории детского...