Лариса Юрьевна Бойко
Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Введение.
2. Актуальность.
3. Задачи сенсорной зоны.
4. Организация сенсорной зоны.
5. Тренажеры для глаз.
6. Заключение
7. Литература
1. Введение.
Публикация «Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июль 2016
В нашем детском саду работают четыре группы для детей с
нарушением зрения. Наиболее часто встречающееся
заболевания у наших воспитанников это — гиперметропия,
миопия, амблиопия, астигматизм и различные виды
косоглазия.
В наших группах создана соответствующая предметно
развивающая среда. То есть такие условия, чтобы задачи
коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной
работы были взаимосвязаны.
2. Актуальность создания сенсорных зон.
1. Необходимость интеграции слабовидящих детей в социальную среду, возможность обучать в общеобразовательной школе.
2. Повышение лечебно-восстановительной работы детей с
нарушением зрения с учётом их особенностей в зависимости от
заболевания, снятие зрительной утомляемости.
3. Возможность детей работать самостоятельно с сенсорным материалом в предметно-развивающей среде, самостоятельно определять во что играть, творчески решать разные проблемы.
3. Задачи сенсорной зоны.
Сенсомоторная зона предназначен главным образом:
-для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
-развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
-снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей
-создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
-активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
-повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
4. Организация сенсорной зоны.
При организации сенсорной зоны в первую очередь необходимо выбрать место расположения в групповой комнате. Оно должно быть удобным для доступа детей. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для зоны. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка. Сенсорная зона должна содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия. Сенсорная зона используется в воспитательно-образовательном процессе, как организованных занятиях воспитателей, так и в самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.
Подобраны дидактические игры и игрушки для развития сенсорного восприятия дошкольников.
1. Мягкие игровые модули
2. Мягкий конструктор «Петушок» и другие
3. «Пирамидки, логический прямоугольник.»
4. «Цвет и форма»
5. «Подбери фигуру»
6. «Цветик - семицветик»
7. «Геометрические игры»
8. «Форма»
9. «Величина»
10. «Контуры».
11. «Разрезные картинки»
12. Кубики «Собери картинку»
13. Панно «Ковро граф» со съемным материалом
14. «Веселые прищепки»
15. «Помоги ёжику приготовиться к зиме». Кнопки
16. «Геоконт» или «разноцветны паутинки».
17. Природный материал для сортировки и аппликаций, выкладывание по контуру (шишки, камушки, желуди, каштаны, ракушки, фасоль)
18. Природный материал для сортировки и аппликаций, выкладывание по контуру (рис, чечевица, гречка, косточки яблок, мандарин, горох)
19. «Собери бусы из бисера»
20. «Мозаика»
21. «Цветные пробки»
22. «Логические блоки Дьенеша»
23. «Цветные счетные палочки Кюизенера»
24. «Кубики Никитина»
25. Игры вкладыши
26. Массажные мячи разные по размеру, поверхности, упругости.
27. Работа с тканью
28. Работа с иголкой и ниткой
29. Трафареты и обводки
30. Обводки рисунка через кальку
31. Дорожки и лабиринты
32. Локализация по точкам
5. Тренажеры для глаз.
В нашей группе, созданы условия для проведения упражнений для глаз, имеются специальные тренажеры.
Работа с офтальмо - тренажерами по методики В. Ф. Базарного
Зрительные ориентиры находятся на стене, полу, потолке.
Дети овладевают приемами и упражнениями для укрепления глазных мышц и развития остроты зрения. Этому способствует использование разного рода траекторий, по которым дети прослеживают глазами. Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации; прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные.
Упражнения со зрительными стимулами.
На конце указки прикрепляем яркий предмет (машинка, ёжик, бабочка, божья коровка и т. д.) и обращаем внимание на то, что бы дети соблюдали следующего правила: работают глаза, голова неподвижна. Показ предмета осуществляется в медленном темпе. Зрительный стимул находится чуть выше уровня глаз впереди стоящих или сидящих детей. Упражнение можно сопровождать стихами.
6. Заключение
Представленные сенсорные зоны направлены не только на сенсомоторное развитие ребёнка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности. На основе использования наших игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развивается наблюдательность, внимание, память, воображение, расширяется словарный запас. Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.
7. Литература
1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: М. : «БУК-МАСТЕР», 1993.
2. Малева З. П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто – ортоптическому лечению. – М: Издательство Парадигма, 2009г.
3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей.
М. : «Просвещение».
4Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры.
Под ред. Е. Н. Подколзиной М. : Город Детства 2006г
5. Л. А. Венгер., Э. Г. Пилюгина., Н. Б. Венгер. Воспитание сенсорной
культуры ребёнка от рождения до 6 лет. : М. : Просвещение 1988г.