Галья Бондарева
Развитие физических качеств дошкольников в процессе организации подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта инновационной педагогической деятельности
Одно из важных направлений образовательной работы по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования является физическое развитие.
Физические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Их развитие и совершенствование осуществляются разными путями. Но, конечно, эти движения эффективнее усваиваются детьми в игре.
Публикация «Развитие физических качеств дошкольников в процессе организации подвижных игр» размещена в разделах
В научной и методической литературе подвижная игра определяется как сложная эмоциональная деятельность детей, которая:
•активизирует дыхание, кровообращение, обменные процессы;
•совершенствует движения, развивает их координацию;
•формирует быстроту, силу, выносливость;
•учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации;
•учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям;
•формирует личностные качества (честность, справедливость,
дисциплинированность);
•учит дружить, сопереживать, помогать друг другу;
•развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией
Анализ изученной литературы, методических материалов по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и организации этого процесса в группе, определили выбор направления моей деятельности – развитие физических качеств у детей именно через организацию подвижных игр.
Цель педагогического опыта: найти пути совершенствования физических качеств у детей в процессе организации подвижных игр.
На основе результатов мониторинга, общих задач физического воспитания поставила следующие задачи:
•формировать и развивать у детей движения, способствующие развитию физических качеств через подвижную игру;
•обогащать двигательный опыт детей за счёт подвижных игр;
•развивать у детей интерес к подвижным играм;
•содействовать охране и укреплению здоровья детей, повышать функциональные возможности детского организма через подвижную игру.
Свою работу я строю на основе следующих принципов:
Целенаправленную работу по развитию физических качеств в процессе физического воспитания детей на основе применения подвижных игр
Мною был проведен мониторинг уровня физических качеств с учетом показателей здоровья с целью - определить уровень сформированности физических качеств у детей в группе.
Для того, чтобы определить исходный уровень сформированности физических качеств были использованы тесты и подвижные игры, в процессе выполнения которых я оценивала уровень сформированности физических качеств каждого ребенка, руководствуясь знаниями и умениями, которыми должен владеть ребенок дошкольного возраста. Показатели физических качеств определялись по трем уровням: сформирован, в стадии формирования, не сформирован.
При организации подвижных игр использую разнообразные методы и приемы:
СЛОВЕСНЫЕ:
•Объяснение
Правил подвижной игры
•Уточнение правил у детей
•Стихи, считалки, загадки
ПРАКТИЧЕСКИЕ:
•Предоставление детям возможности творческого решения возникающих задач,
проявление самостоятельности, находчивости в выборе способа действия
НАГЛЯДНЫЕ:
•Рисунки
•Фотографии
•Зрительные ориентиры,
•Звуковые сигналы
Вначале учебного года работу начала с подбора подвижных игр. Изучила большое количество методических разработок и рекомендации, где были предложены классификации подвижных игр по разным основаниям
В основу моей работы легла классификация подвижных игр по развитию физических качеств. Остановлюсь подробнее на играх, способствующих развитию конкретных физических качеств.
Быстрота-это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. При этом выполнение таких заданий не должно занимать много времени и вызывать утомление. Средствами развития быстроты как двигательного качества, являются скоростные упражнения, поэтому для развития быстроты подбираю игры с бегом «Зайцы и волк», «У медведя во бору», «Ловишки» и др., представленные в таблице, а также разнообразные эстафеты.
Однако не всегда детям по состоянию здоровья показан быстрый бег. Поэтому провожу игры с учетом ограничения физической нагрузки по медицинским показаниям. Так, например, в игре «Жучок -Паучок» дети образуют круг. По сигналу водящего в кругу дети начинают движение.
Ловкость (координация движений) - это способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умения действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво. Различают два вида ловкости. Ручная ловкость – это умелые и точные движения руками при относительно малоподвижном туловище. Локомоторная ловкость – это двигательные действия, требующие перемещения в пространстве всего тела.
Для развития ручной ловкости использую игры с мячом, игры с лентами.
Для развития локомоторной ловкости использую игры «Не попадись», «Через болото», «Поймай комара», и др., а также эстафеты с предметами: «Пробеги, не задень», «Не урони шарик» и др.
Развитие одного из физических качеств определённым образом влияет на развитие другого. Поэтому одни и те же игры при изменении условий и правил одновременно могут развивать и быстроту и ловкость. Например, игра «Ловишка» : в первый раз учим играть, разъясняя правила игры, во второй раз - используем как средство развития быстроты (ставлю задачу перед детьми – как можно быстрее убежать от ловишки).
Гибкость - это способность выполнять движение с большой амплитудой. Гибкость не зависит от особенности телосложения, она является природным свойством человека. У детей дошкольного возраста опорно – двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание. Для развития гибкости использую подвижные игры :
•«Мостики»
•«Передача мяча»
•«Змейка»
Сила – внешнее сопротивление за счёт мышечных усилий. Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки).
Выносливость –это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без изменения её интенсивности. Это способность человека противостоять утомлению от выполняемой работы за счёт волевых усилий.
Подобранные подвижные игры использую в организованной и совместной с детьми деятельности.
В утренней гимнастике использую комплекс, состоящий из подвижных игр (2-3 игры разной степени интенсивности). Например: В начале утренней гимнастики провожу подвижную игру, в процессе которой использую разные виды ходьбы и бега, заданиями.
Образовательную деятельность по физическому развитию провожу в нетрадиционной форме: игра, соревнование, сказка, путешествие.
При подборе темы игровых занятий руководствуюсь тематическим планом и использую подвижные игры на закрепление двигательных умений и развитие физических качеств. Занятия игрового характера отличаются от традиционных тем, что для решения каждой части подбираю игры с соответствующими движениями. Такие занятия способствуют развитию произвольности выполнения двигательных действий, совершенствованию физических и морально – волевых качеств : ловкости, силы, выносливости, воли к победе; а также развитию положительных эмоций детей.
При подборе игр на каждый день учитываю время их проведения и место в режиме дня. Для закрепления и развития физических качеств повторяем игры в течение всего года в определенной последовательности. Имеется картотека подвижных игр. Свои игровые умения дети проявляют в самостоятельной деятельности.
Важным условием игровой деятельности является создание предметно – развивающей среды. Имеются султанчики, флажки, мячи, шведская стенка, бочка для лазания. качели для развития вестибулярного аппарата, платочки, ленточки; Данные пособия используются не только для общеразвивающих упражнений, но и в подвижных играх, например «Кто быстрее» и др. Для организации подвижных игр имеются шапочки различных игровых персонажей. Также в наличии фабричное оборудование для организации спортивных игр : кегли, кольцеброс, мячи разного качества и размера, обручи, канат для перетягивания. Это способствует формированию стойкого интереса к физическим упражнениям; желание играть в спортивные и подвижные игры; навыков самоорганизации и общения со сверстниками и развитию физических качеств.
Результативность опыта
В заключении хочется отметить, что активная двигательная деятельность игрового характера вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем
В комплексных программах отводится особая роль подвижной игре, однако, не в полной мере, игра используется как средство развития физических качеств. Я считаю, что для работы в данном направлении необходимо использовать, как комплексные программы, так и парциальные программы, которые помогут мне вести работу в нужном русле.