Описание опыта работы по системе взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ

Валентина Попова
Описание опыта работы по системе взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ

Описание опыта работы

по системе взаимодействия с семьями воспитанников МДОУ.

Одним из участников образовательного процесса являются родители (законные представители) воспитанников. Взаимоотношения между участниками образовательного процесса регулируются действующим законодательством, Уставом детского сада, родительским договором. Родительский договор заключается с каждой семьей индивидуально и гарантирует создание комфортных условий пребывания и предоставления полного спектра образовательных услуг в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка и образовательными потребностями родителей.

В нашем дошкольном учреждении родителям предлагается участие в процессе образования, воспитания, свободное посещение совместной деятельности педагога с детьми, режимных моментов.

Традиционные формы работы с семьями воспитанников такие как: консультации, встречи, беседы, собрания дают определенные результаты.

В настоящее время необходимо более тесное сотрудничество между администрацией, педагогами дошкольного учреждения и родителями.

Для этого внедряются разнообразные формы работы с семьями воспитанников: выставки, совместные музыкальные и спортивные праздники, проведение «Дня открытых дверей», фотолетопись жизни дошкольного учреждения и отдельной группы, совместные творческие выставки детей и родителей, интернет ресурсы. Совместная деятельность, тесное дружеское общение сближает взрослых и детей, создает положительный эмоциональный комфорт в МДОУ.

Изучение мнения родителей об организации режима дня питания, оздоровительной, образовательной и досуговой деятельности, условиях содержания детей, об отношении ребенка к дошкольному учреждению и степени профессионализма педагогов показало, что родители доверяют коллективу и руководителю МДОУ и в целом довольны работой детского сада.

Большинство родителей (75-80 %) заинтересованы в результатах работы, но не в полной мере осознают степень значимости совместных усилий и, в силу этого, недостаточно включаются в образовательный процесс.

Таким образом, выявлено противоречие между необходимостью объединения усилий учреждения и семьи для достижения оптимальных результатов и недостаточной степенью вовлеченности родителей в образовательный процесс. Эту проблему будем продолжать решать с помощью современных нетрадиционных форм работы дошкольного учреждения и семьи. Для этого необходимо продолжать совершенствовать систему партнерского сотрудничества с родителями воспитанников.

Детский сад расположен в районе, где проживают семьи, представляющие разные слои населения, с разным материальным достатком и образовательным требованиями. Для молодых и многодетных семей, с небольшим и средним достатком, важным фактором является то, что образовательные услуги и развивающая помощь детям предоставляется в соответствии с общим образовательным стандартом.

В детском саду сложилась система взаимодействия с семьей воспитанников. В основе этой системы — изучение контингента родителей (возраст, образование, профессия, хобби, настроенность на взаимодействие с педагогическим коллективом МДОУ); образовательные запросы родителей. Основываясь на данных социологического опроса родителей воспитанников, посещающих дошкольное учреждение, мы выделили состав их семей по следующим категориям:

Характеристика типов семей воспитанников МДОУ

Критерии

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Состав семьи

Полная 158 217 225

Неполная (разведенная) 52 46 22

Мать одиночка 28 25 16

Малообеспеченные 2 - -

Многодетная 34 34 38

Опекуны 2 2 1

Этнические группы

Русские 260 250 248

Армяне 3 6 9

Кабардинцы - - -

Дагестанцы 4 5 4

Табасаранцы 3 1 2

В структуре этой системы:

-педагогическое просвещение родителей (дифференцирование в соответствии с образовательными запросами, уровнем психолого-педагогической культуры) через интнрактивные формы работы: адресные консультации, деловые игры, педагогичсекие рукописные журналы, изучение, накопление передового педагогического семейного опыта;

— информирование родителей о состоянии и перспективах работы МДОУ в целом, отдельных групп через родительские собрания, родительские конференции;

— включение родителей в образовательный процесс (через Дни открытых дверей, привлечение родителей к творческим вечерам, конкурсам, выставкам, совместным экскурсиям и походам);

— привлечение родителей к участию в работе МДОУ, родительского комитета

В основе мониторинга эффективности взаимодействия с семьей – сбор, хранение, обработка и распространение информации, обеспечивающей непрерывное наблюдение за состоянием взаимодействия МДОУ с семьей и прогнозирующую возможные условия, средства и методы ее улучшения.

Структурно-функциональная модель условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.

Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном педагогом – психологам по письменному запросу родителей.

Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (индивидуальное или подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки, презентация, видеотека, интернет ресурсы и т. д.).

Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами.

С этой целью проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступить с ребенком в общение.

Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, походу, разработка общего проекта и т. д.).

Для решения данной задачи используются соответствующие формы взаимодействия: игротека, встреча с интересным человеком, праздники.

Второй блок содержит информацию, направленную на решения конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развития. Формы и методы работы, используются медсестрой, специалистами, педагогами и психологом, зависят от информации, полученной при анализе ситуации в рамках 1 блока.

Контрольно-оценочный блок – это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями используется опрос, оценочные листы, экспресс-диагностика и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов.

Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. используются для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Проводимая работа в детском саду показала, что работа с моделью, позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы МДОУ.

Реализация такой системы способствует включению родителей в единый воспитательный коллектив МДОУ. Показателем ее результативности являются:

удовлетворительность родителей работой МДОУ;

удовлетворенностью степенью информированности о МДОУ в целом,о деятельности группы в целом, о ребенке и т. д.

удовлетворенность родителей характером их взаимодействия с педагогами и руководителями МДОУ

Публикации по теме:

Формирование нравственных эталонов у старших дошкольников в рамках работы ДОУ с семьями воспитанников Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственных качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости,.

Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников Общеизвестно, что детство – это уникальный период в.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников (из опыта работы) Доклад «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников» У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми,.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по организации взаимодействия с семьями воспитанников в условиях введения ФГОС "Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно.

План взаимодействия с семьями воспитанников в ясельной группе от 1.5 до 2.5 лет РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРВОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ВОСПИТАТЕЛЬ: ВАНЬКАЕВА НАТАЛЬЯ. Цель: Установление доверительных взаимоотношений между.

План взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в разновозрастной группе Предлагаю вашему вниманию план взаимодействия с семьями воспитанников на 2 полугодие в нашей разновозрастной группе "Лучик".Январь( 2-я.

План взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группыПлан взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группы СЕНТЯБРЬ1. Групповое родительское собрание «Готовимся вместе к школе». Цель:знакомство родителей с задачами воспитания и обучения детей.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Описание опыта работы по системе взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ
Опубликовано: 23 июля 2018 в 14:01
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра по звуко-буквенному анализу «Волшебный коврик»
Как эффективно подготовить ребенка к школе? Умение детей слушать воспитателя и выделять звуки в слове, определять их порядок и последовательность...
Дидактическая игра своими руками «Кто где живёт?», «Кто что ест?» по принципу Кругов...
Цель игры: дать ребенку представление об особенностях жилья разных животных, расширять знания о среде их обитания; развивать мышление, память, речь;...
Фотоотчет о спонтанной акции «Помоги птицам зимой»
Доброе время суток всем, кто нашел минуточку и заглянул в гости. Сегодня я расскажу об акции, которая произошла спонтанно после организованной...
«Твои помощники — руки». Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и...
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» ( образовательные компоненты «Здоровье и личная гигиена», «Безопасность жизнедеятельности»)...
Фотоотчет «Конструктивная деятельность детей»
Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для Вашего ребёнка. Конструирование...