Получи документы

Описание опыта работы «Ручной труд как средство развития воображения и творческих способностей детей» (4 фото)

Наталья Самарина
Описание опыта работы «Ручной труд как средство развития воображения и творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы

(2 часть)

Особенности использования природного материала в работах.

Мир природы таинственен, необыкновенно красив и неповторим. Создавая оригинальные поделки из природного материала, дети прикасаются к её сокровенным тайнам, развивая при этом пространственное мышление, мелкую моторику, глазомер, свои творческие способности и художественное воображение, учатся бережно относиться к дарам природы, чувствовать и понимать особенности самого материала, замечать разнообразие красок, форм и фактуры. Задача воспитателя — воспитывать в детях умение видеть и ценить бесконечную красоту жизни, помочь ребятам овладеть мастерством предметного воплощения воображаемых художественных образов.

Публикация «Описание опыта работы „Ручной труд как средство развития воображения и творческих способностей детей“» размещена в разделах

Природный материал: что собирать и как хранить.

Материал, как правило, собирается летним или осенним днём в парке, саду, лесу, на дачном участке, в поле — во время семейного отдыха, приятных прогулок или увлекательных экскурсий. Стоит помнить, что фактура и форма недозрелых ягод и семян при высыхании видоизменяется.

Описание опыта работы «Ручной труд как средство развития воображения и творческих способностей детей»

• Продолговатые по форме шишки ели, крупные по размеру плоды сосны или кедра — прекрасный материал для туловища человечка или животного. Чтобы сохранить нераскрытую форму, шишку необходимо смазать клеем или лаком и высушить в перевёрнутом виде. Собранные в сухую погоду или высушенные в тёплом месте шишки имеют «пушистую» форму с раскрывшимися чешуйками.

• Хвойные иголки — собирать можно круглый год, для конструирования игрушек лучше использовать зелёную хвою.

• Ветки, корешки — детская фантазия и смекалка помогут увидеть в изогнутых линиях элементы мебели, фигуру гимнаста, образ осьминога и т. д.

• Сухие листья — интересное и красочное декоративное дополнение, которое может превратиться в лепестки волшебного цветка, крылья сказочной птицы или яркой бабочки, стать парусом корабля, украсить красивыми плавниками рыбок в аквариуме.

• Початки и листья кукурузы — практичный материал для изготовления объёмных фигур, а мягкие, пластичные листья пригодятся для различного рода дополнений (ленточки, бантики, поясочки, платья).

• Скорлупа яиц — незаменимый материал для изготовления объёмных поделок. Чтобы сохранить целой яичную скорлупу, в сыром яйце с обеих сторон с помощью иглы проделываются отверстия и выдувается содержимое, затем скорлупу моют и высушивают.

• Скорлупа грецких, лесных, кедровых орехов подойдёт для конструирования ёлочных игрушек, фигурок сказочных человечков, животных, птиц и насекомых.

• Свежие каштаны и жёлуди легко поддаются обработке, для соединения деталей применяется осевое крепление (две детали протыкаются стержнем-палочкой).

Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т. к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное этот материал можно всегда найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование «бытового мусора» приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Еще В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Фото «Ручной труд как средство развития воображения и творческих способностей детей»

Т. к. материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляются определенные требования:

- должен быть безопасен для детей (не токсичным, не вызывать аллергию)

- тщательно промытым и высушенным

- доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.).

Работа по изготовлению игрушек из бросового материала – это вид деятельности, основным содержанием которого является созидание. Сколько вкладывется в нее выдумки и фантазии, сколько терпения и души.

Описание опыта работы - фото

У современных детей сегодня существует богатый выбор различных красочно оформленных игр и игрушек фабричного изготовления. Но, как видно из практики нашей работы, дети очень любят играть с игрушками, созданными своими руками и руками взрослого.

1.2. Методические приемы, стимулирующие творческую активность

В работе с детьми необходимо использовать наиболее эффективные методы и приемы:

1. Создание заинтересованности, игровые приемы.

Живой интерес у детей вызовет занятие, построенное в форме игры, когда педагог от имени героя известной сказки или персонажа любимого мультфильма пригласит их в увлекательное путешествие в страну мастеров или организует экскурсию в волшебный музей поделок, где покажет инструменты и откроет секреты изготовления музейных экспонатов.

Сюрпризным моментом может стать введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, воображаемого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, создаст игровую ситуацию, озадачит и удивит, пригласит малышей в занимательное путешествие.

2. Использование художественного слова и музыкального сопровождения.

Воспитатель использует интересные пословицы, загадки и стихотворения о деревьях, цветах, овощах и фруктах, которые развивают воображение и в художественной форме знакомят с материалом.

Загадки о животных

Загадка Ответ

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк? Белка

Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмёшь,

А зовётся это… Ёж

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф.

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он… Жираф

Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится. Заяц

Он и стройный, и красивый,

У него густая грива!

Он копытцами — цок-цок!

Покатай меня, дружок! Конь

Глазищи, усищи,

Когтищи, хвостище,

А моется всех чище. Кот

Краса-девица

Петь мастерица.

Живёт на болоте

В зелёном капоте,

Глаза — как плошки:

Берегитесь, мошки! Лягушка

3. Напоминание правил по технике безопасности при работе с инструментами.

4. Обследование материала

Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть подготовленный материал, пофантазировать и вообразить, в какой предмет или образ может превратиться камушек, веточка, шишка или скорлупа грецкого ореха, продумать способы обработки, проанализировать приёмы объединения отдельных частей, придумать декоративные детали и оригинальные украшения, предложить композиционные решения.

5. Рассматривание схем последовательности работы.

Первые шаги в ручном труде дети делают по образцу, затем постепенно переходят к выполнению более сложных заданий, конструируя по заданному алгоритму из большего набора деталей и элементов, наконец, создают изделия по собственному творческому замыслу. Конструирование копии поделки по образцу помогает освоить и закрепить технические приёмы работы, осознать и запомнить последовательность действий, стимулирует желание самостоятельно творить и созидать, помогает испытать чувство эмоционального удовлетворения от конечного результата.

6. Показ с объяснением.

• Воспитатель рассказывает об особенностях материала.

• Пробуждает интерес к творческому созданию красивой поделки.

• Вместе с детьми выбирает шишку для туловища сказочного лесного человечка.

• Подбирает материал, из которого можно смастерить голову, ручки, ножки, волосы, устойчивую подставку для фигурки.

• Педагог демонстрирует, какими способами можно соединить детали поделки, как составить ожерелье, нанизывая ягоды на нить.

7. Активизация речи детей, уточняющие вопросы.

8. Динамическая пауза.

9. Практическая деятельность детей.

Дети приступают к самостоятельному созданию поделки под контролем педагога, который следит за соблюдением техники безопасности. Освоив элементарные технические навыки, дети могут приступать к экспериментированию с материалами, самостоятельно планируя этапы работы и выбирая оптимальные приёмы творческой работы.

10. Помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется.

11. Анализ и самооценка деятельности детьми.

При обучении детей различным способам преобразования материалов, наиболее значительное место среди используемых методов и приемов занимает показ способов работы. На первых занятиях полный показ с подробным объяснением своих действий с предметами, размышляя и рассуждая при детях вслух, тем самым побуждая детей думать вслух, т. е. мастерить и проговаривать свои действия, применяя подходящие при этом пословицы и поговорки.

2. Организация взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников

Большое внимание уделяется работе с родителями. Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, изготовлении сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации трудовой деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей. Родители с детьми показывают своё совместное творчество и с удовольствием рассматривают работы, представленные на выставке.

Нами проводятся мастер-классы для родителей и тематические родительские собрания.

Для реализации ручного труда в нашей группе я создала «Волшебный сундучок», в который мы совместно с детьми и родителями собираем бросовый и природный материал, необходимые инструменты, которые мы используем в работе.

Фото №1 часть Особенности использования природного материала в работах

Необходимо рекомендовать родителям обратить внимание на коррекционную работу с детьми. Во-первых, необходимо приучать ребенка к самостоятельности - сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Во-вторых, нужно научить малыша бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу.

Результативность работы с воспитанниками

Систематическая комплексная работа по развитию ручной умелости является непременным условием развития речи, вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе.

К концу подготовительной группы дети смогут:

1. приобрести устойчивый интерес к различным видам конструирования и ручного труда;

2. свободно действовать с различными материалами и инструментами;

3. овладеть простейшими навыками работы, приобрести ручную умелость;

4. добиваться результатов в продуктивной деятельности и использовать их в игре и жизни;

5. занимать себя практической деятельностью в свободное время;

6. стремиться расширить свои знания и практические возможности, общаясь со взрослыми, сверстниками, самостоятельно экспериментируя с материалами.

Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий, технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяют детям почувствовать свою успешность. У ребят уже сегодня наблюдается устойчивый интерес к продуктивной деятельности.

Перспектива в работе :

Однако для создания наиболее оптимальных условий по трудовому воспитанию дошкольников нами намечено:

1. продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды;

2. оптимизировать методы и приемы, формы методической работы по ручному труду.

Заключение

Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком вместе, на равных, как партнеры, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Дети не бояться действовать с различными материалами и инструментами, они добиваются результатов в продуктивной деятельности, используя их в игре. С большим удовольствием экспериментируют и участвуют в конкурсах различного уровня.

Список литературы

1. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду : Учебно-методическое пособие. М. : ИД «Цветной мир», 2011.

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М: 2003, 344с.

3. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. - М: Мозайка-Синтез, 2007.

4. Литвинович О. В. Совместная трудовая деятельность в детском саду // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 4. – С. 28–31.

5. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др. ; Под ред. С. А. Козловой. — М. : Издательский центр «Академия», 2002.

6. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада //Дыбина О. В. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 169с.

Публикации по теме:

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

«Петушок — красный гребешок». Ручной труд как средство разностороннего развития ребенка«Петушок — красный гребешок». Ручной труд как средство разностороннего развития ребенка Ручной труд для детей, необходим ли он вообще? Работа с ножницами, клеем, бумагой, природным и бросовым материалом. Что ребенку дают.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание опыта работы «Ручной труд как средство развития воображения и творческих способностей детей»
Опубликовано: 20 декабря 2021 в 18:17
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описание опыта работы «Ручной труд как средство развития воображения и творческих способностей детей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Самарина (УИ 1311554) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД