АЖИЙ МАГОМЕДОВА
Одарённые дети
▼ Скачать + Заказать документы
Детская одарённость.
Что же такое «одарённость» и как она проявляется в совсем маленьком ребёнке. Наиболее частое проявление одарённости –это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность. («Она всё замечает!», ненасытное любопытство( «Куда он только не влезет») и отличная память. («Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет») Одарённость многогранна, в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами:
- опережающим развитием познания
- психологическим развитием
- физическими данными
Публикация «Одарённые дети» размещена в разделах
- опережающее познавательное развитие
1) Одарённые дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно опытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
2) Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием.
3) Большой словарный запас.
4) Некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычисления и логики.
5) В раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.
6) Для них характерны преувеличенные страхи.
7) Нередко у них возникают трудности в общении со сверстниками.
- физические характеристики:
1) Одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.
2) Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.
3) Зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто не стабильно.
«Моему сыну сейчас 3 года и 3 месяца. В шесть месяцев Саша осознанно произносил «мама», «папа», «на», «дай». В один год и восемь месяцев мы стали брать из детской библиотеки книги. Сейчас Саша неплохо читает, знает сложение и вычитание, таблицу умножения. К 2 годам уже знал таблицу – названия дней недели и месяцев. А как может пойти его развитие в дальнейшем?
Подобные вопросы не редкость. Действительно, не столь уж редко детские способности проявляются чрезвычайно рано, что свидетельствуют о явном опережении всех общепринятых норм. Естественно, столь рано проявившиеся способности привлекают внимание родителей и окружающих, рождают надежду на будущие таланты ребёнка и заставляют искать новые, особенные методы воспитания и обучения маленького вундеркинда.
Как складывается в дальнейшем судьба вундеркиндов? По - разному бывает, что блеск ранних достижений оказывается временным и не подтверждается дальнейшими успехами. Но вместе с тем история мировой культуры знает немало вундеркиндов, ставших впоследствии великими людьми. Гюго, который в 15 лет получил похвалу академии наук Франции. Вундеркиндами в свои годы были Грибоедов и Мечников.
В раннем возрасте могут заявить о себе не только специальные таланты в области искусства, но и общие умственные способности. Дети, рано обнаружившие способности к наукам, пользуется общественным вниманием: открытые школы с различными специализациями, ежегодно проводятся олимпиады по разным предметам, с целью выявления наиболее одарённых детей в той или иной области науки. Однако такая специализация способностей происходит лишь в школьном возрасте.
У дошкольников – общая умственная одарённость, которая проявляется в самых разных областях и позволяет ребёнку, наделенному ею, значительно опередить своих сверстников.
В чём же проявляется эта общая способность и что объединяет всех одарённых детей?
Наиболее чётко выраженной общей чертой всех одарённых детей является особая обострённая потребность в деятельности, в умственном напряжении.
Ушинский К. Д. писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребёнок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельность», а её разнообразием или односторонностью».
Однако наблюдая за детьми, нетрудно заметить, что индивидуальные различия в склонности к умственному напряжению чрезвычайно велики:
Одни дети не могут прожить и часа, чтобы не задавать взрослым новый вопрос и не решить очередную «проблему», другим достаточно лишь играть и бегать. И рано выделяются именно те дети, которым присуща тяга к умственному усилию. Как показал психолог Лейтесь, специально исследовавший детей с умственной одарённостью, неустанная тяга к знаниям, умственное трудолюбие, несомненно, является одним из важнейших факторов одарённости.
Успехи вундеркинда вызваны значительным опережением средних темпов возрастного развития. Но темп развития может изменяется бывает, что ускоренное развитие может измениться,в раннем детстве сменяется нормальным и бывший вундеркинд по своим способностям сравнивается со сверстниками.
Ранние проявления одарённости могут сказаться значимыми для дальнейших умственных достижений. Однако меру этого значения и уровень будущих способностей предсказать очень трудно, поэтому не стоит фиксировать внимание ребёнка (как впрочем и родительское внимание) на его выдающихся способностях. Кроме того, слишком высокая самооценка и завышенный уровень притязаний, которые складываются у вундеркинда под влиянием ранних успехов, могут впоследствии оказаться и серьёзной помехой в жизненном самоопределении. Опережение ребёнком своего «умственного возраста» может стать условием особого расцвета способностей (хотя бы и временного) лишь в тех случаях, когда при этом сохраняются и развиваются все достоинства пройденного возрастного периода. Самый благоприятный путь развития заключается не в том, чтобы ребёнок максимально быстро прошёл все возрастные периоды и как можно скорее стал маленьким взрослым, а в том, чтобы ребёнок максимально быстро прошёл все возрастные периоды и как можно скорее стал маленьким взрослым, а в том, чтобы ребёнок наиболее полно прожил каждый возраст, чтобы он освоил и воплотил все характерные черты, все достоинства каждого возраста. Ведь помимо уровня умственного развития каждый возраст имеет другие неповторимые особенности, чрезвычайно важные для становления личности.
Ребёнок дошкольного возраста даже если он умеет печатать на машинке и знаком с основанием математики, должен оставаться дошкольником - любить играть фантазировать, рассказывать сказки, бегать со сверстниками, сохранять доверчивость и непосредственность этого возраста, а не превращаться в маленького «мудрого старичка»
Именно гармоничность развития, сохранение всех преимуществ детства, а не преждевременный уход преимущественно в сферу умственных упражнений может явиться залогом проявления истинных способностей.