Описание опыта работы по системе взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ

Валентина Попова
Описание опыта работы по системе взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ

Описание опыта работы

по системе взаимодействия с семьями воспитанников МДОУ.

Одним из участников образовательного процесса являются родители (законные представители) воспитанников. Взаимоотношения между участниками образовательного процесса регулируются действующим законодательством, Уставом детского сада, родительским договором. Родительский договор заключается с каждой семьей индивидуально и гарантирует создание комфортных условий пребывания и предоставления полного спектра образовательных услуг в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка и образовательными потребностями родителей.

В нашем дошкольном учреждении родителям предлагается участие в процессе образования, воспитания, свободное посещение совместной деятельности педагога с детьми, режимных моментов.

Традиционные формы работы с семьями воспитанников такие как: консультации, встречи, беседы, собрания дают определенные результаты.

В настоящее время необходимо более тесное сотрудничество между администрацией, педагогами дошкольного учреждения и родителями.

Для этого внедряются разнообразные формы работы с семьями воспитанников: выставки, совместные музыкальные и спортивные праздники, проведение «Дня открытых дверей», фотолетопись жизни дошкольного учреждения и отдельной группы, совместные творческие выставки детей и родителей, интернет ресурсы. Совместная деятельность, тесное дружеское общение сближает взрослых и детей, создает положительный эмоциональный комфорт в МДОУ.

Изучение мнения родителей об организации режима дня питания, оздоровительной, образовательной и досуговой деятельности, условиях содержания детей, об отношении ребенка к дошкольному учреждению и степени профессионализма педагогов показало, что родители доверяют коллективу и руководителю МДОУ и в целом довольны работой детского сада.

Большинство родителей (75-80 %) заинтересованы в результатах работы, но не в полной мере осознают степень значимости совместных усилий и, в силу этого, недостаточно включаются в образовательный процесс.

Таким образом, выявлено противоречие между необходимостью объединения усилий учреждения и семьи для достижения оптимальных результатов и недостаточной степенью вовлеченности родителей в образовательный процесс. Эту проблему будем продолжать решать с помощью современных нетрадиционных форм работы дошкольного учреждения и семьи. Для этого необходимо продолжать совершенствовать систему партнерского сотрудничества с родителями воспитанников.

Детский сад расположен в районе, где проживают семьи, представляющие разные слои населения, с разным материальным достатком и образовательным требованиями. Для молодых и многодетных семей, с небольшим и средним достатком, важным фактором является то, что образовательные услуги и развивающая помощь детям предоставляется в соответствии с общим образовательным стандартом.

В детском саду сложилась система взаимодействия с семьей воспитанников. В основе этой системы — изучение контингента родителей (возраст, образование, профессия, хобби, настроенность на взаимодействие с педагогическим коллективом МДОУ); образовательные запросы родителей. Основываясь на данных социологического опроса родителей воспитанников, посещающих дошкольное учреждение, мы выделили состав их семей по следующим категориям:

Характеристика типов семей воспитанников МДОУ

Критерии

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Состав семьи

Полная 158 217 225

Неполная (разведенная) 52 46 22

Мать одиночка 28 25 16

Малообеспеченные 2 - -

Многодетная 34 34 38

Опекуны 2 2 1

Этнические группы

Русские 260 250 248

Армяне 3 6 9

Кабардинцы - - -

Дагестанцы 4 5 4

Табасаранцы 3 1 2

В структуре этой системы:

-педагогическое просвещение родителей (дифференцирование в соответствии с образовательными запросами, уровнем психолого-педагогической культуры) через интнрактивные формы работы: адресные консультации, деловые игры, педагогичсекие рукописные журналы, изучение, накопление передового педагогического семейного опыта;

— информирование родителей о состоянии и перспективах работы МДОУ в целом, отдельных групп через родительские собрания, родительские конференции;

— включение родителей в образовательный процесс (через Дни открытых дверей, привлечение родителей к творческим вечерам, конкурсам, выставкам, совместным экскурсиям и походам);

— привлечение родителей к участию в работе МДОУ, родительского комитета

В основе мониторинга эффективности взаимодействия с семьей – сбор, хранение, обработка и распространение информации, обеспечивающей непрерывное наблюдение за состоянием взаимодействия МДОУ с семьей и прогнозирующую возможные условия, средства и методы ее улучшения.

Структурно-функциональная модель условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.

Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном педагогом – психологам по письменному запросу родителей.

Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (индивидуальное или подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки, презентация, видеотека, интернет ресурсы и т. д.).

Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами.

С этой целью проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступить с ребенком в общение.

Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, походу, разработка общего проекта и т. д.).

Для решения данной задачи используются соответствующие формы взаимодействия: игротека, встреча с интересным человеком, праздники.

Второй блок содержит информацию, направленную на решения конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развития. Формы и методы работы, используются медсестрой, специалистами, педагогами и психологом, зависят от информации, полученной при анализе ситуации в рамках 1 блока.

Контрольно-оценочный блок – это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями используется опрос, оценочные листы, экспресс-диагностика и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов.

Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. используются для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Проводимая работа в детском саду показала, что работа с моделью, позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы МДОУ.

Реализация такой системы способствует включению родителей в единый воспитательный коллектив МДОУ. Показателем ее результативности являются:

удовлетворительность родителей работой МДОУ;

удовлетворенностью степенью информированности о МДОУ в целом,о деятельности группы в целом, о ребенке и т. д.

удовлетворенность родителей характером их взаимодействия с педагогами и руководителями МДОУ

Публикации по теме:

Формирование нравственных эталонов у старших дошкольников в рамках работы ДОУ с семьями воспитанников Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственных качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости,.

Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников Общеизвестно, что детство – это уникальный период в.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников (из опыта работы) Доклад «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников» У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми,.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Описание опыта работы по системе взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ
Опубликовано: 23 июля 2018 в 14:01
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс дидактической игры «Лото малышам»
Сырова Наталья Анатольевна. Мастер - класс дидактической игры " Лото малышам". Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня я хочу поделиться с вами мастер –...
Оформление первой младшей группы «Бельчата»
Уважаемые коллеги хочу предоставить Вашему вниманию оформление моей I младшей группы "Бельчата". Начну с раздевалки и стенда, который мы оформили вместе...
Видео «Танец светлячков»
Видео танца светлячков Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию видеозапись танца светлячков из нашей театральной постановки "Как паучок нашёл себе...
Конспект занятия «Чудесная вода»
Тема: «Чудесная вода» Цель: Формировать у детей представление о свойствах воды ее значении. Задачи: 1. Создать целостное представление о воде как о...
Экспериментальная деятельность детей с тенью на прогулке
Цели: - продолжать создавать условия для экспериментальной деятельности детей; - формировать интерес к экспериментальной деятельности; - вовлекать...